«Хотели взять церковь в свои руки»

Бывший СССР 
0
578
Время на чтение 5 минут
Примерно в 1935-1936 годах из Самарово (ныне Ханты-Мансийск) в Реполово (Ханты-Мансийского района) прибыл товарищ Сидоров для проведения собрания «по отделению Церкви от государства». Верующие - супруги Сургутсковы, Чемагина, Худяков, Петров и другие - кричали, что не отдадут церковь. Собрание было сорвано. Докладчика даже пытались поймать и побить сыновья Сургутсковых и Худяковых...
 
Храм Иоакима и Анны с. Самарово
Храм Иоакима и Анны с. Самарово     

Эти показания даст тот самый докладчик в 1960 году. Когда-то он, еще до революции, в 1916 году, был выслан в Реполово под негласный надзор полиции за действия, связанные с борьбой против Церкви. «Кровавый» царский режим, как убеждали нас десятилетиями, был способен разве что сослать неблагонадежного. Всех участников того собрания - всего 13 человек, уроженцев и жителей Реполово - расстреляют в 1937 году. Только за то, что осмелились выступить в защиту Церкви.

Потом при пересмотре дела, уже после смерти Сталина, юристы напишут: практически все «подельники» - «члены контрреволюционной группы» - были люди неграмотные (нередко вместо подписи ставили плюсики или отпечатки пальцев); кроме того, практически все они на момент ареста были стариками. Что есть такой термин «контрреволюционная деятельность», возможно, и не слышали. Один из допрашиваемых, Кузьма Копылов, на допросе 21 августа 1937 года так и ответил: «Людей мы в свою группу церковников вербовали для того, чтобы скорее открыть церковь, а на счет вооруженной подготовки у нас и разговоров не было». Дмитрий Иванович Петров в своих показаниях тоже говорил о том, что не знает, вела ли вооруженную подготовку их группа и на какое оружие надеялась. И Ирина Иннокентьевна Самарина, и Вера Степановна Куклина даже не знали, в чем виновны. «Признаю себя виновной, что состою членом контрреволюционной группы церковников, один раз присутствовала на собрании», - даст показания Вера Степановна Куклина. На момент ареста ей, кстати, было 75 лет. Признания однотипны. Люди никак не могли понять, что же сделали они плохого. «Хотели взять церковь в свои руки», - звучит по прошествии десятилетий наивно - и явно с подсказки тех, кто «фабриковал» подобные дела.

Все члены «контрреволюционной группы» - представители раскулаченных и середняков. Все они до революции имели крепкое хозяйство, коров, лошадей, нанимали работников. Сургутсковы, к примеру, занимались ямщиной на пяти лошадях. Вспомним, что село Самарово и создавалось как Самаровский ям. Дмитрий Иванович Петров имел до революции ветряную мельницу. Умели работать и прекрасно понимали, что без взаимовыручки в этих суровых краях прожить невозможно. Сибирский характер - он особый. Немногословные, свободолюбивые, твердые в убеждениях. «Руководителем» группы Николая Петровича Шаламова выбрали не случайно. Он еще в 1932 году был привлечен к уголовной ответственности только за то, что хотел скрыть от следствия, что середняк Сила Николаевич Худяков ловил рыбу и продавал. Он самый последний из жителей Реполово пошел в колхоз. Кто-то из односельчан назовет его тихим, и кличка у него в селе была - Тихоня. Но, как видите, за немногословие, за которым скрывался твердый характер и твердые убеждения, за умение прийти на выручку и ценили его сельчане. Примечательно, что именно по письму сына Николая Петровича Шаламова в 1960 году начнется пересмотр этого дела «церковников».

Эти старики никак не могли понять, в чем их обвиняют. Ведь они всего лишь хотели открыть храм

Есть еще один человек, о котором хотелось бы рассказать особо. Анна Евграфьевна Чемагина. Ее сослали в административную ссылку в юрты Реполовские в 1932 году. За то, что «выполняла религиозные обряды», - сказано в материалах следствия. Она ходила в монашеском одеянии (возможно, и была монахиней) и продолжала выполнять те самые религиозные обряды и в Реполово. Служила молебны, панихиды. Потребность у людей в этом была великая. Из членов «контрреволюционной группы» она была, пожалуй, единственная не местная. Кроме того, и по возрасту младше своих «подельников». На момент ареста ей было 55 лет. Угла своего не имела, шила, вязала, молилась. Всё, что зарабатывала, отправляла «ссыльным попам». И деньги, и продукты. «Свидетель» Викул Кириллович Бардин показывает, что Анна Евграфьевна и Ирина Иннокентьевна Самарина при снятии колоколов с церкви в 1934 году ругались публично, заявили, «чтобы советская власть провалилась». Анна Евграфьевна точно знала, на что идет. Уже побывала на допросах и следствиях ОГПУ. От веры не отреклась. На допросах по этому делу «контрреволюционной группы церковников» никого не выдала. Читаем протокол допроса от 16 августа. Подследственная говорит, что ничего не знает и отвечать на вопросы не собирается. Вновь повторяет то же самое 20 августа. «Руководителя в нашей группе не было. И вы меня об этом не спрашивайте. Больше не буду отвечать». Такая духовная крепость звучит в ее словах, что работники ОГПУ отступили. Больше на допрос Чемагину не вызывали.

