О росте экономики
С некоторых пор руководство страны открыто заговорило о позитивной динамике, которая наметилась в отечественной экономике. Выступая на пленарном заседании Восточного экономического форума во Владивостоке, президент РФ Владимир Путин сообщил, что в стране достигнут «исторический минимум» инфляции - 3,5 процента, минимальный уровень безработицы - менее 5 процентов. По мнению президента, можно говорить о постепенном восстановлении темпов экономического роста:
- У нас уже рост ВВП - 2,1 процента. Рост промышленного производства - 2,6 процента. Растут золотовалютные резервы Центрального банка. Деньги вложены, производства начинают работать, рост обеспечен.
По словам главы Минэкономразвития Максима Орешкина, устойчивый рост начался с середины прошлого года. Во втором квартале 2017 года годовой рост ВВП составил 2,5 процента, таких показателей в России не было с 2012 года. Одновременно с ростом ВВП восстанавливается инвестиционная активность. И даже непростые погодные условия не стали помехой позитивной динамике. Хотя в июле было зафиксировано замедление темпов роста до 1,5 процента, в МЭР уверены, что к сентябрю ситуация выправится.
Ирада Зейналова в эфире НТВ прямо спросила Максима Орешкина, не означает ли это, что кризис преодолён. Ответ министра прозвучал чётко и однозначно: «Могу сказать, что мы справились».
О прогнозе и бюджете
Выявив очевидные признаки роста отечественной экономики, министерство экономического развития обновило документ под названием «Прогноз социально-экономического развития до 2020 года». Прогноз был рассмотрен 31 августа на совещании в правительстве. С учётом этих данных будет верстаться федеральный бюджет: важно сбалансировать реальные возможности с потребностями конкретных отраслей и социальными обязательствами государства.
По словам Максима Орешкина, аналитики МЭР не рассчитывают ни на резкое изменение курса рубля, ни на значительные колебания цен на нефть, ни на изменения, связанные с санкциями. «Стрессовый» сценарий не рассматривался вообще. Курс рубля может «немножко упасть или подняться», но Центробанк успешно справляется с поддержанием стабильных цен в экономике, пояснил Орешкин. Он добавил, что «ни люди, ни компании не должны переживать, что в какой-то момент произойдёт всплеск цен или резкое изменение курса».
У аналитиков МЭР, есть некий «консервативный» сценарий, но он ещё обсуждается, поэтому конкретные цифры пока не опубликованы. В целевом сценарии, опубликованном на сайте ведомства, пересмотрены показатели 2017-2018 года.
- В ближайшие кварталы будут предлагаться дополнительные меры, чтобы выйти к 2020 году на темпы роста выше среднемировых, а мировые ожидаем на уровне 3 процента или ниже, - объяснил Орешкин.
Если в апреле текущего года инфляция по году в целом прогнозировалась на уровне 3,8 процента, то сейчас прогнозное значение составляет 3,7 процента. Прогноз роста ВВП страны в 2017 году в базовом сценарии повышен до 2,1 процента, а в 2018-2020 годах - до 2,1-2,3 процента.
Как подчеркнул глава МЭР, основное отличие обновлённой версии прогноза от предыдущей - ожидаемый рост инвестиционной активности. На период с 2018 по 2020 год прогноз составил до 5,7 процента в год. Впрочем, уровня 2013 года инвестиционная активность пока не достигла, она только продолжает восстанавливаться. На брифинге Орешкина спросили, не окажется ли всплеск инвестиций разовым, поскольку он связан с разовыми проектами - строительством газопровода «Сила Сибири» и Керченского моста. Министр ответил, что несмотря на некоторое ожидаемое замедление роста, инвестиционная активность всё равно будет нарастать.
Прогноз по росту промышленного производства в текущем году сохранён на уровне 2 процентов, а на период с 2018 по 2020 год повышен до 2,5 процентов ежегодно.
Базовый сценарий, исходя из которого, по словам Дмитрия Медведева, будет формироваться бюджет, не предусматривает изменения системы налоговых ставок. В целевом сценарии «возможны развилки», сообщил Максим Орешкин.
Целевые ориентиры при формировании бюджета не изменились: это снижение бюджетного дефицита и инфляция на уровне не выше 4 процентов.
После завершения обсуждений в правительстве бюджетный пакет будет до 1 октября передан в Госдуму.
Стоит обратить внимание на тот факт, что на совещании в правительстве 31 августа Дмитрий Медведев напомнил присутствующим, что говорить о позитивных изменениях в экономике пока рановато:
- По данным Минэкономразвития, во II квартале рост ВВП ускорился до весьма уже неплохих цифр. Но пока эти тенденции не являются устойчивыми, чтобы можно было говорить о качественном изменении экономической ситуации. Это нужно иметь в виду.
О рынке труда и доходах населения
- Нам предстоит очень серьёзно поработать, чтобы этот рост стал сильнее и транслировался в рост доходов населения, - заявил Максим Орешкин в интервью программе «Итоги недели».
