Вереница визитов высокопоставленных американских чиновников в Ташкент за два последних месяца сопровождается весьма специфической информационной кампанией, развернутой как в западных, так и в российских средствах массовой информации.
Суть ее незатейлива: общественному мнению усиленно внушают, что президент Ислам Каримов окончательно сделал выбор в пользу Запада. А параллельно с этим средства массовой информации, в числе которых и российские телеканалы, усиленно раздувают «гульнаргейт». Скандал, связанный с дочерью Ислама Каримова Гульнарой, причиной которого, в первую очередь, стала ожесточенная борьба внутри узбекских политических элит.
И. Каримов стар, ему действительно все сложнее обуздывать местные элиты, рвущиеся к бесконтрольному использованию вверенных им территорий в целях личного обогащения и стремящихся обеспечить «западный уровень потребления» для членов своего клана.
К тому же в 25-миллионной республике практически невозможно провести операцию «Преемник», поскольку политических кланов слишком много, и удерживать их в повиновении могла только такая общенациональная фигура, как И. Каримов, десятилетиями создававший систему сдержек и противовесов.
«Акела стар», - решили узбекские политические «волки», и начали примерять на себя президентское кресло. Проблема для них заключается в том, что на пути к смене власти стоят особые отношения Ислама Каримова и Владимира Путина, достаточно взвешенная политика Москвы в отношении Ташкента. А потому прозападные узбекские элиты и их кураторы из Вашингтона начали усердно вбивать клин в российско-узбекские отношения, развернув кампанию по стратегической дезинформации Кремля.
Пропагандистская цель «гульнаргейта» вполне очевидна: прозападно ориентированные узбекские элиты, позволившие, вопреки правилам восточной политической традиции, «вынести сор из избы», стремятся сформировать мнение о том, что лично И. Каримов почти не контролирует ситуацию. А, следовательно, договариваться нужно именно с ними, с этими рвущимися к власти элитами.
Западу посылается сигнал о том, что узбекские элиты готовы к переговорам по самому широкому кругу вопросов. России - о том, что договоренности с теми же США уже достигнуты, и в случае попыток Москвы переломить негативные для нее тенденции, активно противодействовать прозападной ориентации Ташкента, ей придется иметь дело с Вашингтоном и Брюсселем.
Запад этим элитам усиленно подыгрывает, на всех углах заявляя об установлении необычайно тесных отношений с Ташкентом, в первую очередь - в военно-политической и военно-технической сферах. После открытия 16 мая в столице Узбекистана Бюро НАТО специальный представитель альянса Джеймс Аппатурай заявил: «Здесь, в Ташкенте, нам очень нравится, мы чувствуем себя как дома». И намекнул о том, что «Североатлантический альянс согласовал с Узбекистаном основные направления сотрудничества, одним из приоритетных является военная реформа, предполагающая модернизацию военных учреждений и оборонных структур».
В реальности все выглядит куда как скромнее. На самом деле, единственное, о чем Дж. Аппатураю удалось договориться, были вопросы модернизации некоторых учебных программ в узбекских военно-образовательных учреждениях.
При этом мало кому известно, что сегодня в военно-учебных заведениях России обучаются 450 офицеров узбекской армии, а к 2015 году это количество будет увеличено практически в три раза.
Еще интереснее выглядят заявления о некоем стремительно развивающемся военно-техническом сотрудничестве Узбекистана с НАТО. В списках военной техники - которую США и НАТО готовы предоставить Ташкенту, а тот, соответственно, готов ее получить - бронежилеты, приборы ночного видения, системы электронной безопасности, используемые для охраны объектов, миноискатели, стрелковое оружие, армейские системы «Джи-Пи-Эс», бронемашины, машины разминирования и беспилотники. В том же, что касается систем тяжелого вооружения, авиации и вертолетов, приверженность Узбекистана российской военной технике сомнений в Москве не вызывает. Сегодня в России идет разработка перспективных видов вооружений. Узбекистан рассчитывает, что будет обладать этими образцами в первую очередь, и его уверенность в этом подтвердил Владимир Путин на переговорах с Исламом Каримовым.
Так что военно-техническое сотрудничество с Узбекистаном в кругах, близких к российскому министру обороны, расценивают как куда более успешное, чем с тем же Казахстаном, проблемы в котором удалось отчасти преодолеть только в нынешнем году. Кроме того, без излишней шумихи российскими и узбекскими военными достаточно эффективно реализуется проект совместного использования разведывательного комплекса «Майданак», в котором задействованы с нашей стороны военно-космические силы, Росавиакосмос, подразделения технической и космической разведки, а с узбекской стороны - министерство обороны и Академия наук.
