Свет православия в творчестве русских поэтов Молдовы

Бывший СССР 
0
342
Время на чтение 10 минут

В молдавской столице прошла Международная конференция "Православная цивилизация и современный мир".

 

 


Олеся Рудягина

 

Пока еще сборник с материалами конференции готовится выйти из печати, портал «Русское поле» представляет вашему вниманию один из докладов, прозвучавший на мероприятии.

Автор материала - учредитель и главный редактор «тезки» нашего сайта - журнала «Русское поле», председатель Ассоциации русских писателей Республики Молдова Олеся Рудягина.

«И снова мне дарован долгий вдох:

так вешний сад вскипает у порога.

А миром правит Милосердный Бог.

Стихи? - Лекарства из аптечки Бога!»

(О.Р.)

- Тема, заявленная мной в названии, не изучена и объёмна. Данный материал, подготовленный специально для сегодняшней конференции*, не может претендовать на её полное раскрытие. Это, скорее, «информация к размышлению», заявка на последующее глубокое исследование.   

Однако, явление современной русской поэзии Молдовы столь гармонично и светло на фоне общего мирового разлада и декаданса, что я не могла не заявить о нём на представительном форуме, посвящённом проблемам Православия. Считаю русскую поэзию Республики Молдова сегодня одним из культурных сокровищ нашей страны.

В 2000 году мной была отредактирована большая Антология русской поэзии Молдавии на религиозные темы «Преображение», которую готовил к публикации кишинёвский Центр русской культуры, возглавляемый Аллой Коркиной и Дмитрием Николаевым. Ещё тогда меня поразили удивительной глубиной, силой и искренностью стихи русских поэтов Молдовы, посвящённые осмыслению Ветхого и Нового Заветов, образа Христа и Богородицы.

В 90-х годах, в период развала СССР, на гребне «чемодан-вокзальной» волны, Молдавию покинула целая плеяда значительных поэтов и многие молодые авторы,- уехали за границу, ушли в мир иной. Доперестроечные десятилетия не знали такого небывалого «поэтопада». Слишком болезненным оказался слом, постигший всех нас в 90-х годах; невыносимой и ни с чем несравнимой - утрата опор и идеалов. О том, что мы потеряли, чего лишились, в полный голос успел сказать глубоко верующий человек, поэт Валентин Ткачёв, в коротком двустишии «Предварительные итоги» «/Чего бы мне еще потребовать от жизни,/ Которая прошла?/...Ни Бога,- ни царя, ни флага, ни отчизны,/ Ни света, ни тепла...»

В самом деле, всё замкнулось на этом, в благополучные сытые годы девальвированном, понятии, - «Отчизна». И вполне закономерно. Святой праведный Иоанн Кронштадтский учил: «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить».

На рубеже веков новое поэтическое поколение, утратив Отечество, растеряно и потеряно. Трудно найти стихи того времени, внятно свидетельствующие об осознании русскими поэтами, рождёнными в Молдове, своей принадлежности к какому-либо народу. Народа СССР, частицей которого мы были - больше не было в природе. Лозунги «Чемодан -вокзал -Россия» не оставляли иллюзий в отношении принадлежности к молдавскому, тем более, что народные витии с трибун предлагали совсем иное название и народу, и стране. Религиозный опыт у большинства отсутствовал. Для того, чтобы понять своё предназначение, нащупать корни, восстановить связь времён нужно было время. И душевная работа. Помните, у Игоря Северянина: «Россию надо заслужить»? «Русскоязычным» уроженцам Молдовы надо было «заслужить» родину - выстрадать, осознать.

Почти манифестом прозвучали тогда дерзкие и горькие стихи Валентина Ткачёва «Последний солдат империи»: «Словно лопнула линия троса: /Безнадёжность развеяла страх,/ ...Веры нет, император отрёкся,/Да и родину вымели в прах./ Я-последним солдатом увечным./ Пехотинцем, а не на коне./Всё, что было бескрайним и вечным,/ Остаётся лишь только во мне/ Никакого другого примера./Никакого посла к Небесам./ Всё я сам: император и вера,/ Да и родина-тоже я сам.»

Но внутренняя духовная работа шла и «бескрайнее и вечное» прорастало в каждом живом сердце. Озарением низошла жажда веры, обращённая в стихах моих современников к истокам, к Православию.

«...Нет еды... / Но слаще хлеба / Благодатная молитва, / Этот свет и это небо, - / А душа Тебе открыта...» (В. Костишар).

