: |
США и Китай подписали соглашения на астрономическую сумму - более 250 млрд долларов. Это один из самых плодовитых официальных визитов президента США в Пекин. Дональд Трамп добился того, за чем ехал: большинство контрактов предполагают рост американского экспорта в КНР. При этом ряд контрактов могут нести угрозу для российско-китайских проектов.
Соглашения на целых 253,4 млрд долларов подписали Китай и США во время визита американского лидера Дональда Трампа в КНР, заявил министр коммерции КНР Чжун Шань. Он назвал подписание такого числа контрактов (которые, впрочем, не все обязывающие) настоящим чудом.
При этом, по данным правительственного источника в Пекине, планировалось подписание соглашений на 280 млрд, сообщило издание South China Morning Post. То есть ряд контрактов все-таки сорвались.
Но в любом случае этот визит Трампа в Китай можно считать одним из наиболее плодотворных для бизнеса обеих стран. Си Цзиньпин назвал этот визит историческим, а Трамп, судя по всему, добился за счет этих соглашений того, чего хотел.
Трамп регулярно говорил о том, что условия торговли США и Китая являются «несправедливыми», так как США имеют дефицит торговли с Китаем в полтриллиона долларов (хотя по итогам 2016 года дефицит был меньше - 347 млрд долларов). Иными словами, США покупают у китайцев больше, чем китайцы - у США. Кроме того, американцы теряют рабочие места из-за переноса производства на китайскую территорию. Всем этим Трамп был сильно недоволен. И перед встречей с китайским лидером он также обещал сделать торговые отношения между Вашингтоном и Пекином «более сбалансированными».
«Трамп осуждает очевидный и логичный порядок вещей (а именно - наличие торгового дефицита) исключительно чтобы создать почву для торга. Китай является нетто-экспортером по отношению практически ко всем странам, входящим как минимум в двадцатку его крупнейших партнеров. То есть наличие дисбаланса в пользу Китая, а не США - это не исключение, а правило, и изменить это не под силу никому, даже президенту Соединенных Штатов Америки», - говорит Кирилл Яковенко из «Алор Брокер».
Полностью решить проблему торгового дефицита в торговле с Китаем Трампу, конечно, не удастся. Но, судя по тем соглашениям, которые подписаны, Трамп действительно отчасти добился своего: США серьезно нарастят экспорт своих товаров в Китай. Потому что в основном договоры касаются заказов американской продукции китайскими компаниями. Учитывая, что
Китай наторговывает с США на 600 млрд долларов, дополнительные 253,4 млрд долларов - это существенный рост.
«Это пример работы хорошо отлаженной лоббистской системы, которой славится американская внутренняя и внешняя политика», - добавляет Яковенко.
А вот ожидать каких-то серьезных коммерческих сделок от встречи Трампа с Владимиром Путиным не приходится. Во-первых, торговый оборот между Россией и США составляет всего 20 млрд долларов. «Торговля с нами никогда и не была в приоритете у США, а на фоне санкций ситуация осложнилась еще больше», - говорит директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский. На переговорах России и США будет обсуждаться в большей степени политика, чем внешняя торговля, предполагает эксперт.
При этом некоторые контракты, уже подписанные Китаем и США, могут в перспективе помешать российско-китайским проектам.
Так, Китай и Аляска подписали соглашение об СПГ-проектах на 43 млрд долларов. Речь идет об экспорте СПГ с американского месторождения AGDC в Китай. Этот проект может стать крупнейшим в США по экспорту СПГ в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Потребление газа в Китае за последнее десятилетие выросло в четыре раза. Главными поставщиками СПГ в Китай пока являются Катар и Австралия. США будут конкурировать в первую очередь именно с ними. Однако здесь США могут навредить и России, которая строит трубопровод «Сила Сибири» для поставок своего газа в Китай, а также ведет переговоры о второй очереди трубы. Проект Alaska LNG - прямой конкурент проекту «Ямал СПГ», который реализуется НОВАТЭК Геннадия Тимченко.
Крупный контракт подписан в авиационной сфере. Китайцы за 37 млрд долларов покупают у Boeing 300 самолетов. Сделка включает 260 узкофюзеляжных Boeing-737 и 40 широкофюзеляжных Boeing-787 и Boeing-777. По последнему прогнозу Boeing, до 2036 года Китаю потребуется более 7,2 тыс. новых самолетов общей стоимостью 1,1 трлн долларов.
С другой стороны, Китай вместе с Россией договорились разработать и построить собственный широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет CR929, который должен составить реальную конкуренцию самолетам Boeing и Airbus в этом классе. Но заказ американских самолетов не должен помешать нашим более долгосрочным планам. Свой первый полет российско-китайский самолет совершит только в 2025 году. И если все пойдет по плану, то китайцы станут главными заказчиками этого лайнера. Предполагается, что до 2045 года будет продано 800-1000 самолетов CR929.
Кроме того, на 12 млрд долларов заключены контракты между американской Qualcomm и тремя китайскими производителями телефонов - Xiaomi, OPPO и Vivo. Китайцы будут закупать у американцев компоненты для своих телефонов. Впрочем, Qualcomm уже давно работает с этими компаниями, и на Китай приходится две трети выручки американской компании (14,6 млрд долларов). Еще на 3,5 млрд долларов заключена сделка с General Electric, которая поставит две партии двигателей китайскому авиаперевозчику, а также газовые турбины и другие товары компании China Datang.
Автоконцерн Ford Motor в партнерстве с китайским автопроизводителем Anhui Zotye намерен инвестировать 5 млрд юаней (754 млн долларов) в разработку автомобилей, которые будут продаваться на китайском рынке.
Ряд контрактов касались сельского хозяйства. В частности, был подписан протокол о намерениях по экспорту соевых бобов из США в Китай на сумму до 5 млрд долларов. Плюс был подписан контракт на покупку Китаем американской говядины и свинины в следующие три года на 1,2 млрд долларов. Россия уже давно пытается расширить возможности российских производителей мяса для его экспорта в Китай, однако пока безуспешно.
«США хотят увеличить свое влияние на мировой арене. В этом отношении им важно заручиться поддержкой Китая - локомотива мировой экономики.
Это может произойти через экономическое сотрудничество - поставки СПГ, продажу самолетов, вооружения и т. п.», - объясняет геополитическую подоплеку рекордных контрактов Роман Ткачук из «Альпари».
Источник