Планы Киева к 2020 году обзавестись собственными ракетными катерами - неприкрытый блеф
Украина продолжает мечтать о достойном противостоянии на Черном море с Россией. Чтобы приблизить эту мстительную цель, до начала октября в Киеве собираются представить политическому и военному руководству новый проект ракетного катера собственной конструкции. Об этом сообщил в Одессе местным СМИ командующий Военно-Морскими силами Украины (ВМСУ) вице-адмирал Игорь Воронченко.
До сей поры было известно о единственной разработке такого рода в этой стране - ракетном катере «Лань», которым уже несколько лет плотно занимаются специалисты николаевского казенного предприятия «Исследовательско-проектный центр кораблестроения» (до развала СССР - филиал санкт-петербургского Северного ПКБ, по разработкам которого в Советском Союзе было построено 450 боевых кораблей и катеров различных классов, включая крейсеры и эсминцы). До 2020 года Киев рассчитывал передать в боевой состав ВМСУ, по крайней мере, три таких ракетных катера.
Ранее тот же Воронченко о них говорил так: «Нам нужны малые катера прибрежной зоны, способные сдерживать выходы группировок в северо-западной части Черного моря. Основой боевого потенциала должен стать ракетный катер типа „Лань", который будет сдерживающим фактором агрессора в Черном море».
По имеющимся в открытой печати данным, речь идет о многоцелевой быстроходной мореходной платформе, способной развивать скорость до 32 узлов (приблизительно 60 километров в час). Водоизмещение - 445 тонн. Дальность плавания - до 2000 миль. Вооружение катера задумано достаточно мощным и практически равным тому, что во всем мире ставят на куда более солидные корветы. В носовой части - артустановка калибром 76-мм (как вариант - 57-мм), в корме - автоматическая пушка 35-мм. Это мечтается николаевским конструкторам дополнить зенитным ракетным комплексом малой дальности и оружием противолодочной обороны. Но главное - двумя счетверенными пусковыми установками противокорабельных крылатых ракет. Естественно - украинского производства. Но, по словам командующего, созданных «с учaстием известных зaпaдных компaний, предостaвляющих нaм кaчественную продукцию».
Поскольку других сведений Воронченко не привел, остается догадываться, что главным калибром «Лани» собираются сделать противокорабельный ракетный комплекс «Нептун». Но о нем - позже.
Для начала отметим, что, несмотря на все усилия, ни одной «Лани» у Украины в «железе» на сегодня нет. Поэтому сложно оценить реальные, а не рекламные боевые возможности будущего катера. Ничего подобного не заложено и на верфях. Хотя на создание собственного «москитного флота» Киевом на ближайшие три года уже обещано выделить 8 миллиардов гривен (что-то около 250 миллионов долларов). На которые там намерены в те же сроки спустить на воду до 30 малых боевых кораблей и катеров различного назначения. Сейчас не будем даже рассуждать о реальности подобной программы. Просто отметим: чтобы к указанной дате построить столь внушительную «москитную армаду», кораблестроительной промышленности Украины необходимо в среднем едва ли не ежемесячно сдавать ВМСУ по катеру-новостройке. Но, даже уже давно освоенные ею достаточно примитивные и совсем не ракетные речные бронекатера, проекта 58155 «Гюрза-М» сегодня строятся более, чем по году каждый.
Однако ясно, что какие-то деньги на «москитный флот» своим кораблестроителям, скорее всего, Киев выделяет. А раз выделяет - их нужно срочно осваивать. Что, очевидно, открывает большой простор для нескончаемого биения местной конструкторской мысли. Видимо, результатом внесения существенных изменений в первоначальный проект и стало анонсирование строительства уже даже не просто ракетного катера «Лань», а некого «Лань-М».
Впервые о новом проекте модернизированного еще на стадии проектирования ракетного катера в июне 2017 года, заявил капитан 1 ранга Андрей Рыженко, заместитель начальника штаба командования ВМСУ по вопросам евроатлантической интеграции. От него же мы узнали, что, оказывается, «в ближайшие четыре года ядром надводных сил ВМСУ должны стать три основных типа платформ „москитов": поисково-ударные, патрульно-рейдовые и противоминные, способные выполнять задачи всех типов морских операций в прибрежной зоне согласно Морской доктрины НАТО AJP-3.1. Сравнение присущих принципов морских операций (определенные в AJP-3.1) позволяет сделать вывод, что во время действий в прибрежных водах корветы и фрегаты не имеют значительного преимущества над меньшими по размерам катерами - „москитами", - и даже наоборот».
Попробуем разобраться, почему украинским конструкторам пришлось ракетный катер «Лань» еще на стадии проектирования превращать в «Лань-М»? И усилило ли это его боевой потенциал? Снова обратимся к написанному капитаном 1 ранга Рыженко. В своей статье он сообщил, что спуск на воду каждой крохотной, по меркам современного боя «Лани», бюджету Украины обойдется в весьма внушительную сумму - 50 миллионов долларов. Далее за язык замначштаба ВМСУ никто не тянул. А он вдруг принялся рассуждать, как можно сократить эти расходы. По его словам, в целях экономии стоит «заменить кормовую (очень ценную) 35-мм артиллерийскую систему». И очень похоже, что такое предложение у украинских моряков родилось вынужденно, под давлением финансовых властей страны, у которых давно каждый доллар на счету.
