Социофобия в тренде, или К чему приводит недостаток общения

Как совладать со своим эгоизмом, какая польза от общения, что лучше - индивидуализм или коллективизм, советует архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ

0
721
Время на чтение 4 минуты

.

 

- Отче, сегодня активно культивируется эгоизм. Многие считают, что в этом нет ничего плохого. Чем он опасен?

- Самолюбие, самость, эгоизм - это черты характера плотского человека. Святитель Феофан Затворник говорит, что плотской человек, в первую очередь, самолюбивый.

- А что значит самолюбивый? И как самолюбие возникает?

- Самолюбивые люди считают, что весь мир должен крутиться вокруг них, они центр, а все остальное - семья, другие люди - это только винтики системы. Сегодня, с одной стороны, мы видим духовное возрождение: строятся храмы, восстанавливаются монастыри, а с другой - наблюдаем безграничную свободу, легкость в получении сомнительных плотских удовольствий. И вот этот своеобразный вал давит на человека и вынуждает его жить по законам мира, диктующего свои условия. Отсюда и самость, самолюбие, эгоизм, индивидуализм.

- Индивидуализм не лучше ли коллективизма, который пропагандировался в советское время?

- Это две крайности. Коллективизм насаждался грубым искусственным способом. Всем известно, как в 20-30-е годы прошлого века людей раскулачивали, насильно лишали имущества и загоняли в колхозы, заводские артели... Желание работать в коллективе исходило не от человека.

А сегодня, когда принудительно никто никого никуда не гонит, у людей появился порыв свободы, стремление самостоятельно устраивать свою жизнь, облагораживать среду. Но зачастую через эти благородные, на первый взгляд, желания человек впадает в другую крайность - чрезмерно индивидуализируется, пытается оградиться от всех и строить свой мир, нанося своей деятельностью вред другим людям.

- Из-за чего возникают крайности?

- Из-за того, что в жизни многих и многих людей не всегда отводится место Христу. По выражению А. И. Солженицына, если в советское время Христа гнали, то в современном обществе Его место пока еще где-то в сенях, и Он должен там сидеть тихо-тихо, не смея даже пикнуть.

Когда же человек в центр своей жизни ставит Христа Спасителя, тогда он находит возможность и для уединения, и для того, чтобы общаться и созидательно трудиться вместе с другими людьми. Ведь каждый из нас может себя полностью реализовать и почувствовать счастливым только в общении и соработничестве с другими. Особенно отчетливо это проявляется, например, в семейной жизни или в общежительном монастыре.

Семейная жизнь в идеале должна строиться по образу Святой Троицы: отец, мать и дитя - это своего рода три ипостаси Святой Троицы. Все они между собою связаны и составляют единое целое, оставаясь при этом личностями.

Когда человек стремится к Богу, старается уподобляться Ему, исполнять заповеди, тогда крайностей индивидуализма и коллективизма не возникает. Если же Господь в стороне - проблем не избежать.

Крайняя степень эгоизма возникает, когда человек замыкается в себе.

Вспоминаю случай, который передает один известный священник по публикации в газете «Нью-Йорк Таймс». Там сообщалось, что скончался человек и никто этого даже не заметил. Он жил в большом доме на верхнем этаже, нижние сдавал квартирантам, которые аккуратно перечисляли деньги за аренду ему на карточку. Интересно, что этот человек ни с кем не общался, никто ему не был нужен. И никто им не интересовался, никто ему не звонил, а потому после смерти его тело пролежало непогребенным два года или больше... Это показательный результат высшей степени эгоизма, когда человек живет лишь сам для себя.

- Должны ли мы иметь личное пространство с точки зрения христианской морали? Если да, то каким оно должно быть?

- Конечно, но при условии, что общение полностью не исключается. Не случайно апостол призывает христиан: «Не забывайте... общительности» (Евр. 13:16).

Человек может уединяться. Но для чего? В первую очередь, для молитвы, чтобы никто не мешал. В Ближних и Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры множество мощей преподобных, которые несли подвиг молитвы в полном уединении - затворе. Сам Господь дает нам такой пример. Он часто любил восходить на гору, чтобы помолиться наедине (см. Мф. 14:23). Так же, к примеру, человеку, пребывающему в состоянии гнева или другой какой-то страсти, полезно побыть одному. Правда, по мысли преподобного Иоанна Лествичника, такой прием не всем полезен. Некоторым целесообразнее пообщаться с другими людьми, которые могут успокоить, дать дельный совет. А если человек в состоянии гнева замкнется в себе, то не найдет выхода. Он начнет себе в уме еще больше нагнетать ситуацию, придумывать то, чего в реальности не было.

- Общение - великое благо для нас?

- Безусловно. Главное - знать меру. Во время общения праздного, например, в соцсетях, мы лишь зря теряем время. Ныне, к сожалению, праздное общение превращается в эпидемию.

- Какова цель общения христиан?

- Любовь. Всякое наше общение - это выражение уважения, почтения другому человеку. А уважение и почтение - первая ступенька любви. Если её нет, тогда никто даже здороваться не будет.

- А как бороться с закоренелым эгоизмом?

- В первую очередь нужно преодолевать свое эго, «я».

- Каким путем?

- Борьба со страстями (гордыней, завистью, чревоугодием, блудом и т. д.) одновременно подсекает корень эгоизма. Надежные средства для этой борьбы - молитва, пост, покаяние, причастие Святых Христовых Таин. Нужно чаще ставить себя на место другого, больше помогать. Кроме того, важно учиться заменять невольно насаждаемое ныне виртуальное общение реальным. Вопреки нашей занятости, надо всегда находить время, чтобы встретиться с друзьями, попить чаю, побеседовать.

- «Носите бремена друг друга», как сказал Спаситель. А это возможно только в живом общении.

- При живом общении души соприкасаются.

- Как красиво!

- Если во время виртуального общения можно одно думать, а другое говорить, то, встречаясь с человеком с глазу на глаз, душу трудно обмануть. Собеседник сразу чувствует, где лишь игра слов, театр, а где правда. Общение должно быть всегдашним желанием помочь, поддержать друг друга.

Беседовала Наталья Горошкова

Источник: Православная жизнь
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Маркелл (Павук)
Все статьи Архимандрит Маркелл (Павук)
Наталья Горошкова
Все статьи Наталья Горошкова
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Греция – Македония: спор из-за Александра Македонского не утихает
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:48
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Константин В.
18.11.2024 19:37
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Наталья Сидорина
18.11.2024 19:31
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от seaduck
18.11.2024 17:59
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12