История, случившаяся недавно в Мадриде, попала на страницы печати. Некий отец семейства получил год тюрьмы за то, что дал подзатыльник своей 15-летней дочери. Та потребовала у отца 500 евро на покупку нового мобильного телефона. Получив отказ, она устроила истерику, запустила вазой в зеркало, разбив то и другое, а после легкой отцовской оплеухи обиделась и отправилась в полицию. Мужчина был немедленно арестован, а затем приговорен к году тюрьмы - за "жестокое обращение с несовершеннолетней". Впрочем, он мог бы и не заниматься рукоприкладством, а назвать свою дочь каким-нибудь нелестным для нее словом - и получить аналогичный срок.
Теоретически поводом для ареста может послужить даже сделанное ребенку
замечание, скажем, за плохие оценки в школе или неприбранную комнату.
Ведь испанское законодательство относит словесные оскорбления и
замечания в адрес несовершеннолетних к категории "жестокого обращения" и
предусматривает за них тюремный срок. Говорит мадридский судья по делам
несовершеннолетних Хайме Тапья: "Наш закон о защите детей и
подростков является одним из самых прогрессивных в мире. Он
предусматривает радикальные меры в отношении тех, кто нарушает права
ребенка, применяя насилие как форму воспитания. Речь идет о законе,
способном полностью защитить несовершеннолетних".
Такое положение в Испании существовало не всегда. До недавнего времени
наказывали лишь тех, кто систематически и действительно жестоко
обращался с детьми. Правда, для осуждения родителей или
воспитателей-садистов одной лишь жалобы несовершеннолетних было
недостаточно - требовались реальные доказательства, медицинские справки о
побоях, свидетельства очевидцев и так далее. Вместе с тем испанское
законодательство предусматривало (в статьях 154 и 268 Гражданского
кодекса) право родителей на "физическое воздействие", правда,
"ограниченное и лишь в необходимом объеме - в качестве исправительной
меры".
Подобное положение лишь отражало реальность. В Испании, по статистике,
59% родителей применяют ремень и оплеухи регулярно, еще 20% - время от
времени. Проведенный на эту тему опрос общественного мнения показал:
больше половины испанцев считают, что в деле воспитания без наказаний
обойтись никак нельзя. С подобным мнением не согласны, в частности,
испанские социалисты, которые находились у власти до недавнего времени.
При них в 2007 году был принят новый Закон об охране детей и
инициировано появление в Уголовном кодексе 153-й статьи, которая
предусматривает тюремное наказание за "физическое или психологическое
воздействие" на несовершеннолетнего. Однако границы "воздействия" четко
не определены, что и приводит к трагикомическим случаям вроде описанного
выше.
Новые положения законодательства были восприняты с юмором многими
юристами. Говорит судья по делам несовершеннолетних из Гранады Эмилио
Калатайуд: "Мы довели дело воспитания до абсурда - любой отцовский
подзатыльник расценивается как акт насилия по отношению к
несовершеннолетнему. Наши законодатели обязали нас воспитывать детей, не
оказывая на них ни малейшего давления. На практике это нереально.
Получается, что если я дал сыну подзатыльник, то значит, нарушил
положение о "физической неприкосновенности" ребенка, а если ответил на
какое-то его желание словом "нет", то нанес ему "непоправимую
психологическую травму". Скажите, пожалуйста, как можно воспитать
ребенка, никогда не говоря ему "нет"? Ну а если я хочу наказать своего
отпрыска, лишив его за плохое поведение возможности прогуляться? Ответом
мне может быть тюрьма. Ведь я нарушаю "право на свободу передвижения" и
тем самым также наношу ему психологическую травму. И он имеет право
написать на меня заявление в прокуратуру. Таким образом,
несовершеннолетние рассматриваются нашим законодательством как нечто
неприкосновенное: им может нанести "травму" любое родительское слово. Ну
а родители поставлены в абсолютно бесправное положение".
После принятия нового законодательства в школьные программы был тут же
включен специальный курс, объясняющий детям и подросткам их права. Закон
гласит, что все несовершеннолетние в Испании обладают следующими
правами: правом на защиту достоинства и чести, на возможность хранить
личные тайны, создавать собственный образ, то есть стричься, одеваться,
носить украшения и делать татуировки по своему усмотрению. Они имеют
право на невмешательство посторонних, включая родителей, в свое
"жизненное пространство", к примеру, свою комнату, на тайну переписки и
любое иное общение, на поиск, в том числе по интернету, и использование
информации, на выбор любой идеологии, на свободу совести и выбор веры.
Несовершеннолетние девушки имеют право на аборт без предварительного
уведомления родителей. Испанские дети и подростки вправе участвовать в
общественной и культурной жизни, у них есть право вступать в
общественные организации, допускающие такое членство, право участвовать в
митингах и манифестациях и свободно выражать свои мысли. Любой
несовершеннолетний должен быть выслушан как в семье, так и в
государственных учреждениях. Чтобы гарантировать свои права,
несовершеннолетний имеет право требовать помощи, включая постоянную
опеку со стороны компетентных государственных учреждений, обращаться в
органы прокурорского надзора, если считает, что его права урезаются. А в
случае необходимости он может пожаловаться и омбудсмену.