Крайний рубеж для отступления капитан 1 ранга обозначил так: «Надеемся на то, что проект будет полностью реализован в жизнь, как запланировано в ближайшие 3-4 года, особенно в вопросах его главного вооружения». Иными словами: если денег нет и не будет - снимайте с будущего ракетного катера хоть все, только противокорабельные крылатые ракеты не троньте. В этом ожесточенном торге моряков и финансистов, как можно предположить, и родился в Николаеве проект «Лань-М».
Таким образом, если хотя бы компромиссный проект украинского ракетного катера хоть когда-нибудь осуществится, комплекс противокорабельных крылатых ракет «Нептун» на нем точно останется. А это что за штука?
По некоторым данным, работа над «Нептуном» на Украине началась приблизительно в начале 2000-х. Началась не на пустом месте - к прежним советским разработкам этого вида оружия привлекались и предприятия этой теперь независимой республики. В частности, запорожское АО «Мотор Сич» изготавливало компактные турбореактивные двигатели ТРДД-50. Еще в 80-е годы прошлого века их стали применять в противокорабельных крылатых ракетах Х-35 комплекса «Уран». Первый удачный пуск этого оружия был произведен еще в 1987 году.
С самого начала «Уран» предполагалось использовать для перевооружения ракетных катеров с устаревшими, хотя и очень надежными крылатыми ракетами П-15, и малых ракетных кораблей ВМФ СССР. Но до появления, ставших теперь знаменитыми «Калибров», с 2003 года это оружие легкого класса вынужденно принялись ставить куда попало - на российские сторожевые корабли проектов 11540 и 11661, на многоцелевые корветы проекта 20380. И даже на последний, оставшийся в строю представитель крупной серии «поющих фрегатов», - сторожевой корабль «Сметливый» (Черноморский флот). А еще на наши береговые ракетные комплексы «Бал».
Но нет сомнения - на сегодня это не самое совершенное ракетное оружие. Дозвуковая скорость (порядка 260 метров в секунду) первой версии таких ракет способна сделать их легкой добычей для ПВО современных боевых кораблей. Поэтому уже в России Х-35 была доработана до варианта Х-35У. Теперь ракета полетела вдвое быстрей и вдвое дальше - на 270 километров. Однако эти технологии появились в нашей стране лишь в постсоветский период. И Украине они по понятным причинам недоступны.
Тем не менее, киевское Государственное конструкторское бюро «Луч», которому поручено разработать «Нептун», пошло по пути копирования именно первой версии Х-35. Возможно, с доработкой единственного, что на Украине можно сделать без особого труда - советского варианта двигателя.
В том, что это именно так, шанс убедиться был предоставлен всем желающим два года назад. Именно тогда макет «Нептуна» был впервые продемонстрирован специалистам в Киеве на выставке «Оружие и безопасность-2015». Как и ожидалось, украинская ракета внешне - точная копия старой версии Х-35. Корпуса обоих состоят из цилиндров разного диаметра. И там, и там в нижней части - специальная гондола с воздухозаборником для маршевого двигателя. Ну и так далее.
Впрочем, доставшийся украинцам в наследство двигатель - даже не полдела. В постсоветский период российским специалистам пришлось доводить до ума много чего на Х-35. Так, инерциальную навигационную систему дополнили спутниковой. А активную радиолокационную головку самонаведения АРГС-35 заменили активно-пассивной радиолокационной ГСН типа «Грань-К». Дальность обнаружения целей с помощью «Грани-К» была увеличена до 50 километров. Стало быть, и этот путь украинским ракетостроителям, не имеющим никакого опыта в столь деликатной сфере, приходится сегодня одолевать самостоятельно.
Что, судя по всему, пока у них не получается вовсе. Во всяком случае, первый и единственный на сегодня испытательный пуск «Нептуна» с берега Черного моря, был проведен 22 марта прошлого года в присутствии секретаря Совета национальной безопасности и обороны Александра Турчинова. О результатах стрельбы Киев не сообщил ни слова. Логично предположить, что эти итоги Турчинова не обрадовали. В ином случае, в Киеве бы точно загремели фанфары.
Еще один верный, на мой взгляд, признак конструкторской неудачи с «Нептуном» - в Николаеве ни шатко, ни валко с мая 2011 года пытаются достроить первый украинский корвет проекта 58250 «Владимир Великий». Не станем вдаваться в подробности этой почти безнадежной затеи стоимостью в 325 миллионов евро. Но на будущем корвете, в частности, предусмотрена установка восьми французских противокорабельных крылатых ракет «Экзосет». Если бы Киев всерьез надеялся на скорое появление собственного, практически такого же ракетного комплекса, - зачем бы ему те «Экзосеты»? Однако изменения в конструкцию «Владимира Великого» никто вносить не спешит.
Все эти обстоятельства бросают слишком мрачную тень на планы Киева насчет скорого противопоставления российскому Черноморскому флоту собственных ракетных катеров. Любых. Хоть проектов «Лань», хоть - «Лань-М». Разве только на помощь придут французы с их «Экзосетами». Но с современными образцами оружия Запад на Украину что-то не торопится.