Почему новостные каналы телевидения не показывают события, которые бы заставляли людей бороться со своим гневом, пробуждаться от своей лени, равнодушия, думать о святом? Разбирается архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ.
Михаил Нестеров. Жены-мироносицы (1889)
- Отче, что Священное Писание говорит о верности и преданности?
- Через таинственную книгу Апокалипсис Господь обращается к каждому христианину с призывом: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2:10). В Евангелии же Христос указывает путь к такой верности до смерти: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16:10). То есть если христианин, несмотря на угрозу своей жизни, сохраняет верность Богу, не погрешает против своей совести, то он обретает вечную жизнь. Тысячи мучеников и исповедников, память которых почти ежедневно празднует Святая Церковь, - яркое тому свидетельство.
Если же верующий человек постоянно, пусть даже в мелочах, погрешает, например, ради шутки периодически врет или, находясь на государственной службе, недоброкачественно выполняет порученную ему работу, или, оправдывая себя занятостью и усталостью, привык ежедневно сокращать либо полностью пропускать молитвенное правило, то в конце концов он приходит к большой неправде и нескрываемому злу.
- Есть ли разница между верностью и преданностью или это слова-синонимы?
- В современном мире содержание этих слов смешалось и они употребляются как синонимы, но в библейских и святоотеческих текстах между ними есть существенная разница. Верность, как и однокоренное с ним слово «вера», обычно носит сакральный смысл и употребляется в отношении человека к Богу и наоборот. Это мы видим в текстах Священного Писания. Слово «преданность» больше используется в отношении человека к человеку или животного к человеку. Например, говорят: «Он предан Ивану Ивановичу как собака», и вряд ли будет уместно, даже в секулярном обществе, заменять слово предан на слово верен. Правда, в отдельных случаях слово «верность» может употребляться и для обозначения отношений между людьми. Например, говорят: «Жена верна своему мужу», или «Солдат верен долгу служения перед Отечеством», или «Этот человек верен своему слову». Но, опять же, эти отношения носят не простой, а сакральный характер. Без сакральности отношений верность, как правило, исчезает или носит корыстный характер.
- Почему человеку так трудно оставаться верным Богу и быть преданным своим близким и делу? Что этому мешает?
- Основная причина - десакрализация мировоззрения. Еще до недавнего времени для многих поколений людей понятия Родины, семьи, верности в супружеской жизни были священными. Сейчас же законодателем всего становится не чувство долга или ответственности, а интересы бизнеса, точнее, американский доллар. Ныне почти все измеряется выгодой, а такие священные понятия, как верность, преданность, достоинство, совесть, любовь, становятся архаизмами или искажаются до неузнаваемости.
И, пожалуй, самую большую и ускоренную работу по десакрализации этих понятий волей или неволей проводят современные СМИ. Много ли вы вспомните кинолент, где бы режиссеры, изображая любовь между людьми, обходились без постельных сцен? Показывают ли на новостных каналах телевидения события, которые бы заставляли людей бороться со своим гневом, пробуждаться от своей лени, равнодушия, думать о святом? Наоборот, за исключением церковных каналов, сплошным потоком идет нагнетание вражды, недоверия, ненависти, подозрительности. Иногда складывается впечатление, что журналисты по какому-то негласному заказу соревнуются между собой, кто больше выдаст негативной и неправдивой информации.
Особенно ценится и, по-видимому, хорошо оплачивается негативная информация в отношении Православной Церкви. Да, все мы, люди Церкви, не безгрешны, у каждого из нас множество недостатков, но мы хотя бы стараемся бороться с ними, в отличие от тех, кто церковной жизнью пренебрегают или ассоциируют себя с разными маргинальными и раскольничьими религиозными движениями. Если бы СМИ были более объективными, то примеров самоотвержения и святости среди верующих православных людей они нашли бы намного больше, нежели среди людей маловерующих, неверующих, раскольников и сектантов, которые по иронии судьбы стали «героями нашего времени».
- Несмотря на все царящее в мире зло, «по милости Господа мы не исчезаем, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!» (Плач. 3:22, 23.) Мы существуем только благодаря тому, что Бог верен Своим обещаниям. Господь обеспечивает нас каждый день всем необходимым, не глядя на то, добрые мы или злые, праведные или неправедные. Как стать верным Богу? Как показать свою преданность? От чего в первую очередь нужно отказаться?
- Зло не имеет своей сущности. Зло - это всегда недостаток добра или его искажение. Всем нам со своими «правдами» и неправдами надо прежде всего прибегнуть к Таинству Покаяния. Лишь таким способом можно обрести верность Богу и преданность другим людям. Если бы тысячи и сотни тысяч людей, которые в воскресные и праздничные дни, вместо того чтобы спать, или смотреть дома телевизор, или трудиться на дачном участке, пришли в храм и принесли покаяние во всех своих, пусть даже самых маленьких грехах и проступках, то мы бы сразу увидели, как наша жизнь преображается и улучшается.
- Разве такое возможно?
- «Все возможно верующему», - так говорит Господь. Когда человек начинает понимать ту простую истину, что самое большое зло коренится не в близких или соседях, а в нем самом, то сразу ставится надежная препона для его дальнейшего распространения. Когда же, осознав свою греховность, мы начинаем усердно с ней бороться, тогда и по всему мировому злу наносится сокрушительный удар, поскольку мы, люди, между собой очень тесно взаимосвязаны. Вспомните, как самый злой и развращенный город Ниневия после проповеди святого пророка Ионы покаялся. Или совсем недавний пример: если бы в годы Великой Отечественной войны советское правительство не образумилось и не стало возвращать из ссылок и тюрем духовенство и открывать храмы, то вряд ли мы бы победили врага, на которого работала вся Европа.
Беседовала Наталья Горошкова
Источник: Православная жизнь