Похоже, что игра в кошки-мышки между Киевом и Брюсселем вступает в финальную стадию. И чем ближе 14 ноября (дата финального отчета миссии Кокса-Квасьневского) и 18 ноября (заседания Совмина ЕС), тем этот диалог становится более жестким и запутанным. Особенно отчетливо это показали события прошлой недели, когда украинскому парламенту так и не удалось решить «проблему Тимошенко».
Но именно этот вопрос остается ключевым для подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС в последних числах ноября 2013 года в Вильнюсе. И если раньше на эту тему были какие-то разночтения (чему способствовали заявления как украинских, так и европейских политиков и чиновников), то теперь они сняты.
По данным СМИ, во время недавней встречи Кокса и Квасьневского с главой фракции Партии регионов А. Ефремовым на многократное повторение регионалом мысли о том, что он не может назвать точную дату принятия необходимого закона (фактически сейчас все свелось к дискуссии о принятии закона «о лечении Тимошенко»), Квасьневский сказал следующее: «То есть мы правильно вас понимаем, что вы нам прямо сейчас говорите, что никакого Соглашения об ассоциации с Евросоюзом не будет?»
Ситуация вокруг этого закона, принять который нужно до 13-го числа, действительно накаляется. Вице-маршалок Сейма Польши Ц. Грабарчик отметил, что «все в ЕС ждут решения, которое касается закона о лечении лиц, которые отбывают наказания, - это лакмусовая бумажка». О том же говорит и вице-премьер-министр, министр по иностранным и европейским делам Словакии М. Лайчак: «Я не вижу консенсуса среди стран ЕС относительно подписания Соглашения об ассоциации с Украиной. Он может появиться, только если Юлия Тимошенко будет освобождена из тюрьмы».
Известно, что есть как минимум четыре проекта закона о лечении заключенных за рубежом. В разном исполнении, и какой из них в итоге будет принят как базовый (если вообще будет принят) - непонятно. В Верховной раде принято решение о специальной временной рабочей группе с целью объединить все эти законы в один. Правда, у оппозиции надежд на результативную работу этой группы мало. Поэтому вечером 7 ноября В. Кличко заявил, что оппозиция приступила к подготовке нового проекта закона, согласно которому Ю. Тимошенко не будет иметь возможности баллотироваться в президенты в 2015 году: «Это не касается политической деятельности, это не касается реабилитации Тимошенко. Она после лечения возвращается. Никаких условий. Только возможность лечиться». К утру 8 ноября проект закона был готов, однако А. Ефремов заявил, что ПР он не устраивает даже как основа для обсуждения.
8 ноября стало понятно, что до озвученного Коксом-Квасьневским дедлайна (13 ноября) закон так и не будет принят. В частности, глава регламентного комитета В. Макееноко заявил, что до саммита «Восточного партнерства» закон не будет готов, а сама рабочая группа по подготовке консенсусного проекта закона соберется не раньше понедельника.
Пропадает уверенность в «счастливом» исходе дела и среди его инициаторов. А 5 ноября глава МИД Швеции К. Билдт вообще заявил, что «никогда не был уверен в подписании Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС именно в Вильнюсе». Заявления с европейской стороны становятся все более откровенными и жесткими и все менее политкорректными. Аргументы украинских парламентариев относительно возбуждения новых уголовных дел против Ю.Тимошенко (как препятствия для ее помилования) посол ЕС на Украине Я. Томбински отбросил полностью, сказав, что они никак не связаны с обсуждаемым вопросом.
Показательно и иное. Европейцы все чаще начали напоминать украинской власти, что это Украина хочет подписать Соглашение и это ей нужно беспокоиться о том, чтобы подписание состоялось. Сначала президент Литвы Д. Грибаускайте заявила, что ЕС не собирается думать ни про какие планы «Б» в случае неподписания: «Я не думаю, что нам нужны какие-либо планы - это украинцы должны планировать, если они не выполнят обязательств». Через пару дней схожую мысль высказал и литовский посол в Киеве: «Я скажу очень просто: не забывайте, что это не ЕС вступает в Украину, а Украина вступает в ЕС».