Напряжённый поиск самоидентификации для русских поэтов второго десятилетия XXI века разрешился обретением внутреннего пространства - вместо утраченного реального! Родина отныне - это, во-первых, Россия - любимая генетически, безусловно, - отрёкшаяся, желанная, не достижимая, а для рождённых вне её почти «виртуальная». Не территория, но её язык, искусство, литература, Православная вера: «О, родина духовная моя! / Маяк, ведущий через все моря, / И, приложенье ностальгии острой, / Не видимый никем небесный остров» (А. Юнко).

И, снова во-первых, - родная, «знакомая, как губам - имя собственного ребёнка», - космическая какая-то, лишённая будничных гнетущих подробностей - православная же Молдова: «У меня в узелке дорожном / Ломтик молдавского месяца / (Соленый и бледный). / Вы не смущайтесь, что будут / В бликах творожных руки. / Прошу, угощайтесь. / Вы не смущайтесь, / Что месяца вкус непривычный...) (Т. Орлова)

«...вынырни из небесной реки/над рышкановкой/дрожит тетива ул.димо/внизу ...» (О.Панфил)

В сегодняшней Молдавии, «не оставляют усилий» авторы разных поколений, как «живые классики» почтенного и старшего возраста - Николай Савостин, Константин Шишкан, Борис Мариан, Юрий Павлов, Алла Коркина, Александр Милях, Александра Юнко, Валентина Костишар, Людмила Щебнева, - так и поэты, мужание которых пришлось на смутные 90-е, а выход дебютных книг - на конец XX -первое десятилетие XXI века: Михаил Флоря, Олег Панфил, Ирина Ремизова, Юрий Гудумак, Олеся Рудягина, Сергей Пагын, Виктория Чембарцева, Наталья Новохатняя, Яна Казаченко, Александр Попов, Татьяна Орлова. Появились и совсем молодые поэты, среди которых самый яркий - девятнадцатилетний Леонид Поторак. Почти век отделяет старейшего русского литератора Молдовы от молодой восходящей звёздочки. А это, конечно, различное воспитание, мировоззрение, мироощущение. Есть ли что-либо объединяющее всех этих, совершенно разных, авторов? Какой-то общий мотив, тема, характерная для творчества, воспитанных в разные эпохи, обладающих различным жизненным опытом, поэтов.

Много лет вчитываясь в стихи моих коллег по перу я, мне кажется, разглядела главное, не афишируемое, удивительное качество. Чувство, коим исполнены и философски-созерцательные, и социально-публицистические, и лирические произведения. Любовь! Даже в самые страшные годы Нового времени острого отчуждения и гонений и - до сегодняшнего пребывания, по сути, в духовной изоляции, ни одна русская истинно поэтическая строчка не служила на этой земле злу, блуду, не разжигала межнациональную рознь, не дышала ненавистью к инакомыслящему человеку!

«Погибели предшествует гордость, и падению надменность», - звучит в Притчах16:18. Современной русской поэзии Молдовы, - порой страстной и печальной, чаще- смиренной и мудрой, - гордыня и надменность не свойственны. Свойственна генетически высокая нравственность:

«...Карминный крест и каменный алтарь,/свеча, грехи, молитва, покаянье -/ торопишься, переводя дыханье/перечислять, оправдывая жизнь,/и мечется душа, как зяблик в клетке,/меж пленом и тоскою о свободе./Стремится вверх слизняк, одолевая/ступень, борясь за право высоты:/ничтожен он, но равно же и ты -/ пред Господом едино всё на свете...» (В.Чембарцева)

«Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». (1 Ин. 4, 8) Удивительно, что, как правило, любовь в русской поэзии Молдовы не эгоистична, глубока, почти по-библейски: « Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.» (Первое послание св. Ап. Павла к Коринфянам)

«...я узнал тебя по взгляду,/ по шагам над раем с адом./ время лечит и калечит,/ но звезда в зрачке - навечно.» (Олег Панфил)

Часто она направлена и выливается не только, а иногда вовсе не на конкретного человека. Творчество самых ярких русских поэтов Молдовы начала XXI века отличает пристальная влюблённость в Мир Божий, в его каждодневные будничные приметы, его природу. Поэтов объединяет ощущение себя частицей Мироздания - вдохновенным творением Господа:/ ...И все-таки воде необходимо,/чтоб человек, почти прошедший мимо,/над ней склонился, выдохнул:/ люблю.../Чтоб на озерном выгнутом краю/провел ладонью по траве незрячей,/ заметив после, как при слове «Бог»/рябится небо вдоль и поперек/и в терем превращается прозрачный.» (С. Пагын)

