Первая мировая война как результат дехристианизации Европы

0
1006
Время на чтение 8 минут
Доктор экономических наук, ученый, писатель-публицист Валентин Катасонов продолжает разговор на тему «Святитель Николай Сербский о войне», начатый в статьях «Церковь и войны» и «О "патриотизме" и "империализме"»

Ещё сказал Евреям славный Господь наш: Как вы можете веровать в Евангелие, если принимаете славу друг от друга, а славы, которая едино от Бога, не ищете. Очень подходит к еретическим богословам…Каковы последствия такого еретического преклонения перед миром? Опустошительные, с точки зрения Евангелия. Опустошительные для жизни еретических народов, как индивидуальной, так и социальной. Опустошительные для веры, для культуры, экономики, политики, морали и для брака – для всего. Ведь наше отношение ко Христу, Вестнику Радости, определяет математически точно все другие отношения в этом мире

Святитель Николай Сербский [1].

Наблюдая за Первой мировой войной, Николай Сербский констатирует, что никаких признаков того, что война в Европе носит религиозный, межконфессиональный характер, нет: «Сегодня почти все вероисповедания участвуют в политике той или другой из воюющих сторон. Отрадно, что вся англиканская и почти вся православная Церковь находится на стороне Антанты… нельзя сказать, что это война протестантов с католиками, либо епископалов с пресвитерианами, либо даже христиан с магометанами (ведь по обе стороны фронта есть и христиане, и мусульмане). Нет, этого мы не смеем утверждать, ибо не война это одной Церкви или религии против другой, а война патриотизма против патриотизма, патриотизма против империализма и империализма против империализма…Ни одна Церковь не воспротивилась позиции своего правительства. Церкви попросту согласились с позицией своих правительств. Судя по всему, у них и нет собственной точки зрения на сию мировую войну. Словно она вспыхнула впервые и внезапно, как нечто новое в истории»[2].

А ведь подобные войны были уже на европейском континенте. Взять те же наполеоновские или Франко-прусскую войну 1870-1871 годов. У церковных иерархов не оказалось своей точки зрения на мировую войну, поскольку они привыкли придерживаться комфортной для них позиции: «Церковь всегда вне политики».

А будущий святитель делает еще более жесткий вывод: европейская Церковь оказывается вне христианства: «Как смотрит Церковь на текущую войну? Ведь только Церкви известна ее загадка. Нынешняя война – плод дехристианизации Европы и дехристианизации европейской Церкви (курсив мой – В.К.). Церковь лишь осознает этот сговор и покорно безмолвствует. Нет у нее дерзновения кого-то обвинять, нет и мужества возложить вину на себя».

Дух Христов уходит из Европы – констатирует святитель. Истинная христианская ревность подменяется мелочными церковными спорами о церковных ритуалах. «Современная Церковь, - отмечает святитель, - нарочито осмотрительна, когда речь идет об органах ее внешнего устройства, но она совсем не следит за своим духом».

По мнению Николая Сербского, это очень напоминает фарисейство, которое Спаситель обличал в течение всего времени своего земного служения[3]. Этот дух фарисейства обличали и апостолы. Николай Сербский говорит: «Если святой апостол Павел появился среди нас, то высмеял бы наши мелочные споры и несогласия относительно церковного устройства и внешнего выражения христианства. Он спросил бы нас: «Что случилось с тем христианским духом, который я проповедал? Где дух, отвергший узкий еврейский национализм и римский империализм? Присутствует ли еще дух христианской любви, потрясавший весь мир и осуществивший величайшую революцию в истории?» Я думаю, что у него вдоволь было бы оснований адресовать каждой церкви и каждому из нас следующие слова: Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его [тот не Христов]. Мы должны вернуться к единственному источнику христианской силы и величия – к духу Христову…»

Дух Христов испаряется в Европе, поскольку правда каждодневно смешивается с кривдой, свет – с тьмой, христианство – с язычеством. В бочку с некогда прекрасным вином христианства влили разные помои, и образовалась отвратительная смесь, которую по-прежнему выдают за хорошее вино. Если бы первые апостолы были склонны к такому смешению, то их приняли бы за своих и их не преследовали бы ни римские власти, ни иудейские начальники: «Ареопаг с Акрополем не изумлялись бы так сильно, если бы святой апостол Павел проповедовал бы им такое модернизированное европейское христианство – христианство со сложной и странной примесью разнородных духов, для которого характерны сделки с небом и с адом, с государством, с плутократией, с национализмом, с империализмом, с войной и дипломатией, со светской философией и наукой, с безбожными парламентами, с региональным шовинизмом, с бюрократией и т.д. и т.п.».

В этой связи на память приходят слова апостола Павла: «Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами?» (2 Кор. 6:15)[4].

Первая мировая война высветила многие несуразности политики автоматического следования Церкви данной страны ее светским властям.

Во-первых, Церкви противоборствующих сторон возносят молитвы о победе к одному и тому же Богу. Николай Сербский говорит: «Так получилось, что Церкви в Австрии и Сербии молились одному и тому же Богу, но одна против другой… Церковь в Германии противостояла Церкви в России… Церкви Германии и России молились одному и тому же Богу о погибели друг друга. Церкви Франции, Англии, Бельгии и Италии вполне признавали справедливость решений своих правительств в части ведения войны этими странами против других стран». В последнем случае вроде бы речь идет о Церквях стран, находящихся в одном военном лагере (исключение составляла Италия, которая пыталась лавировать между двумя лагерями). Но у упомянутых стран Церкви не проявляли единства, их молитвенные обращения к Богу напоминали какофонию: «Так, в прошедшие три года Небесному Отцу были воссылаемы самые противоречивые молитвы…»

Во-вторых, если предположить, что позиция Церквей (по вопросам войны и вообще политическим вопросам) воспроизводит позицию светских властей по той причине, что последняя является истинно христианской, тогда возникает весьма интересная ситуация: на свет рождается большое количество христианских «истин», которые отрицают друг друга.