Заявления о плане «Б» звучат все чаще. И хотя сейчас все говорят, что такого просто нет, но количество упоминаний о плане свидетельствует прямо о противоположном. Еще 2 ноября советник президента Украины по вопросам конституционно-правовой модернизации М. Ставнийчук заявила, что подобного плана просто не существует и о нем никто даже не думает (эту же мысль 7 ноября подтвердили и В. Рыбак, и А. Ефремов). Однако 4 ноября в СМИ появилась информация о том, что такой план на самом деле есть и активно прорабатывается. На эту же мысль наталкивает и позиция администрации президента по упомянутым выше проектам законов. Согласно попавшим на страницы СМИ инструкциям для депутатов фракции ПР, в администрации президента оставили на усмотрение парламента голосование по всем доступным на тот момент проектам закона.
Тем самым, вероятно, Банковая пытается дистанцироваться от процесса работы над «проблемой Тимошенко», оставляя для себя возможность маневра. В. Янукович прямо говорит, что мяч в этом вопросе на стороне парламента и он примет любое его решение. Это удобная позиция, которая позволит в случае чего переложить именно на парламент ответственность за срыв подписания Соглашения об ассоциации.
Формальной же позицией Украины остается настаивание на том, что она полностью готова к подписанию по всем пунктам, кроме, понятно, «проблемы Тимошенко». По этому поводу 5 ноября Н.Азаров сказал: «Нам выставляют несколько требований, связанных с подписанием Соглашения с ЕС. Большинство из них, по сути дела, уже реализованы. Есть все основания считать, что саммит пройдет успешно». А 7 ноября замминистра иностранных дел Украины А. Олефиров отметил, что завершена подготовка проекта «итоговой декларации "Восточного партнерства" в Вильнюсе», сообщив при этом, что на следующем саммите в 2015 году в Латвии «мы сможем оценить первые результаты имплементации глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли».
* * *
Учитывая упомянутое выше мнение В. Макеенко и общий настрой как власти, так и оппозиции, похоже, что Банковая пытается сыграть ва-банк, отказавшись идти на поводу у европейцев. К тому же нежелание Германии брать на себя некоторые обязательства относительно Ю. Тимошенко наводит на мысль, что ЕС имеет далеко не самые прозрачные цели во всей этой истории. И с подписанием соглашения, и с «делом Тимошенко».
Судя по всему, Банковая надеется на вариант, озвученный в Rzeczpospolita. Если Украина не выполнит условия ЕС, в частности по «вопросу Тимошенко» до 21 ноября, то решение о подписании соглашения будет решаться прямо на Вильнюсском саммите. При этом сегодня есть группа стран, которая считает, что соглашение нужно подписывать в любом случае (Польша и Великобритания), еще одна группа стран полагает, что должна быть решена «проблема Тимошенко» (Германия, Голландия, Швеция), а третья группа (Франция и страны Южной Европы) так и не определилась.
Для украинского руководства это не самый плохой вариант. Все оставшееся время до саммита может быть потрачено на дальнейшее выкручивание рук как европейцам, так и попыткам получить больше преференций со стороны России. Например, 9 ноября президент Украины неожиданно отбыл в Москву на рабочую встречу с В. Путиным. И пока что никаких данных о том, что же стороны там будут реально обсуждать, нет.
Другой важный для Киева вопрос - вопрос новых кредитов, который становится для Киева все более важным. Вступление в ЕС не является гарантией того, что Киеву будет открыто кредитование со стороны ЕС или МВФ. МВФ продолжает настаивать на непопулярных реформах. Торги по этому поводу продолжаются. 4 ноября в Киев неожиданно прибыла помощник госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии В. Нуланд. Никакой информации о содержании этого визита на сайте президента Украины нет, но в прессе появилась информация о том, что сутью визита была передача В. Януковичу письма Дж. Керри, в котором была высказана готовность США предоставить Украине помощь на пути подписания Соглашения с ЕС и поддержать Украину на переговорах с МВФ. Интересно, что 8 ноября В.Янукович заявил, что «требования МВФ относительно повышения цены на газ для населения в любом случае не будут восприняты».
В чем можно быть совершенно уверенным, так это в том, что с помощью процесса «подписания Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной» удалось испортить отношения Украины как с ЕС, так и с Россией.