В течение двух дней, с 18 по 19 июня, в Грузии с официальным
визитом находится президент Армении Серж Саргсян, который провел
переговоры со своим грузинским коллегой Георгием Маргвелашвили,
председателем парламента Давидом Усупашвили и премьер-министром Ираклием
Гарибашвили. Визит армянской делегации пришелся на период, когда две
соседние страны готовятся интегрироваться в разные геополитические
пространства.
Грузия собирается уже 27 июня подписать Договор об
ассоциации с Евросоюзом, который включает в себя соглашение о зоне
свободной торговли. Армения же, после некоторых колебаний, осенью
прошлого года заявила о решении присоединиться к Таможенному Союзу, в
который входят Россия, Казахстан и Белоруссия, а теперь Армения
находится в процессе вступления в ЕАЭС.
Вступление Грузии и
Армении в разные экономические объединения (зоны свободной торговли),
может повлечь за собой осложнения для взаимных торговых связей.
Например, главной экспортной статьей в грузинской статистике за
последние годы значится экспорт автомобилей. Все знают, что Грузия
никаких автомобилей давно не производит, поэтому речь идет о реэкспорте
подержанных авто из стран Европы в Азербайджан и Армению.
При этом Азербайджан совсем недавно запретил ввоз машин, выпущенных раньше 2005 года, что поставило грузинских дилеров в тяжелое положение.
Теперь
же к этому прибавится и фактическое закрытие армянского рынка в случае
завершения оформления членства Армении в Таможенный Союз, так как
подержанные автомобили облагаются значительными импортными пошлинами на
границах ТС.
Транспортный коллапс
Развитию
грузино-армянских экономических связей мешает даже природа. Уже более
месяца закрыто движение по Военно-Грузинской дороге, по которой Армения
связывалась сухопутным путем с Россией (своим главным торговым
партнером). Причиной стал сход гигантского селевого потока, который чуть
не привел к экологической катастрофе (в русле реки Терек образовалась
плотина, в результате прорыва которой мог быть затоплен даже
Владикавказ).
Также прекращена подача газа из России в Армению по магистральному газопроводу, проходящему по территории Грузии.
На днях оползень перекрыл и Рикотский перевал, связывающий Восточную Грузию (и Армению) с черноморским побережьем и портами в Западной Грузии.
Правда, грузинские власти уверяют, что движение по
Военно-Грузинской дороге скоро откроется по временной дороге, но никто
не застрахован от повторения подобных явлений.
В этих условиях
выходом из ситуации (особенно для Армении) могло стать восстановление и
задействование транспортных магистралей, проходящих через территорию
Абхазии и Южной Осетии.
Однако этому мешает много факторов, в том числе политических, и вряд ли они в обозримом будущем будут устранены. После переговоров Саргсяна с грузинскими официальными лицами с грузинской стороны было заявлено, что на них не обсуждался вопрос о железной дороге через Абхазию.
Азербайджан, который имеет много рычагов воздействия на Грузию, выступает против осуществления этого проекта, что не может не учитываться в Тбилиси.
Вопрос железной дороги через Абхазию на встрече грузинского и армянского президентов не обсуждался
Дотянуть до НАТО?
Но самые острые проблемы
между странами Южного Кавказа, в том числе между Грузией и Арменией,
связаны с межнациональными отношениями. В Грузии компактно проживают как
армяне, так и азербайджанцы.
Численность армянского населения Грузии после распада Советского Союза постепенно падает. Если в 1989 году в Грузинской ССР проживало 437 тыс. армян, то по переписи 2002 года осталось лишь 248 тыс.
Правда, надо учитывать, что около 50-60 тыс. армян проживает в Абхазии, которые не попали в грузинскую перепись 2002 года.
Около
82 тыс. армян жило в Тбилиси, остальные - в основном в южных районах
Грузии, где армяне составляют почти все население в двух муниципалитетах
(Ахалкалаки и Ниноцминда - исторический регион Джавахети, по-армянски
Джавахк), и значительное меньшинство - еще в одном (Ахалцихе).
Если
в 19-м веке армяне доминировали в Тбилиси, как в демографическом, так и
в культурном и экономическом отношении, то после установления
советской власти позиции армян в Тбилиси пошатнулись.
Грузины постепенно вытесняли армян из ключевых позиций во всех сферах.
Особенно
это было заметно в случае выходцев из западной Грузии, которые в 20-м
веке массово переезжали в Тбилиси. Ко второй половине 20-го века армяне
Тбилиси были окончательно вытеснены в сферу услуг, где они в основном
работают и сейчас.
Процессы иммиграции происходят и из
Джавахети. Долгое время этот высокогорный регион был почти полностью
забыт тбилисскими властями и предоставлен самому себе.
Армяне Тбилиси были окончательно вытеснены в сферу услуг, где они в основном работают и сейчас
Правда, это приводило к тому, что грузинские государственные институты здесь существовали символически. Саакашвили активно взялся за «освоение» Джавахети, и после вывода российской военной базы контроль центральных властей Грузии над регионом значительно возрос.
Была
построена дорога, которая связывает южные районы Грузии с Тбилиси, а
сейчас активно идет стройка железной дороги Баку-Тбилиси-Карс (Турция).
Правительство
националов пыталось создать прочную опору среди армянского населения
Южной Грузии, в том числе Джавахети. Саакашвили и некоторые другие
националы воспринимались значительной частью армян Грузии как «свои» -
из-за их частично армянского происхождения. При этом странно, что ни о
каком возрождении армянской культуры и языка речи не шло - наоборот,
проводилась политика ассимиляции армян с грузинами.
Таким образом, создалась парадоксальная ситуация - с одной стороны, армянское население Грузии явно тяготеет к России (об этом свидетельствует распределение трудовой эмиграции армян из Грузии, география денежных переводов и т.д.), с другой стороны, армяне все это время голосовали за партию Саакашвили, который всячески осложнял отношения с Россией.
Армяне Грузии, с одной стороны, «за» сближение с Россией, с другой - все это время голосовали за партию Саакашвили
Впрочем, это свойственно национальным меньшинствам Грузии в местах
компактного проживания - они боятся показаться сторонниками оппозиции и
почти всегда голосуют за правящую партию.
Взаимосвязь со столицами
Но
это не значит, что крупные национальные меньшинства Грузии - армяне и
азербайджанцы - не зависят от «своих» столиц, соответственно Еревана и
Баку.
Просто ни Армения, ни Азербайджан пока не проявляли желания более явным и активным образом вмешаться в дела соседней Грузии и показать свое влияние на меньшинства в этой стране.
И на этот раз
президент Саргсян не посетил регион Джавахети и даже тбилисский
Авлабар, где компактно проживают армяне. Хотя он присутствовал на
концерте, посвященном 300-летию со дня рождения Саят-Новы, тбилисского
поэта армянского происхождения.
Тем не менее вопрос контроля
официального Тбилиси над территориями проживания крупных национальных
меньшинств окончательно не снят с повестки дня. Некоторое время назад
депутат армянского парламента от правящей Республиканской партии Ширак
Торосян заявил, что среди армян Грузии нет сепаратистских настроений, но
в случае вхождения Грузии в НАТО и размещения в Грузии турецких
военных, армяне Джавахети будут вынуждены восстать, так как не могут
потерпеть присутствие турецкой армии в своих регионах.
Азербайджан тоже мог бы воспользоваться ситуацией, чтобы более плотно «взять под опеку» своих соотечественников в Грузии. И даже вражда между армянами и азербайджанцами в этом случае может быть отодвинута на задний план.