Китай теснит Россию и США на олимпе мировой космонавтики

Юрий Караш 
0
03.11.2016 237
Китай теснит Россию и США на олимпе мировой космонавтики | Продолжение проекта «Русская Весна»

Начало долговременной пилотируемой эксплуатации Китаем околоземных комплексов означает, что в своих космических достижениях КНР уже практически сравнялась с Россией. Это обстоятельство чрезвычайно волнует Вашингтон, но почему-то не волнует Москву. Возможно, у нее есть свои планы по сотрудничеству с Пекином в космосе, но вряд ли их можно назвать амбициозными.

Когда говорят о лидерстве России в космосе, обычно приводят два критерия: количество космических запусков и пилотируемые полеты на околоземную орбиту. Но насколько незыблемо лидирующее положение нашей страны на этих важнейших направлениях космической деятельности?

По первому параметру Россия традиционно занимает ведущие позиции. В прошлом году она осуществила 29 космических запусков (из которых, правда, два неудачных). Следом за ней идут Соединенные Штаты (20 запусков) и Китай (19 запусков), причем все пуски США и КНР были удачными. Но первый звонок, известивший о возможности потери Россией лидерства на данном направлении, прозвучал еще в первой половине 2012 года, когда Китай обошел нашу страну по количеству космических стартов (10 китайских против 9 российских). Америка за тот же период времени запустила лишь восемь ракет-носителей. Но активное развитие в США так называемой частной космонавтики в лице компаний SpaceX, Blue Origin, Sierra Nevada, Bigelow Aerospace и других в обозримом будущем неизбежно приведет к интенсификации космической деятельности в США, включая рост числа космических стартов.

По второму параметру - пилотируемой космонавтике - лидерство России достаточно надежно просто ввиду того, что в мире пока есть только три страны, которые продемонстрировали возможность отправлять людей в космос. Это все те же Россия, США и Китай. Однако Соединенные Штаты временно лишены данной возможности, хотя к началу следующего десятилетия у них должны войти в эксплуатацию как минимум три новых типа корабля: «Дракон-2», прототип которого уже успешно летает в автоматическом варианте, Orion, совершивший первый полет в 2014 году также в автоматическом режиме, и CST-100. Возможно, что к этому списку добавится и мини-шаттл Dreamchaser.

Что же касается Китая, пилотируемые корабли КНР типа «Шэньчжоу», в том числе и с экипажем из трех человек, уже совершили пять успешных полетов. Продолжается шестая миссия этого типа корабля под названием «Шэньчжоу-11», пристыкованного к китайской орбитальной станции «Тяньгун-2». Данная миссия должна продлиться 30 дней. Это генеральная репетиция создания многомодульной орбитальной станции весом около 60 тонн, которую Китай намерен построить к 2022 году. При этом на станции «Тяньгун-1», запущенной в 2011 году и до сих пор находящейся на орбите, побывали два экипажа тайконавтов.

Незваный кандидат в лидеры

Первый - зачем Китаю столь активно наращивать «мускулы» в сфере гражданской космонавтики? Возможный ответ лежит в сфере экономики. В 2015 году КНР объявила о начале реализации десятилетнего плана под названием «Сделано в Китае - 2025». Его основу составляет модернизация промышленной базы страны за счет высоких технологий. Космическая индустрия, как известно, является одним из важнейших инструментов подъема широкого спектра научно-технических отраслей.

Другой мотив носит политический характер. «Поддержка председателем Си пилотируемой программы, по всей видимости, будет продолжена, ибо исследовательские программы (как пилотируемые, так и беспилотные) очень важны для имиджа Коммунистической партии Китая, который был подорван повальной коррупцией, а также провалом ряда государственных инициатив в сферах защиты окружающей среды, инвестиций и городского планирования. Пилотируемая космическая программа служит достижению важной внутренней политической цели, ибо КПК использует данную программу для укрепления в людях уверенности, что лишь партия способна модернизировать Китай и восстановить его величие», - заявили в Конгрессе.