Через несколько дней он повторил эту мысль в интервью «Коммерсанту» на полях ВЭФ:
- Доходы населения начали восстанавливаться. Но важно понимать, что мы ещё далеки от того, чтобы отыграть падение 2014-2015-го и начала 2016 года, поэтому здесь ещё предстоит долгий путь.
Действительно, услышав по телевизору сообщения об экономическом росте, продолжающемся уже как минимум полгода, пенсионеры с недоумением пожимают плечами: роста покупательной способности своей пенсии они что-то не замечают в упор.
По данным «Левада-центра», треть (33 процента) россиян волнует рост коррупции и безработицы, а более 60 процентов наших сограждан считают самой серьёзной проблемой рост цен. В 2015 и 2016 годах 33 процента россиян считали себя бедными, в текущем году этот показатель снизился до 29 процентов, сообщили аналитики Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС.
Даже в довольно оптимистичном прогнозе МЭР рост реальных доходов населения обозначен скромно: на 1,2 процента в 2017 году, 2,1 процента в 2018 году и 1,2 процента в 2019 году.
Как объясняет Максим Орешкин, к росту реальных зарплат и реальных доходов населения должна привести индексация зарплат в бюджетном секторе. Здесь речь идёт об исполнении майских указов Владимира Путина. Что касается низкого темпа роста зарплат, то, по словам Орешкина, это консервативный сценарий, а на самом деле МЭР ожидает более высоких значений, для которых приведённые цифры - всего лишь «нижняя граница».
При этом ситуацию на рынке труда глава Минэкономразвития оценивает как «в целом позитивную». В структуре рабочей силы будет постепенно уменьшаться доля молодёжи, поэтому молодёжная безработица будет снижаться. В целом по стране прогноз по безработице на 2020 год снижен с 4,9 до 4,7 процента. Аналитики МЭР уверены также, что вслед за восстановлением промышленности будет постепенно снижаться уровень безработицы в «проблемных» регионах - например, в Сибири или на Северном Кавказе.
О производительности труда
В силу демографических причин одним из основных факторов устойчивого роста экономики является повышение производительности труда, пояснил журналистам глава Минэкономразвития Максим Орешкин. Дело в том, что в 1999 году в России был зафиксирован минимум рождаемости. Детям, рождённым в тот период, сейчас как раз 18 лет, то есть они, по словам Орешкина, начинают «входить в состав рабочей силы». Поскольку этих молодых людей мало, то чтобы экономика росла, нужно сделать их труд максимально эффективным.
30 августа в подмосковных Горках прошло очередное заседание президентского совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Обсуждался паспорт приоритетной программы по повышению производительности труда.
Глава правительства Дмитрий Медведев посетовал, что Россия «сильно уступает по этому показателю развитым государствам». Тут следует пояснить, что понимают руководители нашей страны под производительностью труда. Не мучаясь со сложными формулами, показатель этот вычисляют просто: это ВВП на час отработанного времени. По данным на 2015 год в России этот показатель вдвое ниже, чем в других странах Организации экономического сотрудничества и развития.
- Парадокс в том, что наши граждане работают не меньше, а даже больше, а на выходе результаты весьма средние. Почему так происходит? - задался вопросом Медведев и тут же перечислил возможные причины.
Среди этих причин - несовершенство нормативной базы, недостаточный объём инвестиций, забюрократизированность административной системы, накопленное технологическое отставание в ряде отраслей, отсутствие конкуренции - а значит, отсутствие стимулов к повышению производительности труда.
Глава правительства особо отметил, что нередко причиной отставания становится недостаточная компетентность руководителей самого разного уровня. Здесь речь может идти как о директорах компаний, так и о главах регионов или федеральных органов власти. По словам Медведева, «картина мира меняется каждый день, и чтобы ей соответствовать, требуется постоянная учёба, самосовершенствование».
Программа по повышению производительности труда создавалась как раз для решения всех этих проблем. Предлагаются меры по поддержке предприятий, готовых повышать эффективность производства и обучать персонал. Поначалу эти меры будут опробованы в 16 пилотных регионах, а если опыт окажется удачным, распространятся на всю страну.
Для агрегации положительного опыта на базе Внешэкономбанка создаётся федеральный центр компетенций, где будет собрана общая база знаний, основанная как на опыте успешных российских регионов (например, Калужская область или Татарстан), так и на достижениях других стран (например, Японии и Германии).
- Менеджмент компаний и регионов, где выполняются программы повышения производительности труда, должен будет и сам пройти необходимое обучение, освоить навыки работы в цифровой экономике, современные управленческие практики, - подчеркнул Дмитрий Медведев.
В МЭР уверены, что рост производительности труда позволит быстрее расти зарплатам. При этом особое место в предлагаемой программе отводится людям, которые в результате изменений, происходящих в компаниях, могут оказаться без работы. Разрабатываются меры, с помощью которых люди, высвободившиеся с одного предприятия, могли бы повысить квалификацию и устроиться в другое место без потери заработной платы.
- Тренд на повышение производительности труда должен войти в культуру на предприятиях, культуру менеджмента, культуру работников, чтобы вопросы повышения качества работы, повышения эффективности работы, снижения издержек стали первоочередными, - считает Максим Орешкин.
