Несвоевременные мысли о большом спорте, вызванные уходом Евгения Плющенко
- Катаюсь, по правде говоря, на обезболивающих, - смущенно улыбаясь, говорил журналистам Евгений Плющенко в Риге. - Это мое выступление - ступенька к Олимпиаде. Еще никто не участвовал в четырех Олимпиадах...
Журналисты ближе подсовывали Плющенко микрофоны и по-собачьи преданно заглядывали в глаза. Все до единого выдали в своих изданиях один и тот же восторженный текст:
- Спортсмен вернулся на лед после тяжелейшей операции на позвоночнике, из-за которой он не мог не только кататься - даже ходить!
И ни один не сказал того, что подумала я. Человек, очевидно, гробит себя на наших глазах. У него несколько шурупов в позвоночнике, ему инвалидная коляска светит. Нравственно ли кричать: «Женек, давай-давай, крути тулуп!»?
...Эти строки я написала в ноябре 2013 года. Написала и
положила в стол, потому что ликование по поводу сказочного возвращения
фигуриста было сильным и искренним, и мне не хотелось «каркать». Потом
начался сам Великий Спортивный праздник, и тут уж критика точно была не к
месту, тем более что в первый раз Плющенко выступил замечательно.
И вот - провал. Я была права.
Нет, я все понимаю. Спортсмены - люди честолюбивые, для них собственное здоровье по сравнению с золотом - пыль под ногами. И журналисты - люди частенько подневольные: напишешь не так, как угодно звезде, и не видать тебе пресс-туров и интервью. Да и соцзаказ в темя дышит: общество хочет видеть героев - самоотверженных, успешных и положительных. Как Плющенко.
Но ведь это порочный круг. У которого в этом конкретном случае есть конец.
Он,
кстати, есть у большинства спортсменов. В ноябре в США впал в кому
российский боксер Мухаммед Абдулсаламов: противник на ринге ударил его
так, что проломил череп, российское телевидение пыталось собрать для
соотечественника деньги: пребывание боксера в американском госпитале
оказалось для его семьи не по средствам.
Прямо перед Олимпиадой, в день открытия, телевизионный доктор Елена Малышева, рассказывая о спортивных рекордах, не могла удержаться, чтобы не прокомментировать архивную пленку - штангист взял в рывке триста килограммов:
- Ужас! Что там с позвоночником делается, мы, врачи, знаем...
Но если такое происходит с завидной регулярностью, если это не исключение, а правило, то... может, мы что-то делаем неправильно? Может быть, есть что-то ущербное в том, что большой спорт стал не синонимом здорового образа жизни, а его антонимом?
Куда мы пришли в своей гонке за результатами, если сообщение о допинге больше не удивляет - а удивляет, когда спортсмен добился всего без химии...
Несвоевременные мысли... Вся страна радуется, а Баба-Яга, как всегда, против...
Спорт сегодня - не здоровье, а зрелище. Шоу-бизнес: большие деньги, большие риски.
Шоу должно продолжаться.