Согласно новому проекту оптимизации расходов госказны государственный бюджет планируется экономить за счёт урезания социальной сферы, то есть отмены материнского капитала, увеличения пенсионного возраста, сокращения на 15% расходов на образование и других подобных мер. Смысл мер не в создании стойкого профицита, а в реорганизации расходов внутри каждой статьи.
Как отмечают в Минфине, проект уже отправлен на согласование в Госдуму. Он был подготовлен министерством в сотрудничестве со специалистами ГУ ВШЭ и РАНХиГС. По прогнозу, к 2014 году эффект от этих мер составит 194,5 млрд рублей, в 2015 году - 377,1 млрд рублей, в 2016 году - 581,9 млрд рублей. Разработчики программы надеются, что уже в сентябре текущего года её сможет оценить президент РФ.
В первую очередь возможные изменения могут коснуться пенсионной системы. Планируется стимулировать постепенный рост пенсионного возраста: для женщин с 55 лет в 2019 году до 60 - к 2029-му параллельно с частичной выплатой части базовой пенсии. Кроме того, предполагается, что людям, продолжающим работать после наступления пенсионного возраста, в плюс к пенсии будет начисляться определённый коэффициент. Другой вариант, рассматриваемый разработчиками проекта, - это индексация страховой части трудовой пенсии ежегодно на размер годовой инфляции плюс ещё 2%. Так, по мысли аналитиков, можно гарантировать рост пенсий без дотаций в Пенсионный фонд из госбюджета, причём в долгосрочной перспективе экономия составит 1,5 трлн рублей.
Госсектор также планируется оптимизировать - путём создания «открытой» сферы предоставления и выполнения государственных либо муниципальных услуг. В частности, повышение эффективности коснётся, например, распределения грантов. До конца 2014 года планируется принять специальный федеральный закон, регулирующий эту область. При этом объёмы грантов регионам, достигшим наилучших показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти, будут сокращены в 11 раз: с 11 млрд рублей в год до 1 млрд рублей. Такие же изменения постигнут и сферу образования, которую планируют сделать максимально прозрачной и тем самым сэкономить 15% затрачиваемых средств.
Изменения планируется внести и в схему закупок лекарств. Будет создана система установления референтных цен на все рецептурные лекарственные препараты. Таким образом, экономия на закупках может составить 13,27 млрд рублей в год, причём расчёты велись в ценах 2012 года.
Что касается материнского капитала, то согласно действующему законодательству его выдача закончится 31 декабря 2016 года. По новому проекту предполагается просто не продлевать данную программу, мотивируя это решение тем, что она уже выполнила свою задачу. В качестве компенсирующей меры предлагается повысить пособия на детей для малоимущих семей, на что по подсчётам уйдёт не более 100 млрд рублей, тогда как отмена материнского капитала освободит с 2017 года более 300 млрд.
Напомним: не так давно, меньше месяца назад, представителями Пенсионного фонда в Госдуму был внесён законопроект, согласно которому предлагалось продлить срок действия программы материнского капитала, а 19 августа они же пытались провести идею о том, чтобы давать материнский капитал не только после рождения второго, но и третьего ребёнка.
Как заявил в комментарии «Однако» председатель комиссии Мосгордумы по социальной политике и трудовым отношениям Михаил Антонцев, проект Минфина оправдан с точки зрения «бухгалтерии», но не учитывает людей:
- Оптимизация расходов бюджета - это задача Минфина, и, сколько я помню, всегда от них исходили соответствующие предложения. Ну на то они и бухгалтеры, чтобы деньги считать. Но помимо предложений Минфина есть ещё и политика, проводимая в стране, социальная политика, проводимая в соответствии с Конституцией. Теперь посмотрим, что предлагается.
Они говорят, что надо прекратить выдачу материнского капитала, который был введён на несколько лет. Но материнский капитал был введён как одна из мер решения задачи повышения рождаемости. Что, у нас демографическая проблема решена в стране? То есть даже если материнский капитал будет отменён, то он будет заменён на что-то другое. Но стимулы решения демографических проблем в стране, и в том числе денежные вливания, обязаны быть. Об этом говорит и президент, этого и люди требуют.
Та замена, которую предлагает Минфин - повысить пособия для малоимущих семей, - вроде как благая вещь. Зачем вообще давать какие-то дотации, например, 500 тыс. семье, если в ней 1 млн приходится на человека в месяц. В этом есть смысл: надо поддерживать прежде всего тех, кто нуждается. Но подчёркиваю: вместо того, чтобы исключить сверхбогатых, они предлагают только самым бедным помогать - это совершенно разные вещи.
Я думаю, что максимум, что будет, - пересмотр целесообразности материнского капитала для всех, так как сверхбогатым не надо добавлять деньги из государственной казны.
Вторая проблема - это повышение пенсионного возраста. Но разве недостаточно слов президента о том, что пенсионный возраст не трогать? В перспективе, в 2029 году, когда жизнь изменится, когда жизнь людей продлится лет на 10, тогда, может быть, этот вопрос и встанет. Сейчас задача заключается совершенно в другом. Действительно, у нас на сегодняшний день очень многие люди, достигая пенсионного возраста по старости, находятся в расцвете трудовой деятельности. Но когда они продолжают работать и делать отчисления в Пенсионный фонд, они практически сами себя полностью обслуживают. Речь идёт о другом: как создать экономический механизм, чтобы люди оформляли пенсию и продолжали работать, а не просто отнять её.
По медицине могу сказать, что на сегодняшний день есть возможность оптимизировать, но не сокращать расходы на медицину, потому что сам процент расходов на медицину от бюджета не слишком велик. Вопрос в том, как используются эти деньги. Про лекарства мы много уже говорили: сначала пытались покупать одно лекарство на всю страну, проводить конкурсы Минсоцздрава. Ну и к чему пришли? Оказалось, что лекарство вовремя доставить трудно, системы никакой нет. Важно не то, кто у кого закупает, какие там конкурсы или аукционы проводятся, а то, сколько тех или иных видов лекарств на лечение определённых заболеваний нужно по стране в среднем.
Так что, возможно, этот проект - повод задуматься о целесообразности проводимой правительством экономической политики.