О духовниках, грехах, молитве и спасении

0
430
Время на чтение 8 минут
Каждый раз, когда оказываюсь в монастыре Святой Марии в Текиргьоле, трепет меня охватывает при мысли о многом множестве моих грехов, ведомых и неведомых. И первое желание - зайти в келью великого духовника Арсения (Папачока), чтобы по крайней мере взять у него благословение. А когда, паче чаяния, удостаиваешься и огромной привилегии побеседовать с ним, время начинает обретать какое-то особое измерение. В наш век оно мчится очень быстро, и Текиргьольский святой увещает нас не терять ни мгновения, но всё отпущенное нам время использовать для своего спасения.

«Утаенный грех становится еще больше»

Архимандрит Арсений (Папачок) Архимандрит Арсений (Папачок) - Выбор духовника - очень трудная задача. И только найдя его, мы понимаем, сколько взлетов и падений ждет нас впереди, на том пути, по которому нам предстоит нести свой крест. Батюшка, что вы нам посоветуете делать, чтобы не сбиться с верного пути?

- Посмотрите, вот это состояние пытливости, как я всегда говорю, - это состояние присутствия[1]. К духовнику не надо ходить просто так, случайно, по инерции, и никогда не исповедуйтесь так, механически, рационально, но всегда с чувством. Чтобы вы могли думать о спасении, вам надо быть хорошо исповеданными, это таинство, которое спасает. Исповедь - это, без сомнения, и своего рода катехизация. Ты постоянно исследуешь себя, а когда попадаешь к духовнику, ни в коем случае не надо стыдиться: «Господи, я сделал это!» Какой тут может быть стыд? Стыд - это оружие диавола, ужасающе сильное.

К духовнику не надо ходить просто так, случайно, по инерции

И вот что еще надо знать: если вы удерживаете в себе какой-нибудь грех неисповеданным или, называя его, как-то переиначили, от этого он становится еще больше. И вас не должно волновать, что подумает духовник. Люди добрые, это же совсем не важно! Важно, чтобы вы могли спастись, а не обрекали себя на вечные мучения из-за утаенных грехов!

- Батюшка, а если грехи слишком велики, то исповедующийся иногда может и дара речи лишиться, глядя на эту колоссальность греха. Может, он искренне раскаивается в этом, плачет, молится, но ему не хватает сил его исповедать...

- Братья мои, Спаситель не распинался только за какую-то одну категорию прегрешений, а за всё, что является прегрешением на земле. А тогда, значит, или ты называешь все свои грехи на исповеди - чтобы получить прощение, или на Страшном Суде - чтобы получить наказание. Их можно утаить, но неназванными они никак не останутся! Или теперь, со слезами, перед духовником, который тебя поймет и разрешит от грехов, или же откладывай всё на Справедливый Суд.

Исповеданные грехи уже не учитываются на Суде, потому что милость Божия их прощает, а что ты будешь делать с неисповеданными, утаенными? Святитель Иоанн Златоуст тоже учит, что самое главное, с чем мы должны предстать на Суде, - это отпущение грехов.

«Я не даю епитимий, которые можно выполнить быстро, лишь бы от них отделаться»

- По каким критериям надо выбирать духовника?

- Ни один духовник не сильнее другого. Нет духовников хороших и не очень. Бывает, что у кого-то поначалу мало опыта или кто-нибудь не одарен духом любви, столь драгоценным. Но в целом успех исповеди зависит не от меня, как духовника. Я и мне подобные, мы себя прекрасно чувствуем, когда нам называют самые страшные грехи, потому что испытываем бесконечную радость оттого, что сняли с вашей души камень. И каким бы тяжелым ни был грех, Богу несказанно приятно раскаяние исповедующихся всем сердцем.

Все духовники обладают благодатью. Важно учитывать четыре элемента таинства Исповеди: чтобы ты перестал совершать грех, чтобы ты его исповедал, чтобы духовник разрешил тебя от грехов и чтобы ты выполнил епитимию, наложенную духовником.

- Когда можно принимать Святую Евхаристию (Святое Причастие)?

