Одной из острейших тем последних месяцев остаётся массовый снос памятников советским воинам в Польше, в целях борьбы с наследием «советской оккупации». А вот в соседней Чехии монументы не трогают, хотя вопросов к социалистическому прошлому хватает и там. Почему же в двух западнославянских государствах, переживших нацистскую оккупацию и затем строивших социализм, по-разному относятся к наследию прошлого?
Начнём с Польши, где сведение исторических счётов с соседями остаётся краеугольным камне политики правящей партии «Право и справедливость». Собственно говоря, её деятели ещё с начала 1990-х делали себе карьеру на борьбе с прошлым. Так, ещё 26 лет назад главным «люстратором» страны стал нынешний министр обороны Польши Антоний Мацеревич, видевший советских агентов чуть ли не во всех, включая признанного борца с социализмом Леха Валенсу.
Собственно говоря, ещё в те времена война с памятниками в Польше и началась. Так, 26 лет назад в Кракове снесли памятник маршалу Ивану Степановичу Коневу, войска которого и освободили старую польскую столицу в январе 1945 года. И не просто освободили, а ещё и спасли от разрушений, подобных варшавским. И в том, что сегодня Краков превратился в главный туристический центр страны, есть огромная заслуга И.С. Конева. Но «борьба с коммунизмом» оказалась важнее...
Со второй половины 1990-х острую фазу борьбы с монументами поляки вроде бы прошли, но в годы президентства Леха Качиньского (2005-2010) вопрос встал вновь. В те годы массового сноса не случилось, но призрак витал в воздухе. Новый сезон «охоты» на памятники начался после начала украинского кризиса. В мае 2014 года в Катовице сбросили с постамента Монумент благодарности Красной армии, а в Варшаве не вернули на место после реставрации Памятник советско-польскому братству по оружию.
После возвращения к власти представителей «Права и справедливости» два года назад войну с прошлым и вовсе поставили на широкую ногу. Так, в городке Пененжно недалеко от границы с Россией снесли памятник легендарному генералу Ивану Даниловичу Черняховскому.
В Щецине вандалы с молчаливого одобрения властей повредили Памятник благодарности Красной армии. В Варшаве в этом году испохабили надгробия на воинском кладбище. Подобного рода инциденты можно перечислять и перечислять...
Наконец, 22 июня (дата выглядит как демонстративный плевок в сторону России) текущего года Сейм принял закон о демонтаже монументов, напоминающих о «советской оккупации». Против отдали голоса всего несколько человек. Документ поддержали не только депутаты правящей партии, но и сторонники председателя Евросоюза Дональда Туска из «Гражданской платформы», и представители партии «Куки-20», и депутаты от Крестьянской партии. 2 сентября закон вступил в силу.
Обосновал эти действия глава МИД Польши Витольд Ващиковский. «Необходимо помнить, что Советский Союз способствовал началу Второй мировой войны, а также вместе с немцами вторгся в Польшу. Таким образом, это совместная ответственность за развязывание Второй мировой войны... Если это памятники на кладбище - то они под защитой. Если нет - то почему мы должны их ценить?», - заявил он.
Выступления против сноса памятников все же имели место. Так, совсем недавно в городе Дравско-Поморье жители не дали убрать памятник советским танкистам. Но обольщаться не стоит.
Подавляющее большинство поляков как минимум не против войны с монументами, массового протеста по данному поводу не видно. А политическая элита страны показала почти полное единодушие в этом вопросе.
И теперь как минимум 230 памятников (называлась и цифра в 350) пойдут под снос.
Особенно дико демонтаж будет смотреться в Гданьске, Щецине или Вроцлаве, которые до 1945 года носили названия Данциг, Штеттин и Бреслау. Благодаря Советскому Союзу Польша получила до трети своей нынешней территории, включая длинный выход к Балтийскому морю и большие залежи угля в Силезии. Если уж до конца следовать логике отказа от советского наследия - надобно эти земли вернуть Германии... Но от неё, как и от России, польские власти отчего-то до сих пор хотят репарации.
