Политика исторической памяти, проводимая в западной части Союзного государства - в Белоруссии, вызывает всё большее беспокойство. Оценки знаковых фигур и событий общерусского исторического прошлого с согласия и по прямому указанию официальных властей меняются на противоположные. Торжествует исторический ревизионизм.
Недавно белорусский государственный телеканал «ОНТ» объявил о том, что война 1812 года была для белорусов не «Отечественной», а «гражданской». Белорусы, мол, помнят о Бонапарте, потому что он «обещал и возродил Великое княжество Литовское», а главная его победа состояла в том, что он обеспечил себе «жизнь в памяти народной»... Это звучит как надругательство над памятью 220.000 уроженцев белорусских земель Российской империи, оборонявших в 1812 году своё Отечество в рядах регулярной армии и партизанских отрядов.
Из документов Министерства образования, Министерства культуры, Национальной академии наук Республики Беларусь, других министерств, организаций и ведомств термин «Отечественная война 1812 года» исключён. Министерство культуры РБ, широко популяризирующее личность французского императора-захватчика, стало участником проектов «Дороги Наполеона», «Европейская федерация городов истории Наполеона» и других. Главными инициаторам дерусификации смыслообразующих понятий истории Белой Руси выступают возглавляющий ныне посольство во Франции бывший глава Минкультуры и посол РБ в Польше Павел Латушко и вице-премьер правительства РБ Анатолий Тозик, курирующий социально-культурную сферу.
28 ноября 2014 года белорусские власти организовали чествование солдат «Великой армии» Наполеона, погибших при переправе через Березину. (Напомним: на Березине, притоке Днепра, отступавшему из России Наполеону чудом удалось избежать окружения и полного разгрома). В Борисовском районе (Минская область, левый берег Березины) под кураторством чиновников Министерства культуры, Совета министров Республики Беларусь и местных властей прошли торжественные мероприятия у памятников, установленных наполеоновским захватчикам (памятники устанавливались уже в постсоветские годы). Буквально через день после этого неизвестные вандалы разрушили памятник герою Отечественной войны 1812 года генерал-майору Якову Петровичу Кульневу в Полоцком районе Витебской области близ деревни Сивошино, где родился и погиб легендарный воин.
Несколькими месяцами ранее, 21 апреля 2014 года, в Борисовском райисполкоме подписали меморандум о присоединении города Борисова к «Европейской федерации городов истории Наполеона». В церемонии подписания приняли участие всё тот же Павел Латушко, посол Франции в РБ Доминик Газюи и потомок Бонапарта президент «Европейской федерации городов истории Наполеона» Шарль Наполеон. «На этой неделе, - с упоением писал 24 апреля 2014 года сайт «СБ - Беларусь сегодня», - подписан Меморандум о присоединении Борисова к «Европейской федерации городов истории Наполеона». Событие, считайте, мирового масштаба. Теперь мы официально включены в программу «Дороги Наполеона», а это еще один хороший шанс показать себя за рубежом. Стимул и для визита туристов...» Лакейский восторг!
Можно вспомнить и то, как два года назад отмечали в Белоруссии 200-летие Отечественной войны 1812 года. Тогда высокопоставленные чиновники РБ тоже приняли участие в мероприятиях с возложением венков к памятному знаку и отданием воинских почестей наполеоновским солдатам, погибшим при переправе через Березину. Среди почётных гостей были уже ставший частым гостем Белоруссии Шарль Наполеон и посол Франции в РБ Мишель Ренери. Как сказал посол, солдаты Наполеона погибли в России... за мир и новую Европу! «В военном плане битва на Березине - победа Наполеона», - провозгласил директор Французского центра наполеоновских исследований из Гренобля Жером Бокур. Чтобы у французов не было сомнений в чувствах, испытываемых белорусами к наполеоновским борцам «за мир и новую Европу», тогдашний министр культуры РБ Павел Латушко с пафосом заявил: «Эти трагические события объединяют белорусов с Францией и французским народом. Символично использовать именно эту историческую дату для понимания того, что мы должны строить единый европейский дом».
В дополнение к этим официальным знакам преданности идее «единого европейского дома» националисты из рядов белорусской оппозиции стали кричать на всех углах, что «приход армии Наполеона для белорусов стал праздником», что «война 1812 года не являлась народной», что русские войска применяли здесь «тактику выжженной земли», а белорусы с радостью встречали французскую армию как освободительницу от русской оккупации. С тех пор многие средства массовой информации Белоруссии внедряют эти тезисы в массовое сознание...
О том, что на самом деле творили наполеоновские солдаты на белорусской земле, сейчас в Белоруссии никто не то что не вспоминает - даже не заикается. И всё же несколько фактов из истории лишь одной, самой западной белорусской области - Гродненской, где жило больше всего поляков, симпатизировавших «Великой армии» Бонапарта. «Реквизиционные» предписания французской оккупационной администрации стали там настолько частым явлением, что очевидцы вспоминали: «Нельзя было разобрать, где кончается реквизиция и где начинается грабеж». Французами взыскивались даже недоимки российскому правительству по подушной подати! Кроме официальных поборов и реквизиций проходившие через губернию «Великая армия» и банды мародеров устраивали повсеместные грабежи. Европейские грабители не стеснялись врываться в храмы, уносить утварь, иконы, издеваться над священнослужителями. Софийский собор в Гродно был превращен в склад сена, овса и зернового хлеба. В храме разграбили всё имущество, выломали иконостас, а иконы использовали вместо дров. Общий убыток Гродненской губернии составил более 32.500.000 рублей. Погибли более 4000 жителей губернии, были уничтожены 650 домов, движимого имущества забрано войсками на сумму свыше 7.200.000 рублей серебром, были уведены многие тысячи лошадей, волов, коров, овец, свиней, «податных душ» стало меньше на 37.699 человек. В среднем на Гродненщине французские оккупанты совершали по 4 крупных преступления в день...
* * *
«Я всю Россию ненавижу», - говорил лакей Смердяков... Уже третий год подряд смердяковщина культивируется в Белоруссии по инициативе и при непосредственном участии государственных чиновников. Кто-то действительно думает, что это может остаться без серьёзных политических последствий?