В Литве вспомнили: если у великого соседа насморк - у них воспаление легких
Бурное
развитие морского торгового порта в Усть-Луге (Ленинградская область)
серьезно тревожит Литву. Новый директор Клайпедского порта
социал-демократ Арвидас Вайткус, утвержденный на этом посту после
вердикта Службы специальных расследований о его благонадежности, ясно
обозначил опасную для его страны перспективу. «Годовой прирост в
российском порту Усть-Луга составляет 10 миллионов тонн, - констатировал
он на заседании Конфедерации промышленников Литвы. - Для Клайпедского
порта это рост конкуренции, ведь основными грузами являются
нефтепродукты и уголь, которые грузят в Таллине, Риге и Вентспилсе. В
этих портах отмечается соответствующее сокращение грузов, поэтому их
маркетинг в будущем станет более агрессивным в отношении белорусских
грузов и транзитных грузов других государств».
Действительно,
порт в Усть-Луге, начавший работу с открытия 2001 году угольного
терминала, стремительно наращивает мощности. В прошлом году его
грузооборот составил около 47 миллионов тонн, к 2020-му планируется
достичь 180 миллионов тонн. При том, что, по словам Вайткуса, в Клайпеде
этот показатель при благоприятных обстоятельствах может достичь лишь 83
миллионов тонн. А при неблагоприятных - только 51 миллионов тонн. И
если несколько лет назад многим в Прибалтике казались пропагандистскими
звучащие из России заявления о намерении «перехватить» прибалтийские
грузы, то теперь ситуацию воспринимают с серьезной тревогой.
В
бытность вице-премьером Сергей Иванов, оценивая новые транзитные
возможности РФ, в том числе в связи с портом в Усть-Луге, заявил, что к
2015 году у России будет достаточно своих ресурсов, чтобы прекратить
любой экспорт через прибалтийские порты. Эту задачу он назвал
«амбициозной» и заметил, что, мол, РФ «не будет кормить» порты
Прибалтики. В прибалтийских столицах иронично отнеслись к таким планам,
решив, что вице-премьер сердится, например, на Эстонию за снос
«Бронзового солдата», на Латвию - за давление на местных русских,
которые в массовом порядке лишены права на гражданство, на Литву - за
стремление переписать историю Второй мировой войны. И просто пугает,
делая политические заявления. Возможно, Иванов учитывал и эти
обстоятельства, однако в основе озвученных им российских планов лежала
чистая экономика.
Новый директор Клайпедского порта сегодня
говорит об этом без обиняков. Конкуренция есть конкуренция. У нее свои
правила. Директор требует, чтобы его страна делала инвестиции в развитие
порта, в его инфраструктуру. Сокращение инвестиций он назвал одной из
серьезных угроз своему предприятию.
Впрочем, политику Вайткус все
же упомянул, но в том же экономическом контексте. Напомнил о сложных
отношениях между Литвой и Белоруссией. Местная элита, как известно, не
просто постоянно ругает Александра Лукашенко, именуя его« последним
диктатором Европы», но и пытается создать условия для формирования
массового протеста в соседней стране, для очередной «цветной революции».
В Вильнюсе привечают белорусскую оппозицию - здесь даже создана ее
структура, которую иногда называют «альтернативным посольством». А ведь
треть грузов, которые переваливают в Клайпеде, - белорусские. И вот
чисто по-человечески: если тебя постоянно хает экономический партнер, а
при этом появилась альтернатива, то с какой стати делать добро
неприятному собеседнику? И в прошлом году Александр Лукашенко заявил,
что обсуждал с Владимиром Путиным проблематику белорусского грузопотока.
И пообещал перенаправить его из стран Балтии в порты России. В
принципе, с учетом экономических и политических связей Минска и Москвы,
решение логичное.
Литовские политики сначала не поверили словам
«батьки», заметив, что Клайпеда предоставляет Белоруссии более выгодные
условия, а мощности российских портов пока не позволяют забрать эти
грузы. Но теперь выясняется, что именно мощности российских портов
стремительно растут, и в планах Александра Лукашенко, если он выполнит
свою «угрозу», на первом этапе передать российским портам 20 миллионов
белорусских грузов в год из 60 миллионов, экспортируемых в целом через
страны Балтии. А там видно будет. Естественно предположить, что такие
шаги президента Белоруссии будут простимулированы и соответствующими
российскими преференциями - на основе взаимной выгоды.
Признает
такую опасность и вице-президент конфедерации промышленников Литвы
Гедиминас Райнис, заметивший, что «угроза» Александра Лукашенко в
принципе реальна, и такие намерения не являются столь уж дорогостоящими,
чтобы не были реализованы.
Есть и еще одна «опасность» для
прибалтийских портов, в том числе и Клайпедского. Наши российские
предприниматели экспортируют через них большие объемы грузов, и далеко
не все уйдут оттуда в том числе и потому, что они забирают в свои руки
все больше местных портовых ресурсов. Исключение - как раз Клайпеда.
«Влияние российского капитала на восточном побережье Балтики все
возрастает, - утверждает агентству« Интерфакс» бывший директор
Клайпедского порта, ныне депутат Сейма Литвы, либерал Эугениюс
Гентвилас. - В портах Латвии и Эстонии россияне уже утвердились. С одной
стороны, это гарантия, что порты не лишатся российских грузов. Но они
уже попали в зависимость от России. Клайпеде пока удавалось этого
избежать, чему свидетельство - слабые российские грузопотоки, едва
достигающие 13 процентов от всего грузооборота. Дальнейшая стратегия
соседей может быть такова: они либо усилят свою инвазию, либо лишат нас
своих грузов».
И даже экономические шероховатости между
Белоруссией и Россией негативно сказываются на результатах работы
Клайпедского порта. Арвидас Вайткус признал: из-за известных споров,
связанных с калийными удобрениями, здесь значительно снизились их
погрузки. Ситуация напоминает одно местное высказывание об экономических
отношениях, ставшее поговоркой: Если у России насморк, у Литвы -
воспаление легких.
И если бы только с востока литовскому порту
была угроза! Вот о порте в польской Гдыне пишут, что он пока не
конкурент Клайпедскому, но с появлением автобана Via Baltica и
европейской железной дороги Rail Baltica, оказывается, может перехватить
инициативу. Порт углубляют, расширяют, там строят склады, терминалы,
прокладывают улицы и железную дорогу, и он сможет принимать большие суда
из Китая.
...Да, лет 10 назад в Вильнюсе не воспринимали всерьез
планы россиян, связанные с Усть-Лугой. Да и три года назад
отмахивались. А теперь тревожатся. И с Гдыней может так случиться.
Только тут политику не пришьешь.