itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Православная цивилизация должна стать будущим для Грузии

0
151
Время на чтение 6 минут
Нынешняя власть боится, чтобы в стране не началось подлинное религиозное возрождение и делает все, чтобы поставить грузинскую Церковь под свой контроль, и в то же время, косвенно дискредитировать ее. С другой стороны, происходят попытки целенаправленного морального перерождения общества со стороны властей. Все это осложняется губительной внешней политикой нынешнего руководства, которое объявило Россию главным врагом Грузии.

Как известно, влиятельный американский политолог С. Хантингтон в своем нашумевшем труде "Столкновение цивилизаций", выделил православный мир, то есть, страны, где преобладающей религией является православное направление христианства, как одну из отдельно взятых цивилизаций мира, среди других (всего он выделил 9 таких "зон"). Причем, по его мнению, "осью" православной цивилизации является Россия. Сейчас много разговоров о возрождении православия, выдвигаются даже концепции, где национальная идеология основывалась бы на православии, как на фундаменте. Однако все это пока остается довольно неопределенной перспективой.

Попытаемся посмотреть на ситуацию в целом и выяснить, какую роль играет православие в жизни народа, в таких странах, как Грузия или Россия.

С одной стороны, мы все видим, что идет возрождение религиозности, особенно в Грузии (чуть меньшей степени в России, хотя и там тоже, особенно в последнее время), строятся церкви, священнослужители все чаще выступают в средствах массовой информации и на телеэкранах, проповедуя православные ценности, обсуждаются возможность введения в школьные программы обучения основ православия в той или иной форме и т.д. Кстати, со следующего года в 18 регионах России, в виде эксперимента вводится школьный предмет - "Основы православной культуры". Довольно жаркое обсуждение этого вопроса идет и в Грузии.

С другой стороны, жизнь большинства населения в России или в Грузии почти никак не связана с религией, ее ценностями и даже религиозными переживаниями. Миллионы людей в православных странах каждый день часами сидят в т.н. социальных сетях и в блог-сервисах в Интернете и обсуждают всякие мелочи, тратя много времени на выяснение того, у какой модели мобильного телефона чуть лучше работает фотокамера или какой автомобиль (импортный) комфортнее, не говоря уже о "чате", то есть, почти бессмысленном обмене фразами среди потребителей Интернета.

Переживания во время футбольного матча испытываются намного острее современными людьми, чем религиозные чувства. Сплошь и рядом все слушают западную музыку и смотрят голливудские фильмы, соответственно, нынешняя лексика молодежи насыщена названиями западных поп-групп, именами "звезд" кино или певцов и обрывками фраз, выученными из западного (американского) сленга и масс-культуры.

Молодые люди и "тинэйджеры" часто оказываются полностью вовлеченными в разного рода маргинальные, похожие на секты, объединения, наподобие "эмо", "готов", "рокеров" и пр. Опасное распространение приняла наркомания, индифферентное или циничное отношение ко всему, бездумное потребительство, "культ" импортных, модных вещей и брендов, их фетишизация. Можно привести курьезную, но достоверную информацию, что в Тбилиси, отнюдь не самом большом, и тем более, не самом богатом городе мира, открыты магазины и "бутики" сотен западных брендов и по этому показателю наш город превосходит даже известные мегаполисы мира.

Кроме того, религиозность часто подменяется различными культами, псевдорелигиозными течениями, сектами ("Свидетели Иеговы", "тантристы", "последователи Ошо" и т.д.). Все это свидетельствует о том, что православные ценности и религиозность на данном этапе, выражаясь термином психологии, находится в бессознательном, под слоем наносной западной масс-культуры, и поэтому истинные православные ценности недостаточно осознаются значительной частью населения в рациональном виде. Говоря другими словами, не произошло сознательного осмысления этих ценностей и выработка соответствующего образа жизни, с опорой на эти ценности.

Мы упомянули "религиозный (православный) образ жизни". Как это можно понимать? Возможно ли вообще в современном глобализованном мире, в отдельно взятой стране, иметь "религиозный образ жизни"? Исламский мир дает положительный ответ на этот вопрос. Причем речь не идет о клерикализации страны, то есть, насильственном, директивном насаждении религии или морально-этических норм сверху таким образом, что население не понимало бы или не принимало этих ценностей. Во многих исламских странах религия проникает в повседневное бытие, оказывает влияние на повседневное поведение и мышление людей. И не только в тех государствах, где ислам объявлен официальной религией.

К сожалению, в христианских странах ситуация в этом смысле совершенно другая. Хотя в некоторых из них христианство признано или еще недавно было официальной религией (например, в Греции - православие, в некоторых скандинавских странах - протестантизм), но в большинстве стран Европы религия все меньше и меньше интересует население. Здесь уже давно идет процесс секуляризации, то есть отделение религии, религиозных институтов от государства. А теперь уже не только от государства, но и от большей части общества.