Философское приятие жизни преобладает, библейские заповеди становятся основой бытия: «...Неслышно нитка времени в игольном /ушкЕ свивает прошлое в надежды/ на новый час и день, и год. И прежде,/чем камень бросить в нас краеугольный,/ напомнив, что и это преходяще,/ смеётся жизнь за пазухой у Бога:/ и щепкою плывущий - да обрящет,/ смотрящий в небеса - найдёт дорогу.»(В.Чембарцева)

Опыт человечества, маниакально повторяющего собственные ошибки, плодящего монстров ненависти и вседозволенности, легко свергающего вчерашних кумиров и развязывающего повсеместно войны, не даёт вещественных опор, возвращая нас, как блудных сыновей, к первоосновам бытия. Простым и вечным истинам. Пониманию человеческого долга. Попытка честно ответить себе на вопрос: зачем мы не этой земле? - неизменно приводит поэта к размышлениям о Боге.

"...Пахнет хлебом и горелой щетиной -/верно, борова палят по соседству,/чтобы в праздник пожевать свеженины./Все знакомо...Как обычно....Как в детстве./И подумаешь: открытия, бойня/революций, крах великих империй -/чтоб я снежной колеёю сегодня/пёр дрова колоть к бабе Вере./Потеплело...В небе чуть запотевшем/рек вороньих шелестенье и бремя./И качнулось тихим снегом пошедшим/вертикальное, Господнее время./(С.Пагын)

Единственный способ к познанию Бога есть доброта. (Преподобный Антоний Великий) Заповедью «Не убий!» дышат подборки русских поэтов первого десятилетия XXI века:

«...под гусеницей танка детский мячик,/танкисту не дожить до Дня Рожденья../чьей матери сильнее будет горе,/когда они детей своих оплачут?/подумаешь о мести, милосердьи,/когда в лице врага узнаешь брата/в оптическом прицеле автомата,/и, вдруг, тревогой защемит предсердье?/ не дай нам Боже делать этот выбор!(В. Чембарцева)

Светом любви - к родине «с маленькой буквы «р», к жизни, к людям исполнены стихи самого молодого русского поэта Молдовы Леонида Поторака. Рядом с ключевыми героями мировой литературы в стихах Леонида появляется образ солдата Великой Отечественной, вставшего на защиту мира от фашизма: «...Не меня одного искала/ Пуля, смертью чужой грозя./ Я боялся, хоть проку мало,/И молился, хотя нельзя./ Затерявшись в огне орудий,/Посреди фронтовых снегов, -/Будем живы, Господи, будем, -/Я шептал, вытирая кровь...» - В стихотворении «Рядовой» образ этот достигает такой невероятной силы и отчаянной правды, что перехватывает дыхание. Тема Долга перед Отечеством - великая традиция Православия - возрождается в новом поколении: «Значит, нет ни солдат, ни армий, / И один, посреди дорог, / Я, безликий и безымянный, / Грязь мешу миллионом ног. / (...) С миллионом живых и мертвых / В этот миг и навек един, / Миллионом охрипших глоток / Крикнул: Господи!.. победил». Взгляд Всевышнего необходим поэту. Он, без сомнения, стоит перед Богом.

***

Особой жизнью живёт в русской поэзии Молдовы православная Икона. Как нечто совершенно необходимое, незабвенное, интимное, сияющее нам из глубины прожитых лет, из далёкого далека, как благословение предков.

Ещё в 1984 г. Было написано Александром Миляхом необыкновенно пронзительное стихотворение «Хижина»:/Калитку и дверь откроет/Сквозняк. Забор поник./Когда-то здесь жили трое:/Икона. Старушка. Старик./К затерянной хижине долго/Шла мировая война:/Старушка убита осколком.../Первой ушла... Она./Старик зарядил берданку,/С прошлого века берёг,/И на врагов спозаранку,/Как на волков, залёг./Крест - на её могиле./А на его - Звезда!/Рядом похоронили...Икона - осталась/Одна.

Но нет! Не осталась Икона - одна. Она шагнула вместе с нами и в сердцах наших - в XXI век. Она дышит, и греет, и утоляет земные печали.

/Не припомню толком иконы той:/Иисус...и голубь...реки волна..../Пахла старость кукурузной крупой,/за окном в саду стояла зима./Снегопад качался и кот мурчал,/дверцу в сон открыв золотым ключом,/ и с иконы голубь слетал...слетал/на больное бабушкино плечо.(«У бабушки» С. Пагын).