- Святая Евхаристия - это высшее таинство нашей Церкви. Огонь в твоей душе подскажет тебе, когда готовиться к Причастию. А после Исповеди духовник решит, кто достоин, а кто недостоин причаститься Святых Таин. Мы не можем причащаться Тела и Крови Христовых, когда нам заблагорассудится, но только по благословению духовника. Он наделен полномочиями связывать и разрешать.

Ты просто скажи: «О Господи!»

- Какая епитимия самая строгая применительно к Причастию?

- Здесь на духовников ложится огромная ответственность. Самые строгие епитимии могут запрещать причащаться даже до 25 лет, но это означало бы, что ты не сможешь этого сделать никогда. Я, Арсений, не за такие епитимии. Кто впал в грех, тот привыкает не причащаться и может сказать: «Да что я, Причастием жив был до сих пор, что ли!» Я за такую епитимию, которую он выполнял бы изо дня в день, сознательно, а не по формальному долгу. Я не даю таких епитимий, которые можно выполнить быстро, лишь бы от них отделаться. Воздыхание сердца не отнимет у тебя много времени, его всегда удобно совершать, и оно занимает всё существо. Ты просто скажи: «О Господи!» Простое воздыхание делает больше любой молитвы, больше, чем если бы ты 15 раз в спешке прочитал «Отче наш».

«Блажен, кто знает свое дело и спасает свою душу»

- Нам надо учиться ценить время?

- Один лишь Бог может решить, давать ли нам еще время и продлевать ли нашу жизнь, и это для того, чтобы мы как можно больше были с Ним. Только поняв это, мы начинаем заниматься своим спасением. Это главная, всегдашняя, неизменяемая, неподлежащая забвению цель - спасение. А спасения мы можем достигнуть не иначе, как если убежим от привычек и рутины. Только так мы придем ко спасению. Блаженны, блаженны, тысячу раз блаженны, кто, сколько-нибудь придя в себя, готовится, как учит нас Церковь, по Евангелиям, к своему спасению. Когда горе вокруг будет становиться всё больше и больше, тогда блажен будет только тот, кто знал свое дело и спасал свою душу.

Ты напрасно не ешь мяса, если угрызаешь плоть ближнего

- Говоря о спасении души, надо ли думать и о посте? И если да, то о котором из них - духовном или телесном?

- У поста вообще есть свои строгие принципы. Я могу говорить приходящим ко мне, чтобы они постились, но только по силам и по установленному порядку. Потому что ты напрасно воздерживаешься от «скоромного», постишься по 40 дней, если потом начнешь отягощать свое тело, объедаясь сверх меры. Этот пост напрасен и вместо того, чтобы вести к освобождению и святости, приводит к чревоугодию, которое является большим грехом. Поэтому я рекомендую пост по силе каждого и исключаю его для детей младше 7 лет, для беременных женщин и больных.

Пост души выше поста тела. Ты напрасно не ешь мяса, если угрызаешь плоть ближнего. Самое оптимальное и богоугодное решение - это пост, увенчанный смирением и молитвой.

- Батюшка, что вы посоветуете нам делать, когда мы смотрим в молитвослов, а мысли витают в мирских делах?

- Я за молитву, возносимую от сердца. Моменты взлетов и падений бывают и в мире святых. У них тоже могут случаться моменты пустоты. Поэтому, если, когда молишься, будут приходить злые духи, чтобы отвлечь твой ум от молитвы, бояться не надо. Не бывает христиан, монахов, которые не были бы искушаемы, когда молятся. Когда случаются такие переходы от одного состояния к другому, не надо переставать молиться, по крайней мере мысленно. Сила молитвы огромна.

У некоторых случается терять качество молитвы. Другие же, молящиеся смиренным сердцем, чувствуют, как к ним приходит так - словно утешение некое. И они снова молятся, так же усердно, но только для того, чтобы к ним опять пришли утешения, но такие утешения могут приходить и от бесов. Вы себе не представляете, как рады бывают бесы держать тебя в этом состоянии ложного успокоения, чтобы ты оставался нечувствительным к истинному утешению молитвы, вырывающейся из сердца, безо всякой заинтересованности и без перерыва.