В 1960-е годы состоится пересмотр дела. Василий Семенович Борьков из п. Луговской Уватского района даст показания, что это были религиозные старики, часто посещающие церковь, и в народе говорили, что погибли они за то, что защищали свой храм.

Покровская церковь села Самарово. Начало XX века.
Покровская церковь села Самарово. Начало XX века.

Время покаяния

Страшные времена. В материалах дела «контрреволюционной группы церковников» есть клеветнические признания Прокопия Ивановича Петрова на... своих родных братьев - Дмитрия Ивановича и Николая Ивановича. Брат на брата, сын на отца... Работая в архивах, невольно обращала внимание на то, как меняется тон и характер свидетельских показаний по прошествии времени - через 25-30 лет: «плохо помню», «не помню», «не знаю, как было точно»... Наверное, это хочется забыть, как страшный сон. Но ведь не забывается. Сегодня уже и доступ к архивным материалам ФСБ ограничен. Опять же, по настоятельным требованиям тех самых «свидетелей обвинения»: боятся огласки. Ни в коем случае не хочу никого обвинять. Время было действительно страшное. Но ведь многое изменилось. Настало время покаяния. И самое трудное, пожалуй, сегодня - признаться в своем малодушии и трусости. И самое, пожалуй, важное...

«Тридцатые годы были самыми тяжелыми и безысходными в истории Русской Православной Церкви. Казалось, не будет конца разгулу циничного безбожия, не будет конца гонениям», - таковы были предощущения и переживания простого верующего русского сердца.

Власти, решив, что с Православием в СССР покончено, к 1940-м годам значительно снизили пыл преследований. Впереди была Великая Отечественная война.

Работая в архивах и музеях, знакомясь с дипломным проектом выпускника Тобольской духовной семинарии Игоря Беззубцева, по крупицам собирая свидетельства того времени, незримо прикоснулась к забытой истории. Со страниц архивных дел со мной заговорили живые свидетели. И защитником истинности их слов выступила уже сама история. Я прожила часть той трудной жизни вместе со всей страной. И поняла, что на многие вопросы жизни сегодняшней можно найти ответы в прошлом. И стала от того старше. Потому что с позиции времени на многое смотришь по-другому.

После статей в югорской газете о репрессиях в ее редакцию пришел очень уважаемый в этих краях человек. Того самого большевистского времени. Он обвинял меня в том, что я пытаюсь очернить историю. А я просто попыталась рассказать о ней без прикрас. Потому что история любого поколения - это история предательств и трусости, подвигов и великого самопожертвования. Это история человека. И его личного выбора перед лицом смерти и перед лицом истории - и перед порогом вечности.

Светлана Поливанова

Источник: Православие.Ru

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Светлана Поливанова
«Всю жизнь прослуживши, был и есть нам отцом»
Памяти священномученика Сергия Махаева (1874–1937)
27.02.2020
Сын за отца
Памяти Анатолия Ефимовича Оболтина
23.12.2019
Храм разломать, покойников выкопать, будет рыбокомбинат
Как сносили Покровский храм в Самарово
28.03.2019
Все статьи Светлана Поливанова
Бывший СССР
Мученик за веру Христову!
К 90-летию назначения на Калужскую епархию Архиепископа Августина (Беляева), в будущем одного из Новомучеников Российских
27.11.2024
День памяти святого Императора Юстиниана I и святой Царицы Феодоры
Сегодня мы также вспоминаем государственных деятелей И.Г.Орлова, И.И.Шувалова, П.Д.Киселева, генерала Д.С.Дохтурова, художника П.И.Федотова и архиепископа Екатеринославского Владимира (Соколовского-Автономова)
27.11.2024
День памяти Великого князя Иоанна II Красного
Сегодня мы также вспоминаем архимандрита Константина (Зайцева) и философа Н.О. Лосского
26.11.2024
День памяти К.Н.Леонтьева
Сегодня мы также вспоминаем генералиссимуса А.Д.Меншикова и славянофила А.И.Кошелева
25.11.2024
День окончания монголо-татарского ига
Сегодня мы также вспоминаем живописца Ф.Я.Алексеева, одного из основателей Союза Русского Народа Н.Н.Ознобишина, Великую Княгиню Ольгу Александровну
24.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Новое оружие России
Новый комментарий от Ленчик
27.11.2024 06:26
Дьявольский удар готовится в первый день Рождественского поста
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
27.11.2024 06:25
Над Россией нависает угроза!
Новый комментарий от Рабочий
27.11.2024 06:25
«Педагоги не могут качественно передавать им знания»
Новый комментарий от Ленчик
27.11.2024 06:18
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
26.11.2024 22:43
Либеральный момент: от «конца истории» до Трампа
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
26.11.2024 21:48