Школьный курс о правах несовершеннолетних однозначно дает понять, что в
доносительстве на родителей нет ничего зазорного. Результаты налицо:
жертвами нового законодательства становятся родители, либо принципиально
не пожелавшие смириться с его положениями, либо просто не знающие о его
существовании. Характерно, однако, что за годы его действия новый закон
об охране детей так и не привел к исчезновению оплеух в семьях. Не
исчезли и случаи, к счастью, немногочисленные, действительно жестокого
обращения с детьми и подростками. Дело в том, что дети, систематически
подвергающиеся подобному обращению, как правило, бывают запуганными и не
решаются пожаловаться кому-либо на свое положение.
Внедрение закона о правах детей сопровождалось советами, которые давали
родителям правительственные эксперты в области педагогики и психологии: в
случае возникновения любого конфликта с детьми, ввиду запрета на
физическое и психологическое давление, прибегать лишь к диалогу. Судья
Эмилио Калатайуд критикует подобные рекомендации: "Некоторые
психологи и социологи - разумеется, не все - стали проповедовать новый
подход к воспитанию: следует вести постоянный диалог, аргументировать,
приводить доказательства своей правоты. Надо быть другом своих детей. В
результате подобных советов, внедренных на практике, мы перестали быть
родителями, но не стали и друзьями своих детей, а превратились в их
рабов".
Сторонники нового закона советуют в случае неудачного "переговорного процесса" с детьми тоже прибегать к сугубо легальному пути, то есть обращаться в полицию. Таким образом, фактически на государство, а не родителей, переносится большая часть ответственности за воспитание детей. Кстати, пока родители, уличенные в не соответствующем закону обращении с детьми, находятся под следствием, судом или отбывают наказание, сами отпрыски, с целью "оградить их от зла", направляются в специализированные государственные учреждения.
Новые правила поведения распространились не только на семью, но и на
школу. По существующему законодательству, замечание со стороны учителя
может, как и родительские нравоучения, психологически травмировать
подростка. Поэтому из школы теперь не всегда выгоняют даже злостных
нарушителей дисциплины или прогульщиков. Если преподаватель время от
времени пытается навести дисциплину в классе, он подвергает себя риску
увольнения - в случае жалобы со стороны учеников. Как отмечает психолог,
преподаватель университета города Аликанте Мария Соледад Торрегроса, "раньше
у школьного учителя имелась возможность устанавливать дисциплину и
порядок в классе. Теперь все это в прошлом. Отныне в классе задают тон
ученики, причем, как правило, самые недисциплинированные. Они грозят и
оскорбляют учителей, нередко избивают их. Испанский учитель бесправен.
Он не может как-то воздействовать на детей и подростков ни в школе, ни
тем более за ее пределами".
По статистике,
опубликованной в июне этого года, избиениям со стороны учеников
подвергаются примерно 20% испанских учителей государственных школ, 60%
слышат в свой адрес угрозы и оскорбления. Нападения на учителей
и драки между самими учениками возникают и на уроках, и на переменах.
Хулиганов порой может остановить лишь полиция. Говорит директор одной из
школ Аликанте Томас Перес: "Ввиду необходимости упредить
неадекватное поведение учащихся у нас есть договоренность с полицией о
том, что во время занятий и особенно перемен у учебного заведения
постоянно находятся две патрульные машины. Само их присутствие
останавливает нежелательные действия учащихся. Ну а если что-либо
случается, то полиция тут же реагирует".
В результате выпускники испанских школ показывают самый низкий уровень
знаний по сравнению со своими сверстниками из стран Евросоюза: многие
читают по складам, считают лишь с помощью калькулятора, не могут назвать
даже пару европейских стран. Подобный уровень общих знаний зачастую не
позволяет им получить квалифицированную рабочую специальность и найти
работу. К тому же в стране распространился феномен сознательного
"ничегонеделания" - пресса называет таких молодых людей "поколением
ни-ни". К ним, по данным испанской газеты El Mundo,
относится 23,8% процента испанских юношей и девушек в возрасте от 18 до
24 лет: они не работают, не учатся и не участвуют в каких-либо
программах профессионального обучения или переквалификации. Это тоже
своеобразный рекорд Евросоюза: к примеру, в Германии таких молодых людей
менее 10%.
Cитуация вокруг молодежи стала тормозом для развития страны: при
молодежной безработице в 57% ощущается острая нехватка квалифицированных
молодых рабочих. Нынешнее правительство либеральной Народной партии
разработало проект школьной реформы, которая предусматривает введение
дополнительных экзаменов и общее усиление требовательности к ученикам.
Оппозиция блокирует реформу, организуя уличные протесты, и грозит в
случае принятия отменить все ее положения, как только вернется к власти.
Причина - реформа якобы ограничивает права и свободы молодежи.