Недавно мне встретилась статья политолога С. Михеева «Пьяное телевидение» (http://www.politcom.ru/9397.html), в которой затронута очень важная проблема влияния телевидения на сознание населения в России. Автор на примере новогодних передач показывает, как телевидение практически насаждает культ пьянства и стереотип того, что быть пьяным - это модно и «прикольно». Однако это все же частный пример воздействия телевидения на массы. Телевидение, в ближайшем будущем вместе с интернетом, будет определять почти весь облик и поведение современного человека или даже того, что может прийти ему на смену.
Уже сейчас ясно, что наступили времена, когда телевидение, к сожалению, почти не может быть «рейтинговым», если оно не использует весь арсенал «бесовских» средств. Это и насилие, эротика, бесконечные отупляющие сериалы, развлекательные шоу с почти бессмысленным хихиканьем, псевдомагические «тайны» и т.д. Несмотря на то, что многие люди испытывают сильную «ностальгию» по старым классическим фильмам, мультфильмам, музыке, ценят качественные познавательные передачи, все же соблазн берет свое и современная эпоха упадка затягивает в свои сети большинство человеческой массы. Поэтому содержательные, духовные, высокохудожественные телепередачи, если они где-то прорвутся, в целом проходят и будут проходить под штампом «скучных», либо «сложных» для населения и соответственно низкорейтинговых, несмотря на отдельные успехи некоторых новых фильмов российского производства и другой качественной телепродукции.
Еще одно важное направление в телевещании - религиозные передачи, телевыступления священников. Их не могло быть в советскую эпоху, но сейчас они стали возможны. Если проанализировать опыт других стран, то есть две культуры, где подобные передачи занимают достаточно много эфирного времени и пользуются определенным рейтингом. Это многие исламские страны и, как ни странно, США. В этой стране среди значительной части телезрителей традиционно популярны проповеди некоторых протестантских деятелей. Однако есть и различия. В исламских странах религиозная жизнь в целом более интенсивна и в то же время, традиционна, а исламские телеканалы лишь отражают этот факт. В США же протестантские направления, несмотря на внешнюю консервативность, охотнее пользуются «светскими» и весьма приземленными средствами и технологиями в своей пропаганде. Для православной культуры такой подход и чрезмерное увлечение современными «технологиями успеха» в миссионерской или просветительской работе, наверно, неприемлем.
Поэтому возникает довольно сложная дилемма: при меньшей, чем в исламских странах, религиозностью населения и нежелания применять современные, соблазняющие западные методы в информационной стратегии, необходимо придумывать нестандартные решения, находить совершенно новые формы, в том числе в искусстве, конструировать новые социальные мифы, чтобы противостоять разлагающему влиянию современных тенденций, которые транслируются по телевидению и кино. В этой связи вспоминается недавнее заявление президента Венесуэлы У. Чавеса, что в его стране необходимо начать производство «социалистических сериалов». Как известно, Венесуэла является одним из главных производителей т.н. мыльных опер, которые, по словам венесуэльского лидера, разлагают нравственные устои общества и насаждают «буржуазные ценности». Оставляя в стороне возможное идеологическое содержание этих «социалистических сериалов», заметим, что сама постановка вопроса указывает на существование проблемы.
Каким же может быть выход? Сегодня федеральные каналы в России являются значительным элементом сохранения политической стабильности в стране. Но одновременно они же вынуждены транслировать множество современных культурных стереотипов, т.н. культурных кодов, рекламы, семиотических знаков и пр., которые берут свое начало на Западе и являются частью западной культуры. Вынуждены потому, что без этого информационная война может быть проиграна и зрители будут соблазнены другими источниками информации, которые будут транслировать уже и другие политические установки. То есть, чтобы сохранять пресловутые рейтинги, телеканалы вынуждены насыщать передачи всем арсеналом соблазна. А что касается западной масс-культуры, она доминирует во всем мире и противостоять ее проникновению очень сложно. Можно ли «облагородить» федеральное телевещание религиозными передачами, рассказывающими о православии, православной культуре или вообще о высокой культуре? С одной стороны, это возможно, если включать в программную сетку такие телепередачи, но не вызовет ли это не совсем желаемый эффект? То есть, не будут ли престиж и «энергетика» религиозности, настоящей культуры невольно подпитывать притягательность того бесовского соблазна, который властвует в наше время на экранах всего мира, кроме нескольких самых закрытых и консервативных стран? Думается, что такая опасность существует, как и опасность того, что религиозные передачи будут сами как-то опошляться от соседства с пошлыми развлекательными шоу. В то же время, высокохудожественные фильмы, если они популярны, выпускать в эфир главных каналов крайне необходимо.
Конечно, оставлять зрителей без духовной пищи недопустимо. Но, как видим, наиболее рейтинговое вещание, которое несет на себе миссию способствовать сохранению политической стабильности, вынуждено «жертвовать» многим, чтобы доходить до современного зрителя и конкурировать с западной информационной средой. Поэтому, на наш взгляд, более эффективно пастырское слово церковных деятелей, православную культуру можно транслировать с помощью не столько федеральных каналов или, даже, допустим, крупного общенационального специализированного канала (создание которого вполне возможно и желательно), а с помощью сравнительно небольших, региональных или городских телестудий, как обычных, так и специализированных. Такие каналы, как правило, ближе к зрителю, обладают большей «интимностью» и свободны от штампа официозности и государственности. Также там меньше пресловутого гламура и всей той демонической энергии соблазна, что присуще «престижным» развлекательным шоу, сериалам и т.д. Но каналы должны быть хорошо оснащены технически, их должно быть много и самое главное, они должны максимально использовать нестандартные подходы и творческие находки в поисках новых форм передачи информации и искусства. Думается, что так лучше можно воздействовать на оскудевающий внутренний мир и воображение современного человека.
Георгий Векуа, политолог (Институт Евразии, Тбилиси)