Написать Богу СМС

Как правильно общаться с Богом, советует духовник Киевских духовных школ архимандрит Маркелл (Павук)

0
1781
Время на чтение 5 минут

- Отче, как выстроить живое общение с Богом?

- Так же, как мы выстраиваем живое общение с людьми. Когда у нас хорошее настроение, ничего не болит и не беспокоит, не гложет зависть или обида, то мы можем общаться с родными, близкими, друзьями весь день, хоть до утра. Если же пребываем в гневе, нам неприятен собеседник, у нас что-то болит или мы куда-то торопимся - разговор бывает кратким, раздраженным, сухим, неживым, хочется побыстрее его закончить.
Живое общение с Богом в первую очередь выстраивается через молитву. И как для приятного общения с другими людьми необходимо быть в приподнятом настроении, так и молитва творится лишь тогда, когда мы спокойны, умиротворены, а наши грехи и страсти, злые привычки или преодолены, или хотя бы глубоко спрятаны и крепко связаны терпением, смирением и любовью к Богу и ближним. Если мы одержимы какой-либо страстью, которой услаждаемся и даже не пытаемся с нею бороться, никак нельзя настроиться на живое общение с Богом: наша молитва рассеянная, краткая, мы ею тяготимся, дремлем, думаем не о Творце, а о своих проблемах и лишь формально вычитываем или слушаем молитвенные каноны и правила. Именно из-за отсутствия настоящей молитвы большинство из нас, даже не стыдясь, говорит: «Иду вычитывать правило». Это как раз может свидетельствовать, что общения с Богом нет.

- Но разве можно сразу настроиться на живое общение с Богом? Безвременно желая такого общения, не уклонимся ли мы в протестантизм и сектантство, где постоянно на этом делают акцент?

- Да, такая опасность существует, когда человек безмерно горд, самовольничает, не признает авторитета святых отцов Церкви, пренебрегает советами духовника или, ссылаясь на свою занятость и усталость, ленится ходить в храм, пренебрегает молитвой и постом. Еще, и это, пожалуй, самое важное, подобный сектантский подход имеет место, когда человек воображает, что он безгрешен или всячески оправдывает свои смертные грехи, апеллируя к потребностям природы и духа времени. «Безгрешному» и не осознающему всю опасность страстей человеку Спаситель не нужен, и его молитва - это лишь театральная постановка. Не случайно все протестантские богослужения и даже проповеди сопровождаются легкой инструментальной музыкой, иногда бурными эмоциями пасторов, как на театральной сцене. Есть ли там общение с Живым Богом? Возможно ли в таких условиях услышать «глас хлада тонка», в котором пребывает Господь и который сподобился ощутить святой пророк Илия?

- Что значит Живой Бог?

- Живой Бог - это любящий, всевидящий, всезнающий, дарующий радость бытия всему живому и определяющий глубокую суть всего существующего. Он всегда готов оказать скорую помощь и одновременно долготерпелив в отношении человеческих немощей. Антипод Ему - языческие боги, которые олицетворяют собой греховные привычки и страсти. Человек, служа им, думает, что он живет, а на самом деле духовно и физически постепенно себя разрушает и умерщвляет. Прискорбно, но вся современная секулярная культура, даже прикрываясь христианскими атрибутами и символами, имеет смертоносное действие. Мы пожинаем горькие её плоды - разваливающиеся семьи, безудержное распространение разврата, объявление нормой противоестественных грехов, погоня за легкой наживой, военные конфликты даже между братскими христианскими народами.

- Связан ли как-то сегодняшний формат общения людей (СМС, соцсети и др.) с уходом от живого общения, с искаженным пониманием общения с Богом?