О предчувствии, ожидании весны так пишет молодая поэтесса Таня Орлова: ...Проснулась Узнав/На слегка побелевшем Стекле/Наброски иконы,/Морозом срисованные/С той,/Что Весна/Рисовала/Во сне...

***

...В литературоведческой статье «Совершенство и самовыражение», встреченной многими апологетами авангарда и «постконцептуализма» в штыки, недавно преставившийся московский поэт и критик Игорь Меламед утверждал: «Совершенство никогда не достигается автором самостоятельно, но всегда дается ему как благодать. Именно благодатное творение дает читателю мгновенную «радость узнавания», неповторимое ощущение истинности. Это ощущение испытывает не только читатель, но и сам автор, обращаясь к уже законченному произведению. Стихотворение и для автора становится если не откровением, то, по крайней мере, ответом на поставленный вопрос.

Представление о творчестве как о благодатном даре неразрывно связано с представлением о едином дарителе.» «...совершенное произведение всегда исполнено истинной гармонии, даруемой свыше, и потому оно - лучшее доказательство Бытия Божия... Это доказательство может входить в намерения автора, не противоречить им и даже расходится с ним - доказывает не автор, а гармония, заключенная в его произведении».

Лучшие образцы современной русской поэзии Молдовы этому прямое свидетельство!

Я начала своё выступление с рассказа о книге «Преображение». И вот, в завершении, словно подтверждение моим словам о наполненности русской поэзии Молдовы светом Православия, - новость. Сегодня у Валентины Костишар, члена правления Ассоциации русских писателей Республики Молдова, дипломанта Международного конкурса им. Великого князя Юрия Долгорукого, готова к печати книга «Пречистый Свет». Автор уже носила рукопись в церковь, получила благословение на издание книги, которая включает более ста стихотворений Валентины. Рукопись вся соткана из библейских мотивов, навеяна размышлениями автора о вере, смысле бытия, о Святой Руси - роли и значении её в мировом пространстве. Названия стихотворений говорят сами за себя: Аввакуму, Храм Христа Спасителя, «Бог - с тобой, Православная Русь», Летописец, Муромские чудотворцы, Дионисий, Вечные тени Бориса и Глеба, Пасха, Рождественский вальс. Святки, К посту готовится душа, «Ходила Богородица босая...» Чудотворец (о Серафиме Саровском). К иконе Казанской Божьей матери. Ксении Петербургской. И другие. Издателя пока не нашлось. Но - будем молиться!

«...И длится вечность, время не деля,/Часы мгновенья отмеряют глухо,/Молитвой дня наполнена земля,/А сердце ей внимает божьим слухом./И верой чувств, и мудростью простой,/которая всё свяжет воедино./А истина сама во тьме ночной/Приходит светом/ От Отца и Сына...»(В.Костишар)

Материал предоставлен при содействии московского бюро портала "Русское поле"

 

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Бывший СССР
Европеизация, вышедшая боком
Или в чем был прав Эдуард Лимонов
12.06.2025
«Я – государственник»
У русского народа государство является высшей ценностью
12.06.2025
День памяти Великого князя Михаила Александровича
Сегодня мы также вспоминаем военачальника П.Х.Витгенштейна, участника Крымской войны А.П.Андреева, мать первого русского космонавта А.Т.Гагарину
12.06.2025
Годовщина падения Константинополя
Сегодня мы также вспоминаем Царевну-Мученицу Татиану, графа П.М.Апраксина, полководца И.И.Дибича-Забалканского, генерала Н.Д.Тимофеева и церковного историка Н.Д.Тальберга
11.06.2025
«Хельсинки-75»
Попытка урегулирования этнических конфликтов в Европе
10.06.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
О причинах неприятия сталинского горельефа православными патриотами
Новый комментарий от Анатолий Степанов
12.06.2025 22:51
Для Масков «Москва – Третий Рим» может стать их выбором
Новый комментарий от Русский Иван
12.06.2025 21:30
О таинственной русской душе
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
12.06.2025 20:39
Что вынуждает людей к разводам?
Новый комментарий от Vladislav
12.06.2025 20:36
Споры о Революции – это споры о будущем России
Новый комментарий от Vladislav
12.06.2025 20:34
Провокация разыграна словно по нотам
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
12.06.2025 20:24
«От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься»
Новый комментарий от Очевидец
12.06.2025 19:26