Примечательно, что к кампании по стратегической дезинформации Кремля в отношении якобы «прозападной ориентации» Ташкента активно подключились политические элиты Киргизии и Таджикистана. Причин здесь несколько, но главная, как это обычно и бывает - ущемленные финансовые интересы. К примеру, 25 июня нынешнего года Маджлиси намояндагон - нижняя палата парламента Таджикистана - утвердил соглашение между Душанбе и НАТО, согласно которому Североатлантический блок получил возможность беспрепятственно пользоваться воздушным и наземным пространством этой страны для вывода своего контингента из Афганистана.
И тут же последовала волна ожесточенной критики в адрес Ташкента: «Узбекистан знал, что логистические возможности Таджикистана пригодятся войскам НАТО, и это увеличит геостратегический потенциал Таджикистана... С ликвидацией участка дороги Таджикистан был устранен как конкурент, и производители республики не смогли получить выгоду от реализации своей продукции для 130-тысячного воинского контингента Запада в Афганистане». Речь идет о закрытии Узбекистаном железнодорожной ветки «Галаба-Амузанг», соединявшей юг Таджикистана с внешним миром. То есть, якобы Ташкент стал «прозападным» от того, что не дал таджикскому бизнесу получить прибыль от сотрудничества с НАТО...
Впрочем, когнитивный диссонанс части таджикских и киргизских элит - дело настолько привычное, что в регионе на него особо внимания не обращают, зная «принципиальность», «неподкупность» и «твердость убеждений» местных политиков.
Гораздо серьезнее выглядят действия Астаны, которая прилагает усилия, чтобы продемонстрировать свою лидирующую роль в регионе и рассматривает Ташкент в качестве регионального конкурента.
Казахский бизнес давно нацелился на скупку наиболее лакомых кусков узбекской экономики, и опасность такого экономического поглощения является одной из главных причин негативного отношения И. Каримова к евразийской интеграции. Сегодня Астана выступила инициатором восстановления Объединенной энергетической системы, которая связывала среднеазиатские республики во времена СССР. Но - без Ташкента, создаваемые ЛЭП должны соединять только Казахстан, Киргизию и Таджикистан.
Подобной энергетической интеграции можно было бы только порадоваться, если бы не одно интересное совпадение. Проект ОЭС, лоббируемый Астаной, как-то уж очень интегрируется с одним из первых пунктов американской стратегии «Нового шелкового пути»: речь идет о создании регионального энергетического рынка, который свяжет Центральную и Южную Азию. Составная часть этого плана - строительство высоковольтных линий электропередач из Таджикистана и Киргизии в Афганистан и Пакистан, а в группе финансовой поддержки - Всемирный банк, Исламский банк развития, Агентство международного развития США, государственный департамент США, министерство международного сотрудничества Великобритании, австралийское Агентство международного развития.
И еще немного экономики. Уже говорилось о причине, по которой Ташкент более чем настороженно относится к идее интеграции. Разумеется, это вызывает раздражение в некоторых российских политических элитах, но вот в Кремле к этому относятся с пониманием. По одной простой причине: Россия занимает первое место во внешнеторговом обороте Узбекистана, в 2012 году ее доля составила 29 процентов, и этот товарооборот демонстрировал положительную динамику все последние годы без дополнительных интеграционных механизмов. Сегодня в Узбекистане работает 885 компаний с участием российского капитала, причем треть из них была создана за последние три года, 111 российских компаний открыли в стране свои представительства. В России функционирует 410 компаний, в уставном капитале которых значатся активы из Узбекистана. Таким образом, и в экономической сфере подбрасываемая извне версия о смене Ташкентом внешнеполитических ориентиров не получает подтверждения.
США никогда не скрывали того, что американское присутствие в Узбекистане является стратегическим условием контроля над регионом. Они никогда не скрывали своего желания иметь в этой стране сразу несколько военных баз, в числе которых и Ханабад, и Термез на узбекско-афганской границе. Сейчас у них появился реальный шанс организовать ползучий переворот, итогом которого станет приход к власти в Ташкенте прозападных узбекских элит.
Именно на подготовку переворота и направлена кампания по стратегической дезинформации Кремля. В ней, усердствуя не по уму, участвуют и российские средства массовой информации, и российские «научные эксперты».
Москву стараются спровоцировать на недружественные шаги. Стремятся не дать договориться с достаточно сильной пророссийски ориентированной группой узбекских элит, которые готовы к расширению партнерства и готовы признать нашу страну гарантом безопасности в Средней Азии.
Именно в этом - суть операции стратегической дезинформации, которую проводят прозападные узбекские кланы, при поддержке США и НАТО. Они форсируют подготовку как смены власти в Ташкенте, так и смену внешнеполитической ориентации Узбекистана.