Благодаря тому, что происходит в Польше, может возникнуть ощущение, что бывшие социалистические страны переживают новую войну с историей. Но это не так. В Чехии никакой войны с памятниками не ведётся. Как и у северо-восточных соседей, здесь подавляющее большинство и политиков, и граждан отрицательно воспринимают времена социализма. Особо острые чувства вызывает ввод войск стран Варшавского договора в Чехословакию в августе 1968 года. Но вандализмом это сегодня не оборачивается.
Нельзя сказать, что чехов миновала участь войны с памятниками. 26 лет назад в Праге покрасили розовой краской Памятник танкистам-освободителям. Отмывать его никто не стал - в том же 1991 году его демонтировали, и сегодня он стоит в таком виде в военно-техническом музее в Лешанах. Неоднократно были и случаи появления на памятниках похабных надписей. Во втором по величине городе страны Брно вандалы сбили серп и молот с памятника красноармейцам в районе Кралово Поле...
Но большой масштаб подобная вакханалия не приобрела - и тем более, дело не дошло до массового сноса памятников. К слову, серп и молот в Брно очень быстро вернули на прежнее место. Весьма показательна и ещё одна история в том же городе. В 2013 году там отправили на реставрацию стоящий в самом центре города Памятник воину-освободителю. И, в отличие от Варшавы, вернули на место. Также происходило и в ряде других случаев.
Долгое время бывшие чешские радикальные диссиденты-антисоветчики добивались демонтажа памятника маршалу Коневу и переименования названной в честь него улицы. Однако и ветеранские организации, и бывший и нынешний президенты Вацлав Клаус и Милош Земан выступили категорически против. В 2015 году вновь пошли разговоры, что монумент можно бы и снести, но из этой затеи опять ничего не вышло. Освободитель и почётный гражданин Праги Конев где стоял, там и стоит.
Ничего не происходит и с памятником на мемориальном Ольшанском кладбище в Праге, где похоронены красноармейцы, павшие в мае 1945 года. Да, рядом есть памятный знак РОА - но памятника её бойцам там нет. Власовцы в Праге тоже погибли в боях с немцами, но попытка превратить их в освободителей столицы не прошла.
Чехи отлично помнят, кому они обязаны сохранением и освобождением и города, и страны. Как сказал президент Земан, если бы не Красная армия, то «чехи говорили бы по-немецки и кидали зиги».
Почему же чехи не уподобились полякам? Вроде бы неприязнь ко временам социализма у них тоже есть. Есть и свои откровенные русофобы вроде бывшего главы МИД Карела Шварценберга и его соратников по партии «Топ-09». Да и ряд других политических сил настроены антироссийски, всячески поддерживая санкции против нашей страны. Тем не менее даже до постановки в парламенте законопроекта о сносе памятников, подобного польскому, дело не дошло.
Одна из этих составляющих - глубина противоречий с Россией. На уровне государств Чехия с нами не сражалась никогда (белочехи времён Гражданской войны были, но новообразованная Чехословакией с Россией как со страной не воевала). А от перечисления русско-польских войн можно со счёта сбиться. Между русскими и чехами никогда не было спорных территорий - в отличие от поляков.
В отличие от поляков, чехи не стали запрещать Коммунистическую партию, которая имеет свои 10-15% голосов и стабильна представлена в парламенте - хотя в правительство её никто не звал. Есть там и «правые» русофилы националистического толка, и они тоже периодически проходят в парламент. Откровенные русофобы тоже имеют свои плюс-минус 15%, но в Польше эти цифры - куда выше. Так что поведение властей вполне соотносится с настроениями, царящими в обществе.
Вероятно, играет свою роль и уровень жизни. В Чехии он существенно выше, чехи крайне редко едут в другие страны на заработки. О поляках этого не скажешь - до пяти миллионов граждан Польши работают в Германии, Франции, Великобритании, Норвегии... Соответственно, у польских политиков возникает потребность в оправдании собственных провалов в экономике различными историческими делами. У чехов такая потребность значительно меньше.
Эта история парадоксальна ещё и в том смысле, что поляки считают себя верующими католиками, а чехи - одна из самых нерелигиозных наций в мире. О вере и традициях политики из «Права и справедливости» говорят постоянно, и тут же, вопреки христианскому вероучению, начинают борьбу с мёртвыми.
Чешские политики говорят об этом куда реже, но государственного вандализма, в отличие от соседей, в их стране нет.
Источник: Столетие.Ru