Аналитики МЭР ожидают в 2017 году рост производительности труда на 2 процента (в более ранних прогнозах этот показатель составлял 1,9%). К 2020 году производительность труда должна расти на 2,6 процента в год.
О понимании приоритетов
Итак, деятельность руководства страны, вложения в промышленность, привлечение инвестиций сыграли свою роль: в экономике, наконец, наметилась позитивная динамика.
Однако, как подчеркнул Владимир Путин на Восточном экономическом форуме, развитие экономического потенциала должно сопровождаться укреплением социальной сферы, чтобы каждый житель «почувствовал реальные улучшения в сфере образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, рост благосостояния своей семьи, родных и близких».
Чтобы страна развивалась, мало возрождать заводы и создавать центры экономического роста. Нужны школы, больницы, детские сады, культурные и досуговые центры, транспорт, жильё и благоустроенные парки и дворы, не говоря уже о росте реальных доходов граждан.
Удивительно, но до сих пор все эти задачи решаются разрозненно, а не в комплексе. Например, развитие Дальнего Востока объявлено в нашей стране приоритетом. Однако процесс получения финансирования под те или иные задачи забюрократизирован, деньги, предусмотренные в бюджете, поступают неравномерно, согласования проходят сложно и долго. Из-за этого не удаётся синхронизировать строительство предприятий с созданием остальной инфраструктуры, необходимой для людей, которые будут работать на этих предприятиях.
На заседании по вопросам развития регионов Дальнего Востока 6 сентября президент буквально устроил разнос членам правительства. Даже по опубликованной на сайте Кремля стенограмме чувствуется, насколько раздражает президента необходимость объяснять взрослым и солидным людям, что такое приоритетные проекты. Конкретно Путина возмутил тот факт, что Дальний Восток как приоритет до сих пор не выделен в особые разделы в ключевых программах:
- О чем идёт речь? Кто составляет программы-то? Отраслевые министерства и ведомства. И вместо того чтобы там выделять, как я и просил, дальневосточные направления, их или вообще нет, или они представлены чисто символически. Прошу вас иметь это в виду и исправлять ситуацию, - обратился к министрам глава государства, пригрозив в будущем привлекать к работе в министерствах и ведомствах «людей, которые понимают приоритеты развития страны».
Добавим, что несколькими днями ранее на совещании в правительстве Дмитрий Медведев тоже объяснял своим коллегам, что «приоритеты создавались именно для того, чтобы сконцентрировать на них финансирование», потому что «приоритеты - на то и приоритеты».
Комментарий profiok.com
«После смены министра экономического развития аналитики ведомства перестали, наконец, нащупывать дно и сосредоточились на поиске признаков восстановления экономики. Такая смена стратегических ориентиров сама по себе позволяет надеяться на перемены, - говорит директор Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Роланд Шарифов. - Но признаки роста ещё настолько робкие, что тут главное не увлечься и не начать принимать колебания в пределах статистической погрешности за тренд. Пока рост не стал устойчивым, постоянные разговоры о нём сродни многократному повторению слова «халва» в надежде, что во рту станет сладко. Понятно, что накануне выборов хочется добавить позитива, но граждане не поверят ни в какой рост, пока не почувствуют его на себе. Вроде, начал подниматься, если верить официальным данным, Дальний Восток, а люди оттуда всё равно уезжают. И это приоритетный регион, а что творится в других субъектах РФ? И когда лукавые усреднённые данные начнут отражать реальную ситуацию, а не среднюю температуру по больнице? В общем, всерьёз можно будет говорить о росте экономики только тогда, когда люди почувствуют, что стали жить лучше. А до этого, боюсь, ещё очень далеко.
К тому же долговременные позитивные изменения не могут быть «точечными». Расти должно всё и сразу - ВВП, уровень жизни наших граждан, технологии, социальная сфера, квалификация специалистов, сознательность чиновников. Знаменитые «зелёные папки» Путина, в которых он передаёт поручения губернаторам по итогам народных запросов на «прямой линии», - безоговорочно срабатывающий вариант, но большая страна не может сбалансированно развиваться на ручном управлении, да и папок никаких не хватит, чтобы решить все задачи. Нужна работающая система, а вот системных изменений что-то не видно. И это тревожит.
Не хочется проводить аналогию, но от картин светлого будущего всегда веет популизмом. Господин Порошенко, например, тоже заявляет, что самый сложный период Украина уже прошла. Конечно, накануне приближающихся выборов нашему президенту приятнее говорить о росте, журить подчинённых за нерасторопность и играючи решать «штучные» проблемы. Но если мы всерьёз говорим о развитии экономики и всей страны, может быть, и правда стоит сверить понимание приоритетов в головах руководителей, стоящих у руля? Возможно, и впрямь стоит задуматься о принудительном переобучении, если не о замене, руководителей ведомств, участвующих в реализации приоритетных проектов? Обидно было бы не использовать возможности, возникшие на фоне наметившегося роста, не из-за объективных факторов, которых и так немало, а из-за недостаточной компетентности и квалификации исполнителей».
Фото: пресс-служба президента РФ, пресс-служба правительства РФ.
Источник: Центр экономического развития и сертификации