- Технические средства, конечно, живого общения не заменят, но могут его поддерживать. При этом нужно постоянно стремиться к непосредственному общению друг с другом. Когда я служил в армии на севере Архангельской области, на берегу Белого моря, за три тысячи километров от родного дома, мне приятно было получать письма, а голос родных, услышанный по телефону, доставлял несказанную радость и утешение. Ныне здравствующий старец Ефрем из Ватопедского монастыря и другие братья, подвизающиеся на Афоне, считают, что не нужно бояться нового технического формата общения, ибо он Богом промыслительно призван способствовать сохранению остатков той любви, которая, согласно пророчеству апостола, в последние времена сильно оскудевает. Однако это происходит не вследствие использования средств коммуникации, а из-за греха, который с их помощью активно продуцируется и распространяется. Важно научиться пользоваться этими средствами для противодействия греху, вырабатывать своего рода противоядие. При этом всяким средством, пусть кажущимся безобидным, человек в силу своего эгоизма и удобопреклонности ко греху склонен злоупотреблять. Плохо, когда мы теряем уйму времени на бесполезные дискуссии в социальных сетях, заканчивающиеся, как правило, не выяснением истины, а словесной дракой и ненавистью.

Если я чувствую, что неловок и могу создать аварию, садясь за руль машины, то лучше никогда водить не буду. Так же и с интернетом. У кого вера еле теплится, то, чтобы она совсем не пропала, лучше туда не заходить. Кроме того, родители должны контролировать, что делают в интернете их дети. С другой стороны, если ваша вера закалилась в скорбях и искушениях, то необходимо помогать другим укреплять их слабую веру любыми способами, в том числе и через интернет.

- Возможно ли развивать живое общение в современной жизни? Или это уже пройденный этап?

- Думаю, не стоит делать скоропалительных пессимистических выводов. Живое общение еще пока присутствует. Если бы его не было, то ненавистью и полным равнодушием мы давно бы молча уничтожили друг друга - мир перестал бы существовать и без задействования ядерного оружия. Пусть хоть на уровне СМС, но общение между людьми сохраняется. Главное - наполнять его не праздным, а подлинным духовным смыслом, то есть не только вести пустые разговоры, а вспоминать о евангельских и церковных событиях года, днях памяти святых, стараться изучать их жития и в чем-то подражать им. Технические средства в этом очень помогают. А прямой контакт тоже не всегда бывает спасительным. Например, в результате регулярных встреч с собутыльниками и злоупотребления спиртным или обыденных словесных и физических перепалок можно погибнуть и без использования технических средств.

- Каковы перспективы общения между Церковью и людьми?

- Если мы активизируем церковную миссионерскую проповедь и с амвонов, и через СМИ и постепенно будем преодолевать расколы и ненависть между христианами, то все большее число людей будет приходить в Церковь, а значит, будет увеличиваться плодотворное живое общение. Если же мы, ссылаясь на свое косноязычие, или усталость, или ложно понимаемое нами благочестие, будем отмалчиваться, пренебрегать проповедью Евангелия, то увеличится разделение между нами, а самые большие грехи будут объявляться нормой жизни, что окончательно нас погубит.

- Как в связи с этим может поменяться общение с Богом?

- Никогда, особенно в угоду политикам, не стоит на белое говорить черное, а на черное - белое, ибо тогда теряется дерзновение в молитве и совсем обесценивается её смысл. Не случайно в Европе, куда многие так стремятся, большое количество храмов ныне сдаются в аренду под банки, офисы, фитнес-клубы, магазины, жилые помещения или же разрушаются, потому что резко сократилось количество практикующих христиан. Не Бог, а мамона стала самым важным приоритетом их жизни. Хочется верить, что еще сохраняется малое число европейцев, для которых заповеди Евангелия никогда не потеряют свое значение.

- Какой основной смысл человеческого общения и Богообщения?

- Не только непосредственное общение, но и любое внимание, оказываемое человеку, пусть даже через СМС или одобрительный лайк в социальных сетях, является проявлением уважения и любви к человеку. Не стоит бояться и стесняться объясняться друг другу в уважении и любви. Тем более молитва к Богу о себе и о других людях - это деятельное проявление нашей веры. Кто не любит, тот не может и не желает с кем-либо общаться и тем более не хочет и не умеет молиться о себе и других.

Беседовала Наталья Горошкова

Источник: Православная жизнь
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Маркелл (Павук)
Все статьи Архимандрит Маркелл (Павук)
Наталья Горошкова
Все статьи Наталья Горошкова
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Греция – Македония: спор из-за Александра Македонского не утихает
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:48
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Константин В.
18.11.2024 19:37
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Наталья Сидорина
18.11.2024 19:31
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от seaduck
18.11.2024 17:59
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12