Страшно и больно читать сводки из Киева. Похоже, что ещё совсем недавно стабильная Украина стремительно превращается в нечто среднее между Сирией, Ливией и Югославией...
19 января 2014 года это государство прошло ещё одну точку невозврата. На этот раз - между мирным и силовым разрешением конфликта. Между возможностью компромисса различных частей страны и его невозможностью. В конце концов - между сохранением Украины как государства в её нынешней модели и стихийным переформатированием страны.
К этому давно шло: в Киев стягивались экстремистски настроенные молодчики из западных регионов. На «евромайдане» постоянно устраивались «шлюпочные тревоги» по высосанным из пальца поводам. Но законы военной стратегии гласят, что нельзя держать войско в постоянном напряжении: его надо или отправлять в атаку, или, как сказано в знаменитом фильме «Каин XVIII», «солдат с ружьём всегда себя прокормит». А к хлебу получит в придачу ещё и зрелища...
В общем, уставшее от постоянного напряжения евромятежное «войско» не выдержало...
Последней каплей в этом «коктейле Молотова» стало очередное «народное вече», участниками которого было отказано в легитимности нынешней, и, кстати, законно избранной, власти. Было объявлено о формировании из числа оппозиционных депутатов так называемой «Народной рады» - парламента, параллельного действующей Верховной Раде Украины, и в придачу этому - старые требования о смене конституции и президентских перевыборах приобрели воинствующее звучание.
То есть, майданщики фактически провозгласили двоевластие. Вернее - себя объявили «единственными и законными» на троне. А раз нынешняя власть - нелегитимная, то некоторые горячие головы решили, что можно идти на её штурм.
Пересказывать то, что произошло дальше - не имеет смысла: ситуация меняется каждую минуту.
Вспышка насилия, переросшая в откровенное противостояние, стала неожиданностью для тех, кто готовил «евромайдан». Противно было наблюдать лидеров оппозиции, пытающихся уговорить разбушевавшуюся толпу знаменитыми словами кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!» Только вот не учли они того, что герой популярных мультфильмов демонстрировал «психологическое айкидо», направляя силы хулиганствующих мышей против них самих. А тут - налицо растерянность: ситуация вышла из-под контроля. Какими будут результаты таких уговоров - рассказывать излишне.
Силовой сценарий поставил крест на единой оппозиции: Яценюк и Тягныбок разглагольствовали со сцены в перерывах между песнями и плясками, Кличко пошёл разнимать дерущихся, за что получил порцию реагента из огнетушителя, записал пламенную речь на видео и поехал на переговоры с Януковичем. Часть подразделений майданной самообороны попыталась стать «живым щитом» между милицией и агрессивными националистами, но безуспешно. Потом появилась информация о расколе «автомайдана».
Похоже, что склоки в оппозиционном лагере будут только нарастать. Окончатся ли они «войной всех против всех», или нет - покажет ближайшее время.
Важно другое: стороны конфликта долго дожидались «сакральной жертвы», чтобы перевести противостояние в необратимое русло. Теперь это им удалось. Известная националистка Леся Оробец в своём фейсбуке написала: «Война началась окончательно. Никакие законы уже не действуют...»
Если это так, то история Украины неумолимо приближается к трагической развязке: не секрет, что расколотое общество вряд ли сможет уберечь рушащуюся державу от гибели, да и вряд ли станет её спасать.
Чем всё окончится? Не будем гадать на кофейной гуще. Понятно только то, что на европейском континенте вспыхнула новая «горячая точка». Как и то, что без международных усилий этот пожар уже не потушить.
Самое главное, чтобы Россия в лице её внешнеполитического ведомства не осталась в стороне от урегулирования проблемы: всё-таки, Украина - это братское государство, с которым она связана миллионами родственных уз и миллионами соотечественников по обе стороны границы. Миллионами этнических русских на Украине и миллионами этнических украинцев с российскими паспортами.