В Москве состоялась официальная премьера фильма «Дорога на Берлин» (производство «Мосфильм», режиссёр Сергей Попов, продюсеры Александр Литвинов и Карен Шахназаров). В широкий прокат картина выходит 7 мая - накануне Дня Победы.
Вкратце о фильме. Снят по мотивам повести Эммануила Казакевича «Двое в степи» и военных дневников Константина Симонова. Действие происходит летом 1942 года на Южном фронте - по ходу стремительного наступления вермахта в направлении Сталинграда и Кавказа. Главный герой (лейтенант Огарков) приговорён трибуналом к расстрелу за трусость - сгоряча, по правде говоря. Рядовой Джурабаев конвоирует осужденного в штаб армии для утверждения приговора и приведения его в исполнение. По дороге бойцам приходится вырываться из окружения, ввязываться в бои в составе случайно встреченных по дороге частей...
Кассовый успех «Дороге на Берлин» предрекать затруднительно. И по чисто маркетинговым критериям в том числе - молодой режиссёр, доселе известный внимательным ценителям только по сериалам (типа «Фурцевой»), тотальное отсутствие раскрученных кинозвёзд, более чем скромная рекламная кампания, умеренное количество прокатных копий (1000 шт.).
Есть, впрочем, и опасения по субъективной части. Отклики зрителей и специалистов после предварительных показов относительно собственно «киношных» достоинств - сдержанные. Главное в «обвинениях»: близкая к нулю динамичность сюжета, к тому же неоправданно затянутого. Такое впечатление, что идей и действий не хватило толком даже на 80 минут, и поэтому авторы забивали пустоты не решающими никаких задач эпизодами, персонажами, художествами. Или, к примеру, весьма нестандартными представлениями об основах демократии в действующей армии (это когда главный герой невозбранно совершает променады по прифронтовой полосе, предаваясь духовным терзаниям, а в расположения воинских частей заглядывает мимоходом, случайно и ненадолго).
Благосклонные же отклики исчерпываются чем-то типа «утончённой психологичности», «маленького человека на ужасной войне» и прочими высокими соображениями.
Однако тут вот какое дело. Конечно, у «Дороги на Берлин», в отличие от новых «Зорей...», нет прямого аналога в советском военном кино. Но есть непрямой. Действие фильма «Дорога на Берлин» происходит ровно в то же время, в том же месте и в тех же обстоятельствах, что и действие фильма «Они сражались за Родину». Это всё, что мне есть сказать за «психологизм» и «человека».
В общем, не блокбастер. Не зрительское кино. На любителя.
...Тем не менее хочу сказать в адрес «Дороги...» и, пользуясь случаем, в адрес военных опытов современного нашего кино добрые слова.
Как отмечал коллега Виктор Мараховский по поводу «Зорей...», на главном направлении в год 70-летия Победы в кинополитике сделана ставка не на одно «великое кино» (которое, как правило, оказывалось неудачным и провальным), а несколько «не великих» - причём именно современных, но в традициях нормальной отечественной классики, разножанровых и разноплановых, адресованных разным сегментам современной аудитории.
И вот мы с начала года имеем три премьеры: несомненный хит «Битва за Севастополь», а также «А зори здесь тихие...» и «Дорога на Берлин» - к которым можно придраться, но которых не приходится стыдиться. Сравнение с «гранд-премьерами» оставляю на ваше усмотрение.
Возвращаясь к «Дороге...» можно отметить и качественные съёмки (на то и Шахназаров), и качественную проработку деталей вплоть до обмундирования (на то и Российское военно-историческое общество), и содержательные посылы.
Об этом чуть подробнее.
В этом фильме опять нет интеллигентских упражнений с историческими фактами и исторической правдой, с отношением к исторической гордости нашего народа. Подчёркиваю слово «опять» - ведь мы к этому уже пару лет как привыкли, не обращали внимания? Откуда-то же этот перелом взялся?
В самом названии этого фильма заключено очень важное понимание того очевидного факта, что Победа не взялась из ниоткуда в мае 45-го. И дорога на Берлин - это не парадное триумфальное шествие. Дорога на Берлин началась в Брестской крепости, пролегала через «белоснежные поля под Москвой»... И даже отступая к Волге тяжёлым летом 42-го - Красная Армия всё равно шла на Берлин.
А армия - она ведь из бойцов состоит. А бойцы - это люди. Разные и не идеальные - не рождённые героями, а героями себя сделавшие. И об этом тоже пытаются говорить авторы «Дороги...».
В этом фильме опять нет авторских рыданий над судьбой «маленького человека на ужасной чужой войне». Зато есть безусловная правда защиты Отечества и рихтовка характеров героев именно ради этой безусловной правды. А если кому привиделись рыдания и, наоборот, не заметилась правда, - то это, честно говоря, от обрывочно прописанного образа главного героя (лейтенанта Огаркова).
Зато по факту в этом фильме главным стал герой, который сценарием предусматривался как второстепенный - рядовой Джурабаев в исполнении Амира Абдыкалыкова. Тут вот в чём дело. В фильме вообще, как было выше сказано, не задействованы штатные кинозвёзды. А Абдыкалыков - даже не профессиональный актёр. Он алма-атинский электрик. На кастинг попал случайно. И попал. «Я сыграл самого себя», - смущённо признаётся казахский парень.
В этом и ценность. И дело не только в удачном «экранном образе». Дело в том, что алма-атинский электрик сыграл не просто себя - он «сыграл» весь казахский народ. Да так, что теперь вряд ли нужно нашему российскому зрителю разъяснять, откуда в Казахстане берутся Назарбаевы, идеи евразийского воссоединения, и почему Казахстан - наш самый спокойный и надежный друг, не «виляющий на курсе». И участие Казахстана в народном кино «28 панфиловцев» - ещё один фактик в этой современной правде.
...Думаю, этих качеств фильма «Дорога на Берлин» достаточно, чтобы снисходительно отнестись к его слабостям.