Святитель рассуждает на эту тему: «Следовательно, если немецкая политика верна, то права и германская Церковь. И, наоборот, если российская политика справедлива, то и Русская Церковь права, а Церковь германская заблуждается. Точно также если сербский патриотизм, диктующий сербскую политику, оправдан, то справедливо и решение сербской Церкви; а если оправдан австро-германский империализм, то и австро-германские Церкви правы, а Церковь в Сербии ошибается. Естественно эту логику можно прилагать и к остальным воюющим государствам и Церквам».

Итак, теплохладность Церкви стала причиной того, что Европу удалось втянуть в Первую мировую войну, которую совершенно справедливо называли «империалистической», и что эта мировая бойня растянулась почти на четыре с половиной года. Число жертв этой бойни астрономическое: погибших на полях сражений – более 10 миллионов, раненых – 18 миллионов, потери среди гражданского населения – почти 11,5 миллионов человек[5]. Будь Церковь не в состоянии «каменного века», а в состоянии «железного» или «золотого» века, до мировой бойни дело бы не дошло. Истинные, горящие верой христиане и церковные иерархи ценой своих жизней сумели бы остановить распространение духа воинствующего «патриотизма» (читай: национализма) и «империализма». Но, увы, таких горящих верой, живых христиан на европейском «кладбище» уже почти не было.

Позицию неприятия ложного патриотизма занимали и некоторые трезвые представители Русской Православной Церкви. Но все это было до 1 августа 1914 года. После этого Русской Церкви уже пришлось полностью и, безусловно, поддержать лозунг правительства «Война до победного конца». Кстати, в годы войны большевики, справедливо определившие ее как «империалистическую», провозгласили лозунг поражения своего правительства в войне. То есть лозунг прямо противоположный «патриотизму» и «империализму». У нашей Церкви, которая отчасти уже была заражена идеями революции, хватило благоразумия не поддаться на такие призывы.

Святитель приходит к выводу, что соглашательская политика европейских Церквей в начале ХХ века не только сделала возможной мировую войну, но фактически уничтожала и христианство.

Вот его жесткие слова: «Следствием такой «правды» (одобрение церквями военной политики своих государств - В.К.) было развязывание войны, то есть непослушание и отвержение всех десяти Божиих заповедей, не говоря уже о Новом Завете, правда которого словно осуждена Церковью как неправда. Носясь и спотыкаясь с идеями крайнего патриотизма и империализма, Церкви не стеснялись даже проповедовать войну как явление оправданное и как орудие правды».

Святитель приводит пример такой проповеди: «Придворный капеллан кайзера, проповедуя в берлинском кафедральном соборе, после того как союзники отвергли предложение о начале мирных переговоров, заявил: «Мы обращались к нашим врагам (читай – к врагам германского империализма), но они не захотели даже прислушиваться к нашим словам; а теперь пусть говорят наши пушки, пока мы не заставим их послушать нас».

И пушки заговорили. Но германскую Церковь никто не захотел слушать не в ходе войны, не после ее окончания в ноябре 1918 года. А те страдания, которые европейцы претерпели во время этой войны, по мнению святителя, отнюдь не означают, что Бог оставил их.

Вот какова духовная трактовка мировой войны Николаем Сербским: «Нынешние страдания европейских народов ясно демонстрируют всему миру, что власть и господство над нашей планетой не принадлежит ни одному смертному властелину; нет, это собственность Небесного Царя, Царя царей, Господа Иисуса Христа».

[1] «Любостыньский стослов. Соборность Православной веры и Церкви».

[2] Здесь и далее цитаты относятся к работе Николая Сербского «Война и Библия»

[3] См.: В.Ю. Катасонов. Философия и христианство. – М.: Институт русской цивилизации, 2017 // «Ветхозаветные книжники и философствующая интеллигенция» (с. 389-418).

[4] Упоминаемый апостолом Велиар (Белиал, Велиал, Агриэль) - библейское антропоморфное демоническое существо. Имя Велиара происходит от ивр. ‏בליעל‏‎ (велийяар) - «бесполезный». Выступает в роли обольстителя человека, провоцирующего его на преступление. Этот демон свиреп и лицемерен, но обычно является в прекрасном облике. Древние иудеи отводили Велиару второе место после Люцифера в иерархии злых духов.

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валентин Катасонов
Америка наращивает паразитизм ударными темпами
США живут не за счёт собственной экономики, а за счёт других стран
30.04.2024
Кризис будет, всё к тому идёт
Полтора десятилетия назад мировая экономика угодила в яму. Российская тоже. Извлечем ли уроки?
30.04.2024
Обозначилась тенденция вывода капиталов из Поднебесной
Вашингтон может начать прямую санкционную войну против Китая
29.04.2024
Иностранные агенты на марше, или
Экономическое оружие врага
29.04.2024
Все статьи Валентин Катасонов
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от LiMan
01.05.2024 13:16
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28