7 ноября в Киргизии станет государственным праздником - «Днем истории и памяти предков». День Октябрьской революции в среднеазиатской стране будет отмечаться как кульминация многовековой борьбы киргизов за право на национальное самоопределение.
«Вслед за национально-освободительным восстанием 1916 года Октябрьская революция создала киргизскому народу предпосылки для возрождения собственной государственности, - говорится в указе, подписанном в конце октября президентом Киргизии Алмазбеком Атамбаевым. По словам Атамбаева, за год до свержения Временного правительства в Петрограде среди киргизов остро назрело стремление к свободе и независимости. Кульминацией этих национально-освободительных стремлений стало вооруженное восстание против царской администрации, произошедшее в июле - сентябре 1916 года. «Жестокое подавление восстания царскими карателями, многочисленные случаи кровавой расправы над мирными жителями и их вынужденное бегство на чужбину поставило народ Кыргызстана на грань выживания. В 2016 году, отметив 100-летие национально-освободительного восстания, народ Кыргызстана исполнил священный долг перед памятью предков», - говорится в указе.
В документе Алмазбека Атамбаева вооруженные выступления киргизов против царской администрации предстают как восстание угнетенных народов Киргизии и Казахстана, стремившихся добиться своего исторического права на самоопределение. В киргизской историографии период вооруженных выступлений киргизов против царской власти в 1916 году именуется «Чон Үркүн» - в переводе с киргизского «Великий исход».
«Народ, имеющий трехтысячелетнюю историю, создавший в IX-Х веках Великий Киргизский каганат, сквозь столетия пронес идею государственности. Эта идея стала основой мировоззрения киргизов, составляет главное содержание эпоса „Манас" и всего духовного наследия народа. Из поколения в поколение передавалась заветная мечта о независимости». «Үркүн» закончился разгромом восставших и казнями руководителей вооруженных выступлений. Согласно архивным данным, самые драматичные события и наибольшие человеческие жертвы во время «Үркүна» относятся к осеннему периоду 1916 года", - говорится в указе Атамбаева.
Исторические данные говорят, что в этот период - с октября по ноябрь 1916 года чрезвычайная российская военная администрация регулировала исполнение смертных приговоров зачинщикам мятежа. Как отмечает Атамбаев, более реальной катастрофой для киргизов стала массовая депортация из очагов восстания - Пишпекского (ныне Бишкекского) и Пржевальского (ныне Иссык-Кульского) районов Киргизии. Согласно распоряжению командующего российским гарнизоном в Туркестане генерала Алексея Куропаткина, к депортации приговаривалось более 100 тысяч киргизов.
«Остановить трагедию удалось благодаря вмешательству прогрессивных сил самой России, - говорится в указе Алмазбека Атамбаеваю - Возглавляемая Александром Федоровичем Керенским комиссия депутатов Государственной Думы впервые открыто осудила преступления царских властей. А после Февральской революции 1917 года при Временном правительстве России были разработаны и начали осуществляться меры по возвращению беженцев на историческую родину. Затем эту работу продолжила Советская власть во главе с Владимиром Ильичом Лениным. В советский период киргизская государственность прошла несколько этапов развития. С созданием автономной области и автономной республики были определены территория и границы, учреждены институты и атрибуты государственности. Образование затем Киргизской ССР в статусе союзной республики в составе СССР стало определяющим фактором, открывшим дорогу к обретению в 1991 году независимости Киргизской Республики. Признание достижений этого периода сформировало в целом позитивное отношение народа Кыргызстана к Великой Октябрьской Социалистической революции».
Чем же было в истории Киргизии историческое событие лета-осени 1916 года, ныне известное в стране как «Восстание»? Архивные данные, в том числе и советского времени, показывают: на самом деле это был антирусский мятеж пантюркистской направленности, объявленный как восстание против царской администрации с целью создания в российском Туркестане мусульманского государства. Мятеж перерос в массовую резню.
Когда в прошлом году в Киргизии восстание 1916 года отмечали как национальный праздник, российский военный историк Андрей Ганин определил «праздничные события» как торжества в честь геноцида русских. В своей статье, опубликованной в «Российской газете» в июле 2016 года, Ганин представляет действия восставших против царской администрации тюрок как убийство каждого русского, который попадался восставшим на пути. «Первоначально киргизы уничтожали только сопротивлявшихся, однако вскоре стали уничтожать русских вообще. Свое выступление они воспринимали как священную войну против „кяфиров" (неверных). Моральных ограничений не существовало». Был разорен Иссык-Кульский монастырь. Среди убитых - семь монахов и послушников. «Священник И. Роик был уведен в горы и убит за несогласие принять ислам, его жена и дочь изнасилованы. Дикая расправа произошла 13 августа с 9 до 11 часов утра с беззащитными учащимися Пржевальской сельскохозяйственной школы, подвергшейся нападению кочевников. Кроме служащих школы там собрались жители села Высокого; большинство из них было перебито самым жестоким образом, а часть молодых женщин и девушек уведена в плен. Были убиты управляющий школой, учителя, эконом и четыре ученика. Как сообщал свидетель И.А. Поцелуев, „мне рассказывали несколько случаев очевидцы, что дунгане девочек-подростков разрывали на две части, наступив на одну ногу, за другую тянут кверху, пока жертва не разделится на две половины"». В селе Иваницком был убит пржевальский участковый врач Левин, вырезана партия инженера Васильева, учителя и члены их семей. «Начальник Туркестанского управления земледелия и государственных имуществ телеграфировал министру 18 августа 1916 года: «Получены сведения гибели технической партии железной дороги или нашего министерства численностью сорок человек. По всем данным число жертв весьма значительно».