Собор — средоточие русской мысли

31.10.2013

30 октября в Общественной Палате РФ состоялось заседание Всемирного Русского Народного Собора на тему: «Собор - средоточие русской мысли. К разработке новых программных документов ВРНС». На мероприятии присутствовали Заместитель Главы ВРНС, Председатель отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества - протоиерей Всеволод Чаплин, член Бюро Президиума ВРНС, руководитель Секретариата ВРНС - Олег Александрович Костин, руководитель Экспертного центра ВРНС - Александр Борисович Рудаков. Также в беседе приняли участие главы региональных отделений и многие другие неравнодушные общественные деятели.

На съезде были представлены доклады на такие актуальные темы, как: «Глобальный экономический кризис, соотношение финансовой экономики и экономики товаров и услуг», «Глобальный кризис демократии, взаимоотношение мировых элит и народных масс в контексте экономических, политических и информационных процессов», «Соотношение права и морали в международном праве и локальных правовых системах», «Культура и антикультура в современном мире», «Кризис семьи в современном мире», «Глобальный экологический кризис и развитие современных биотехнологий» и «Роль религии в жизни государств, обществ, цивилизаций».

Как видно из названий докладов, членов Всесоюзного Собора волнуют весьма разноплановые проблемы сегодняшнего дня. Величина охвата выбранных тем свидетельствует не только о разнообразии проблем современного мира, но и том, что всё в нём взаимосвязано. Ведь нынешний кризис - это не только кризис экономический, но и политический, социальный, культурный, демографический. Какую сферу нашей жизни не взять, в любой из них мы наблюдаем его проявления и последствия. Так что же можем мы ему противопоставить? Как преодолеть существующие проблемы? Ответить на эти вопросы попытались участники круглого стола, представив на суд коллективно созданные ими краткие доклады, по каждой из представленных тем.

Заседание было открыто вступительной речью Всеволода Чаплина о важности данных тем для мира в целом, и для России в частности. Ведь, к примеру, экономический кризис затрагивает жизнь каждого народа. «Эта проблем чревата мировой нестабильностью, серьёзнейшими социальными проблемами и переходом развития человечества из нынешней стадии в стадию глобального конфликта всех против всех. Необходимо возвращение к нравственным максимам, всегда присутствовавшим в христианском взгляде на экономику, восстановление твёрдой связи между трудом и финансовой сферой».

«Долгое время в нашем обществе культура была на последнем месте», - так начала свою речь Капитолина Кокшенева, координатор группы разработчиков по глобальным вызовам в сфере культуры. В своём выступлении Капитолина Антоновна отметила, что нормы и чужие стандарты потребления, обрушивавшиеся в прошлом веке на нашу страну, приводили не к просто разрушению экономики, но и к смещению нашего собственного культурного центра. На сегодняшний день существуют гуманитарные технологии по уничтожению традиционного культурного ядра. Разработкой таких технологий занимаются специализированные западные институты, действующие уже не первое десятилетие. И теперь, по словам выступающей, перед нами стоит задача создания альтернативной модели, не отказываясь от современных форм, но наполняя их другим содержанием - традиционными смыслами.

По теме о «Соотношении права и морали в международном праве и локальных правовых системах» было высказано мнение, что ключевым вопросом является то, каково это право, как мы понимаем его источники, содержание и его связь с моральными ценностями. Ведь в современном мире существует опаснейшая тенденция отрыва права от морали. Такие проблемы как связь права, существующего в обществе и системы мировой закономерности и законосообразности бытия - сегодня не артикулируются.  Поэтому одной из задач России является всемирное способствование и инициирование дискуссии о естественно правовых и морально-нравственных основаниях позитивного законодательства. Также в будущем возможно будет стоять проблема необходимости кодификации международного права.

Пожалуй самым ярким и вызвавшим споры, было выступление социолога и публициста, преподающего в ведущих российских и западных ВУЗах, Андрея Фурсова, посвящённое кризису демократии, который привёл к изменению взаимоотношений между мировыми элитами и народными массами. Эту тему можно назвать одной из актуальнейших и главнейших - не только для так называемых стран «развитой демократии», но и для стран подвергающихся транзиту этой, возможно изжившей себя идеологии. «Мир находится на переломе. Тридцать лет неолиберальной революции - это было время сплошного накопления капитала. Но кризис пришёл раньше, чем ожидали его создатели, и теперь новый глобальный передел начал развиваться хаотически. Мы живём в военное время, ведь сетевое общество - это общество сетевой войны, живём в условиях психо-исторической войны, и в этих условиях самое сильное и страшное оружие - это реальная картина мира, которой нет у очень многих слоёв и даже элит современного мира».

По мнению Андрея Ильича, в течении позапрошлого и прошлого веков русская, а, затем, советская элита постоянно терпела поражение в информационной войне. Проблема в том, что и сейчас ничего не изменилась - это наш такой невыученный урок. Примеров тому достаточно: от Pussy Riot до GreenPeace. «Нужно быть критичными по отношению к себе. Причины этих поражений - это, прежде всего, слабость Русской мысли», - смело заявляет Фурсов. «Западная и Восточная мысль занималась антологией и гносеологией, а русская интересовалась тем, «что такое Россия». Другой проблемой была названа зависимость нашей интеллектуальной элиты XIX -XX вв. от Западной, в особенности от англосаксонской мысли. Также, по мнению выступавшего, слабостью нашей позиции является постоянная оборонительная тактика, наша реактивность.

Предлагая возможные и адекватные пути преодоления сложившейся ситуации, Андрей Ильич Фурсов предложил следующие идеи: «Если мы хотим понять мир и участвовать в игре на мировой арене, необходимо изучать реальные субъекты современного мира - прежде всего закрытые наднациональные структуры. Также нужно изучать реальные интересы - то, как думает твой противник, его мотивации». Последним в этом списке обязательных, но всё же недостаточных условий возможности участия в происходящих процессах наравне с остальным миром было названо изучение реальных объектов, вокруг которых идёт борьба. А главное, «изучать всё это надо не с англосаксонской, а с русской точки зрения, с точки зрения русских интересов», иначе нельзя.

Многое было сказано в ходе выступлений докладчиков и последующих обсуждений поставленных тем. Были затронуты серьёзные проблемы современного мира, стоящие перед всем обществом и, в отдельности, каждым из нас. Однако не на все поставленные вопросы удалось найти правильные ответы. Возможно, это только предстоит сделать. Но важен и обнадёживает уже сам факт того, что данные темы подняты на общественное обсуждение, что эти проблемы не заброшены в дальний угол, в ожидании, что кто-то другой возьмётся за их решение. Ведь кризис - это, в конце концов, лишь поворотный пункт, и кто знает, что за этим поворотом?

 

Источник

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Последние комментарии
Учиться у Сталина
Новый комментарий от Валерий Медведь
2020-10-22 22:03
Советский человек – пассионарий XX века
Новый комментарий от р.Б. Алексий
2020-10-22 22:02
Человеческие жертвоприношения в Мезоамерике
Новый комментарий от Дмитрий
2020-10-22 19:23
Владимиру Николаевичу Осипову
Новый комментарий от Георгий
2020-10-22 18:57
Памятник Великой Победе над безбожием
Новый комментарий от протоиерей Сергий Поливцев
2020-10-22 18:38
По улице отца Димитрия Смирнова…
Новый комментарий от Владимир Петрович
2020-10-22 18:23