В Петербурге завершилась ассамблея «Русского мира».
На встречу одной из самых авторитетных организаций, занимающихся сохранением и продвижением русского языка, собрались свыше 600 филологов, деятелей науки и культуры, представителей диаспоры. Владимир Путин направил форуму приветствие. Президент подчеркнул, что «на протяжении веков русский язык был не только средством общения, но источником сохранения национальной культурной идентичности».
Как отмечалось на ассамблее, интерес к нему в последние годы растёт во всём мире. Год назад в форуме участвовали филологи из 65 государств, нынче - уже из 80.
Размышлениями о значении нашего языка в историческом контексте и современной жизни с участниками ассамблеи поделился председатель думского Комитета по образованию, председатель правления фонда «Русский мир» Вячеслав НИКОНОВ.
- 1150 лет назад появилось письмо, с которым мы обрели культурную матрицу. С ним пришло Слово Божие, а затем литургия, иконопись, фреска, мозаика, богословие, архитектура, философия... Пришла Культура. Значение этого события трудно переоценить.
Уже в XI веке Русь была в значительной мере грамотной, её элита - просвещённой. Ярослав Мудрый имел в Софийском соборе едва ли не самую крупную европейскую библиотеку, его дочь Анна Ярославна была, безусловно, самой образованной женщиной во дворе французского короля Генриха I.
Хотя в последнее время мы слышим, что была совершена историческая ошибка: если бы Слово Божие и письменность мы получили от Рима, история России пошла бы совершенно иначе, и мы бы были «в славной семье западных народов». Но в тот момент Византия находилась на гораздо более высоком уровне развития. Именно оттуда пришли и христианская культура, и архитектура, в том числе, в Европу. И благодаря Кириллу и Мефодию, их последователям, мы приняли христианство и грамотность от самой развитой страны своего времени.
Вот что об этом сказал Александр Сергеевич Пушкин: «Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство пред всеми европейскими: судьба его была чрезвычайно счастлива. В XI веке древний греческий язык вдруг открыл ему свой лексикон, сокровищницу гармонии, даровал ему законы обдуманной своей грамматики, свои прекрасные обороты, величественное течение речи; словом, усыновил его, избавя, таким образом, от медленных усовершенствований времени. Сам по себе уже звучный и выразительный, отселе заемлет он гибкость и правильность. Простонародное наречие необходимо должно было отделиться от книжного, но впоследствии они сблизились, и такова стихия, данная нам для сообщения наших мыслей».
Сегодня по-русски на планете говорит больше людей, чем жило 1150 лет назад. Родным наш язык считают 160 миллионов жителей всех континентов. Для скольких русский стал вторым или третьим средством общения - точно не известно, но мы можем судить об этом по некоторым расчётам. В конце 80-х по-русски общались порядка 350 миллионов: всё население СССР и жители Восточной Европы, получившие образование после войны. После распада Союза наш язык был выкинут из школьных программ почти на всём постсоветском пространстве за пределами России. Таким образом, мы потеряли около 50 миллионов человек. Однако в последние годы наблюдается обратная тенденция. По результатам недавнего исследования в бывших республиках СССР, на вопрос «хотели бы вы, чтобы ваши дети учили русский язык», самый худший показатель - 92% - отмечен в Грузии (это ещё при Саакашвили).
Выросло количество русскоязычного населения в США и Канаде - за счёт эмиграции, причём не обязательно из нашей страны. Кстати, в Штатах по-русски говорят социальные группы, наиболее «продвинутые» по всем показателям: к примеру, по уровню доходов они в 1,5 раза превосходят «англосаксов». Заметно выросла диаспора в Израиле. В Китае изучение русского активизировалось, как только исчезла идеологическая конфронтация. Появилась большая русскоговорящая община в странах Евросоюза. Там, по опросам, русским постоянно пользуется 6% населения. Это примерно столько же, сколько в Европе, например, испанцев.
В Болгарии в 90-е русский язык был 14-м по количеству изучавших его школьников. В прошлом году он был уже на втором месте - между английским и немецким, а в этом - вернул себе первенство. В Польше русский язык в 90-е годы был 16-м, сейчас - второй. Уступает только английскому, но впереди немецкого. Это данные социологов. В прибалтийских школах латыши, литовцы, эстонцы в 90-е не учили русский «из принципа». Сейчас учат - без этого никуда.
В Восточной Европе не осталось собственного бизнеса. Всё приобретено зарубежными владельцами. Причём венгерские, польские, чешские фирмы рассматриваются крупными транснациональными компаниями как инструмент для работы на восточных рынках. Но чтобы вести дело в бывших республиках СССР или даже в Восточной Европе, нужен русский. Если до кризиса компании могли нанять двух человек, один из которых знал русский, а другой - английский, то сейчас берут одного, который владеет и тем, и другим.
Второй, помимо экономики, неоспоримый стимул для изучения нашего языка - культурное пространство, которое без России представить невозможно.
К сожалению, в школьных учебниках большинства бывших союзных республик период вхождения в СССР назван «колониальным» или даже «оккупационным». В этой связи стоит заметить: если Россию и можно назвать колониальной империей, то самой нетипичной в истории человечества. В основном, подобные империи создавались для того, чтобы метрополия выкачивала какие-то блага в центр из порабощённых территорий. Например, Великобритания таким образом получила огромное количество богатств со всего мира. На Индию до прихода англичан приходилось 27 процентов мирового ВВП, а в начале XX века - всего 1,5%, всё остальное позаимствовала «корона».
Мы же - единственные на планете - если и были метрополией, то выкачивали «из себя» для того, чтобы поднять «колонии». Все блага шли из России на окраины, жители которых, с точки зрения гражданских прав, находились в гораздо лучших условиях, чем «коренное население». Только русские призывались в армию, на них распространялось крепостное право. Кроме того, Россия была единственной «колониальной империей», которая не уничтожила ни одной цивилизации, ни одного народа, не занималась работорговлей, а, наоборот, сохранила и обогатила обычаи, духовное наследие многих этносов.
Кстати, это очень хорошо понимают специалисты из Африки, которые ни в коем случае не считают Россию колониальной державой. Им есть, с чем сравнить...
Значит, всем нам надо просто объяснять, что мы за «специфическая» империя, работать на историческом поле и как можно больше рассказывать, что происходило и происходит в нашей стране. И здесь русский язык, с его богатством, образностью, красотой, выразительностью, точностью и правдивостью - незаменим. Если заглянуть вперёд, спада в изучении русского на планете не предвидится.
Русский язык возвращается.