Специально для интернет-издания «фрАза» политический эксперт Анатолий Вассерман прокомментировал политические события в Украине и России, а также отношения между двумя странами.
Янукович не хочет репутации тирана
В своё время вы поддерживали Партию регионов и Виктора Януковича. Изменилось ли ваше отношение к регионалам и президенту (и в какую сторону) за прошедшие три года?
За прошедшие три года моё мнение о Партии регионов в целом и президенте в частности резко ухудшилось. Я убедился, что значительная часть членов этой партии - в том числе практически всё её руководство - думает не о развитии Украины (скорее всего - как раз потому, что её развитие невозможно без воссоединения с остальной Россией), сколько о выгодной перепродаже Украины тем, кто сможет пообещать (хотя и не обязательно - выплатить) больше.
Нынешняя власть обещала украинцам улучшение уровня жизни. Почему, несмотря на реформы, его не произошло?
В разгар всемирного экономического кризиса - тем более такого мощного, как нынешняя Вторая Великая депрессия - довольно трудно улучшить положение в одной республике. Даже СССР во время Первой Великой депрессии оказался вынужден на несколько лет резко ограничить своё потребление, чтобы скупить по дешёвке оборудование за рубежом и создать новую промышленность. Правда, это окупилось. Но нынешним властям осколков былого Союза международное сообщество запрещает даже думать о развитии собственного производства. Тех, кто не подчиняется этому запрету - Александра Лукашенко, Нурсултана Назарбаева, Владимира Путина - провозгласили тиранами. Виктор Янукович не хочет репутации тирана. Поэтому мирится с естественным ходом событий. А при кризисе естественный ход событий - от плохого к худшему.
Что до 2015 года должен сделать Виктор Янукович, чтобы остаться на второй срок, и насколько велики его шансы сегодня?
Проще и надёжнее всего было бы включить Украину в Таможенный союз. Тогда прирост производства будет столь велик, что найдётся, чем заткнуть рты политикантропам, желающим продать Украину в Европейский Союз. Но олигархи, поддерживающие Виктора Януковича, опасаются, что Российская Федерация скупит их владения по дешёвке. И пока не верят, что без Российской Федерации их владения скоро сами потеряют в цене. Поэтому Виктору Януковичу не позволят сделать единственный спасительный ход. А при нынешнем ходе событий он может к 2015 году стать столь же ненавистным, как и Виктор Ющенко.
Украина нужна ЕС только в качестве очередной кормушки
Как вы считаете, насколько далеко зайдет интеграция Украины в ЕС? Отменят ли для украинцев шенгенские визы, например? Да и вообще, можно ли говорить о реальном вступлении в ЕС?
Руководители ЕС и ключевых стран ЕС не раз предупреждали: членом ЕС Украину не сделают ни при каких обстоятельствах по крайней мере в ближайшие полвека. Очевидно, и безвизовый режим гражданам Украины не дадут: зачем это делать, если граждане ЕС уже ездят на Украину без виз! Украинским гастарбайтерам придётся и впредь выправлять себе визы, дабы вернуть ЕС ещё немного заработанных там денег. Так что интеграция сведётся к зоне свободной торговли, то есть обязанности Украины покупать изделия ЕС и для этого закрывать свои производства аналогичной продукции, да к подгонке всех стандартов Украины (включая даже железнодорожную колею) под ЕС. Украина нужна Европейскому Союзу только в качестве очередной кормушки.
Сегодня Украина продолжает упорно торговаться с МВФ об очередном кредите. Без него нам не прожить?
При нынешнем устройстве экономики - не прожить. Украина плотно завязана на внешние рынки, зависит от импорта многих критически важных товаров. Когда-то в подобную ловушку угодил весь Советский Союз. В 1970-е годы общий объём импорта составлял малую и вроде бы безопасную долю от собственного производства. Но ввозили ключевые элементы многих производственных цепочек. Когда в начале 1980-х резко подешевела нефть, импорт пришлось сокращать - и эти цепочки рвались одна за другой, постепенно останавливая всё хозяйство.