Разумеется, речь идет о создании в равной степени и международного имиджа Китая как современной страны с развитой наукой и техникой. Ожидается, что Си Цзиньпин покинет пост главы КНР в 2022 году, однако с учетом того что КПК недавно присвоила ему титул «центрального лидера» наравне с Мао Цзэдуном и Дэн Сяопином, также носившими это звание, есть основания предполагать, что Си останется как минимум партийным лидером и после 2022 года, что гарантирует дополнительную поддержку курса, направленного на вывод китайской космической отрасли на ведущие мировые позиции.

Но есть еще и второй немаловажный вопрос, связанный с выходом Китая на передовые космические рубежи. Если США проявляют озабоченность из-за того, что могут уступить свое космическое лидерство Китаю, то почему аналогичной озабоченности не проявляет Россия? Тем более, в отличие от США, планы нашей страны в космосе куда более туманны и значительно менее амбициозны. Согласно утвержденной в этом году «Федеральной космической программе до 2025 года», никаких полетов российских космонавтов ни на Луну, ни к Луне до 2025 года не запланировано. По словам источника в Роскосмосе, если российские космонавты полетят к Луне и на Луну, то произойдет это не раньше 2035 года и лишь при условии, что к тому времени планы Роскосмоса не претерпят очередного кардинального пересмотра. А это вполне вероятно с учетом серьезного сокращения финансирования гражданской космической отрасли.

Ходили разговоры о создании после МКС некоей российской высокоширотной периодически посещаемой орбитальной станции, но научно-техническая и экономическая необоснованность подобной идеи привела к тому, что она осталась на уровне гипотетической возможности. Единственный более или менее конкретный инновационный проект, который реализуется в настоящее время Роскосмосом, - это корабль «Федерация». Однако отсутствие у России после 2024 года крупных пилотируемых объектов на околоземной орбите, куда «Федерация» мог бы доставлять людей и грузы, может привести к тому, что новый корабль будет автономно летать по сценариям краткосрочных миссий «Союзов» 1960-х годов.

Таким образом, есть два варианта ответа на вопрос, почему у России не вызывает беспокойства вероятное лидерство Китая в космосе. Первый - нам в принципе все равно, обойдет Китай Россию или нет. Второй - уже достигнута предварительная договоренность об интеграции российской космической отрасли в китайскую. На возможность такого варианта в середине октября намекнула представитель китайской программы пилотируемых космических полетов У Пин. «В ходе реализации программы строительства космической станции КНР рассчитывает вести углубленное сотрудничество и обмены с Россией в отборе и обучении космонавтов, проведении научных экспериментов, технологической сфере и других областях», - сказала она, отметив, что с момента начала осуществления в Китае программы пилотируемых полетов было успешно реализовано более 20 совместных российско-китайских космических проектов.

Разумеется, Россия будет в этом партнерстве выступать в качестве «младшего брата», ибо теперь ей такое партнерство нужнее, чем Китаю, который уже продемонстрировал возможность осуществлять все крупные космические проекты собственными силами. А поскольку КНР уже взяла у нашей страны все основные, не выходящие за рамки околоземной деятельности наработки в области космонавтики, очень возможно, что участие России в этом партнерстве будет сведено к тому же формату, в котором она сотрудничает с компанией «Боинг». Россия поставляет для «Боинга» титан, а в расположенном в Москве конструкторском центре этой самолетостроительной фирмы работают более тысячи российских инженеров, проектирующих некоторые элементы и узлы для новых типов лайнеров.

Юрий Караш, член-корреспондент Российской академии космонавтики

Источник

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Юрий Караш
Все статьи Юрий Караш
Последние комментарии
Это доктринёрство, Геннадий Андреевич!
Новый комментарий от Наблюдатель
17.04.2021 01:18
Навальный и Коран
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2021 01:01
Православному социализму – быть!
Новый комментарий от Андрей Карпов
16.04.2021 20:25
«Не что иное, как религиозный расизм»
Новый комментарий от Валерий
16.04.2021 17:37