Секуляризация особенно далеко зашла в протестантских и частично, католических странах Европы. В то же время, в государствах, где главным направлением христианства выступает православие, наблюдается определенное оживление религиозных институтов и попытки секуляризации наталкиваются на сопротивление. Например, в России, как уже отмечалось выше, активизируется религиозная жизнь, воцерковление населения и возвращение к православной вере (а также к исламу). При этом, руководство России уделяет большое внимание отношениям с Московской Патриархией и объединениями мусульман России, чутко относится мнению Церкви.

Нынешняя власть Грузии внешне тоже стала религиозной, в отличие от первых годов после т. н. розовой революции, когда она и ее сторонники предпринимали открытые нападки на грузинскую Церковь, патриарха, вообще на православие. Но по-прежнему чувствуется, что Церковь находится под сильным нажимом государства. Чего стоит хотя бы эпизод от 26 мая этого года, когда несколько представителей правительства и властной верхушки ворвались в алтарь к патриарху, когда тот собирался выступить с проповедью о политической ситуации в стране и пытались оказывать на него давление...

Одним из важнейших вопросов является качество телепередач в стране и их моральное содержание. Не говоря уже о потоках лжи и дезинформации, которые льются с экранов правительственных каналов (а постоянная ложь сама по себе разлагает общество и разрушает его этические основы), не менее пагубное воздействие оказывают те "развлекательные" шоу, фильмы, сериалы и рекламы, которые заполонили наш телеэфир. Бессмысленные развлечения, насилие, культ денег, разврат, цинизм - вот что пытается внедрить в сознание общества подобная "телепродукция". К сожалению, в этом смысле аналогичная ситуация наблюдается и в других странах мира, кроме отдельных исламских или азиатских государств. В то же время, в Грузии так и не удалось создать общенациональный канал под патронажем Патриархии, где передавались бы высококачественные религиозные, культурные и просветительские передачи. Ныне существующий канал аналогичного содержания не справляется со своей функцией из-за технических, финансовых и других проблем и соответственно, не может привлечь ту многочисленную телеаудиторию, которая потенциально существует в Грузии.

Решающее значение для судеб страны имеют процессы в сфере образования. Выше мы также упомянули об эксперименте в системе среднего образования в России, который предусматривает внедрение в школьную программу нового предмета под названием "Основы православной культуры". Через несколько лет, в случае успеха эксперимента, этот предмет станет доступным для всех школ на территории Российской Федерации. К сожалению, у нас в Грузии никак не удается нормально решить аналогичный вопрос, так как окопавшиеся в министерстве образования "соросисты" и их единомышленники из разных неправительственных организаций, с помощью незримой поддержки западных посольств и структур, всячески блокируют внедрение в школах обучения основам религиозной культуры. В то же время, те же люди лоббируют включение в школьную программу т. н. сексуального образования, что противоречит грузинским традициям и исторически сформировавшимся правилам воспитания детей. Особенно в том случае, если подобные "новшества" механически и бездумно переносятся из опыта западных стран.

Совершенно ясно, что нынешняя власть боится, чтобы в стране не началось подлинное религиозное возрождение и делает все, чтобы поставить грузинскую Церковь под свой контроль, и в то же время, косвенно дискредитировать ее. С другой стороны, происходят попытки целенаправленного морального перерождения общества со стороны властей. Все это осложняется губительной внешней политикой нынешнего руководства, которое объявило Россию главным врагом Грузии. Это ставит в тяжелое положение нашу страну и ее население. В таких условиях, долг каждого нормального человека и патриота своей страны заключается в том, чтобы активно или пассивно противодействовать процессу превращения Грузии в агрессивный плацдарм Запада против России. Нужно восстановить тесное сотрудничество и стратегическое партнерство между Грузией и Россией. В этом процессе, без сомнения, одну из главных ролей могут сыграть отношения между Церквями обеих стран, их сотрудничество. Это сотрудничество и сейчас довольно активно осуществляется, несмотря на попытки со стороны отдельных провокаторов (таких как Басил Кобахидзе, Нодар Ладария и др.) рассорить родственные Церкви и народы. Однако, на наш взгляд, уровень взаимодействия все еще недостаточен и можно достичь гораздо большего в будущем. А это, со своей стороны, будет способствовать активизации здоровых процессов внутри обеих православных стран (Грузии и России) и выходу грузинского общества из того глубокого кризиса, в котором оно очутилось по вине безответственной деятельности прежнего и нынешнего руководства Грузии.

Георгий Векуа (Институт Евразии)

Источник: http://erekle-2.ge/

http://www.win.ru/digest/2745.phtml
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Георгий Векуа
Все статьи Георгий Векуа
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 06:42
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04