Теперь же на Украине дела обстоят ещё хуже. Многие технологические цепочки вовсе разрушены ещё в 1990-е годы. Многие - ещё с советских времён проходят через Белоруссию и Российскую Федерацию, и пока Украина не войдёт в Таможенный союз, замыкание этих цепочек требует использования международных валют - доллара и евро. А спрос на украинскую продукцию резко упал в связи со всемирным кризисом, так что теперь Украина зарабатывает куда меньше международных валют, чем в первой половине 2000-х годов, когда мировой рынок был на подъёме.
Если не возместить эту потерю кредитами, значительная часть производства может оказаться парализована, а многие товары, чьи внутренние производители разорены давлением извне, вовсе исчезнут с прилавков. Правда, в нынешних условиях эти кредиты невозможно вернуть: значительная часть новых кредитов МВФ расходуется как раз на погашение старых. Но пока сохраняется надежда на повышение возможностей заработка по окончании кризиса. И ради этого надо поддерживать собственное производство, не позволяя ему закрыться и разрушиться из-за кризиса. А для поддержки опять же нужны деньги - то есть дополнительные кредиты.
Насколько резко воспринимается в Кремле столь откровенное желание Украины сблизиться с ЕС?
В 2008-м году знаменитая фирма «Гэллап» выяснила: по родному языку 5/6 граждан Украины - русские. Любое сближение Украины с остальной Россией завершится полным слиянием. И власть Украины утратит суверенитет, станет лишь властью одного из регионов России. Это полезно народу, но умаляет власть. Вот она и тянет Украину куда угодно, лишь бы подальше от России. В Кремле это, похоже, знают (хотя бы из моих публикаций на эту тему: я точно знаю, что несколько человек в администрации президента в разное время читали эти публикации). Поэтому глядят на Украину как на отрезанный ломоть: захочет - вернётся, не захочет - ей же хуже.
Складывается впечатление, что Москва сегодня ведёт недостаточно агрессивную политику в отношении Киева...
Да, политика Москвы могла бы стать несравненно жёстче. Но в Москве понимают: от этого будут страдать прежде всего рядовые граждане Украины, и правителям Украины станет проще убедить их в существенности различий между украинцами и остальными русскими.
В России очень не любят галицаев
Вы живёте и в Украине, и в России. Если говорить о людях - насколько сильна сегодня русофобия в Украине, и насколько - украинофобия в России? Существует ли взаимная ненависть между народами?
У меня довольно специфический круг общения: в основном - участники интеллектуальных игр да немного политиков. Возможно, именно поэтому я сталкиваюсь с русофобией на Украине только в СМРАД (это сокращение - Средства Массовой Рекламы, Агитации, Дезинформации - ввёл российский философ и политический исследователь Андрей Ильич Фурсов). А украинофобия мне даже в СМРАД не попадалась. В России очень не любят галицаев - носителей идеологии, сформированной в Галичине почти вековыми усилиями австрийцев и поляков, сводящейся к тому, что украинец должен люто ненавидеть всё русское (в том числе и в самом себе). Но украинцев, не заражённых галичанством, в России считают родными (или в худшем случае - как англичане американцев - двоюродными).
Как, на ваш взгляд, будут развиваться отношения Украины и России в ближайшее время?
Российская Федерация, похоже, решила предоставить Украину её собственной судьбе в надежде на то, что власти Украины рано или поздно доведут её до такой разрухи, какую сможет восстановить только Российская Федерация. Украина, естественно, будет требовать от нее подарков и уступок - то ссылаясь на историческое родство, то шантажируя сближением с ЕС. Но Россия, скорее всего, не обратит внимания на эти требования.
Насколько сегодня страшна для Украины «газовая дубинка» Кремля, или это - всего лишь миф?
Ключевые экспортные отрасли Украины потребляют столько газа, что при нынешней его цене просто нерентабельны. Российская Федерация понимает это и предоставляет Украине некоторые уступки, но взамен требует ответных шагов. Например, Харьковское соглашение 2010-го года обусловило скидку с цены (100 долларов за тысячу кубометров) продлением до 2042-го года пребывания Черноморского флота Российской Федерации в Севастополе. Это выгодно и самой Украине, поскольку исключает вступление в действие того пункта Кючук-Кайнарджийского договора, по которому в случае отказа России от Крыма он автоматически переходит к Турции. Вряд ли можно считать взаимные уступки чьей-то дубинкой.
Продолжение следует