Мне говорила одна девчонка, студентка-медик: «Батюшка, я купила себе все молитвословы, акафистники и все их читаю, но бывают такие моменты, когда моя мысль отлетает от молитвы». Молитесь смиренно, чтобы ввести Бога в свое сердце, а не возноситься мыслью и блуждать невесть в каких высотах! Нам лучше быть ничем!

«Недостаточно, чтобы другой молился о тебе»

- Что вы посоветуете, если рядом с кем-нибудь дорогие сердцу люди пребывают в удовольствиях и полной беззаботности? Достаточно ли, чтобы о них молились близкие?

- Нет. Я могу сказать всем, кто ко мне приходит, что мы непрестанно нуждаемся в молитве. Самое лучшее для человека - быть всегда с Богом. Если ты со всей надеждой не держишься за веревку, привязывающую тебя к Небу, если разжимаешь руки, то ты впадаешь в небытие, впадаешь в грех, ты низвергаешься в ад. Держись же, как можешь, хотя бы по-своему, но держись с упованием!

Самое лучшее для человека - быть всегда с Богом

Недостаточно, чтобы другой молился о тебе. Диавол караулит нас непрестанно, и если мы не всё время с Богом, ему это нравится, он радуется. Человек может выбирать, жить ли ему в удовольствиях и нерадении или жить в молитве. Один ученый говорил: «Не стыдно падать, будучи раздавленным болезнями, а стыдно умирать беззаботным и измученным удовольствиями».

Нам следовало бы содрогнуться от поучительного слова святого Киприана: «Определенная благодать находит себе место в нас по мере того, как наше "я" пробуждается и страсти искореняются. Когда сердце очистится от страстей, тогда возгорится чувство к Богу». Ищущие Бога находят Его по мере своего восполнения.

Смиряйся, ибо оно того стоит!

- Какова мера нашей молитвы? Или, иначе говоря, когда нам надо давать себе отчет в том, что мы просим слишком многого у Бога и Матери Божией?

- Ничего не бывает слишком много, когда оно исходит из смиренного сердца. Мера очищения сердца - это мера возгорания чувства к Богу. У вас уже не будет самолюбия, то есть гордости, когда увидите, как велика милость Божия к нам, грешным. А что говорить о Матери Божией? Она - Владычица неба и земли. И я, грешный, если дерзаю просить у Бога дней жизни, то только для того, чтобы славить Матерь Божию.

Как можно говорить, что ты просишь у Нее слишком многого? Мы все должны просить у Нее еще большего, потому что Ее любовь не имеет границ. Я уже говорил это много раз: Матерь Божия очень обижается на всех, кто не просит у Нее ничего.

Бог являет Себя не столько подвизающимся, сколько простым и смиренным. Всякому подвижнику во Христе и Матери Божией можно сказать: смиряйся, ибо оно того стоит!

С архимандритом Арсением (Папачок)
беседовала Мариана Борловяну
Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Taifasuri.ro

[1] В слово присутствие старец Арсений вкладывает особый смысл. Оно означает постоянную готовность и бодрствование. Как в армии на перекличке, когда называют имя воина, а он отвечает: «Есть!», что на румынском звучит как «Присутствует!» («Prezent!»).

Источник: Православие.Ru

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мариана Борловяну
Все статьи Мариана Борловяну
Архимандрит Арсений (Папачок)
Все статьи Архимандрит Арсений (Папачок)
Последние комментарии
Трамп – воплощение эпохи новых-старых смыслов в политике
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
07.11.2024 20:03
Ностальгирующим по советскому прошлому
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
07.11.2024 19:06
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Русский Иван
07.11.2024 18:46
Разговор со стеной
Новый комментарий от Владимир С.М.
07.11.2024 18:43
Стоит ли православным праздновать дату Октябрьской революции?
Новый комментарий от Советский недобиток
07.11.2024 18:38
В православии истина не большинством утверждается
Новый комментарий от Фиалковский
07.11.2024 18:35
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Русский Сталинист
07.11.2024 17:52