Депутаты от КПРФ предлагают ввести в России запрет на приравнивание коммунизма к нацизму. Законопроект предусматривает уголовную ответственность с наказанием до десяти лет лишения свободы. В 2014 г. Госдума уже приняла закон, который вводит уголовное наказание до пяти лет лишения свободы за реабилитацию нацизма. Авторы поясняют, что данные меры необходимы в связи с "отчетливо проявляющимися международными тенденциями к изменению послевоенного мироустройства и переписыванию итогов Второй мировой войны на основе продвигаемого США и их сателлитами со времен холодной войны тезиса о тоталитаризме политических систем СССР и нацистской Германии". Историк Борис Юлин считает, что самое опасное в подобном приравнивании не то, что коммунизм опускают до фашизма, а то, что именно фашизм, приравненный к коммунизму, легко оправдать. Об этом он рассказал в интервью Накануне.RU.
Вопрос: Депутаты-коммунисты работают над законом, чтобы за приравнивание коммунизма к нацизму следовала уголовная ответственность. Как Вы считаете, эта мера необходима? Есть ли прецеденты?
Борис Юлин: В принципе логика в этом законе вполне себе четкая есть. Дело в том, что уравнивание коммунизма и нацизма автоматически ведет к оправданию нацизма. А оправдание нацизма - запрещено. Это противозаконно. И поэтому сам факт уравнивания - это один из шагов реабилитации нацизма.
Вопрос: О чем говорит это сравнивание? Что коммунизм и нацизм были похожи?
Борис Юлин: Они не были похожи совершенно, но это перестроечная идея - уравнивание коммунизма и нацизма - она пришла к нам с Запада и активно муссировалась в годы перестройки.
Вопрос: Ну, получается, одни были левыми, а фашисты - ультраправыми, на каком основании проводят параллель?
Борис Юлин: Пытаются обычно сравнивать через тоталитаризм, через эту идею управления саму по себе. Тоталитаризм - это превосходство государственного, полная власть государства над индивидуальным, когда важнее государственные идеи, чем один отдельно взятый человек. Но тоталитарных режимов в мировой истории было огромное количество, в принципе США, особенно после 2011 г. - после законов, принятых в отношении прав АНБ и так далее, полностью поражающих граждан в правах - это именно тоталитарное государство. Иногда тоталитаризм просто необходим, когда есть угроза государству или во время войны. Но именно по этому параметру на Западе пытаются увязать нацизм с коммунизмом, хотя это совершенно разные вещи.
При фашизме люди разделены на страты - на разные уровни, где каждый равен внутри своей страты, но сами страты неравны. То есть люди очень сильно различаются. Фашизм подразумевает постоянное господство элиты над основной массой, которая тоже разбита по уровням. А коммунизм предусматривает равенство людей, при этом равенство людей вне зависимости как от социального положения, то есть социальное равенство, так и равенство вне зависимости от языка, расы, вероисповедания и чего бы то ни было еще.
Вопрос: Есть ли смысл вводить это у нас, когда в основном реабилитация нацизма происходит в Европе? Им мы не можем запретить восславлять бывших офицеров СС?
Борис Юлин: Во Франции введен закон по поводу геноцида армян сто лет назад на территории Турции. Дело в том, что это создание прецедента. Если такой закон принят у нас, то он действует на нашей территории, и люди, которые его, допустим, нарушают на Западе - не могут на нашу территорию въехать. Кроме того, они не могут распространять здесь свои идеи, потому что тот, кто здесь будет приравнивать коммунизм к нацизму - будет подлежать уголовному преследованию. То есть, в принципе, логика определенная есть.
Вопрос: В 2015 году украинский парламент принял закон "о запрете коммунистического и нацистского тоталитарных режимов" и их символики, тем самым уравняв коммунизм и нацизм. То есть под наш закон подпадает целая страна?
Борис Юлин: На Украине к власти пришли, по сути,
нацисты, то есть основные ведущие силы так называемого Майдана. Такие,
как "Правый сектор", партия "Свобода" - это нацистские организации, они
на словах осуждают и коммунизм, и нацизм, но на самом деле у них чисто
антикоммунистическое государство, которое является нацистским по своей
сути. И у них возникла реакция на появление коммунистической угрозы, это
способ борьбы с коммунизмом. Фашизм в Италии, по словам самого же
Муссолини, создавался именно как средство противодействия коммунизму в
1920 гг., когда очень сильно было коммунистическое движение. Первое, что
сделали нацисты, придя к власти - это уничтожили коммунистическую
партию Германии, физически уничтожили. Первое, что сделали, собственно
говоря, нацисты, придя к власти на Украине, запретили одну-единственную
партию - коммунистическую партию Украины. Там можно много чего говорить -
какие они были коммунисты, но это единственная партия, которая
официально запрещена. Закон, о котором мы говорим, будет действовать на
нашей территории. И во-вторых, кроме принятия закона есть еще и
исполнение этого закона. Будет он действовать или не будет - зависит от
власти, будет или не будет она следить за его исполнением. Но я даже не
уверен, что он будет принят.
Вопрос: В 2006 году парламентская ассамблея Совета
Европы приняла резолюцию о "необходимости международного осуждения
преступлений тоталитарных коммунистических режимов". Это что, призыв
приравнять коммунизм к нацизму с соответствующими юридическими и
геополитическими последствиями?
Борис Юлин: Приравнять и осудить - это все-таки разные вещи. Осужденных можно оправдать, допустим, за недостаточностью улик или за ложность и надуманность обвинения, но само приравнивание к чему приводит - допустим, обвиняют коммунизм, и если коммунизм удается оправдать, то при приравнивании коммунизма к нацизму - и нацизм можно реабилитировать автоматически.
Елена Рычкова