Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган 30 сентября заявил о ряде политических изменений, направленных на улучшение положения национальных меньшинств. Озвучивание этого пакета неоднократно откладывалось по неизвестным причинам. Но почему Эрдоган выбрал для этого именно 30 августа, ведь у турок число «30» ассоциируется с неприятными воспоминаниями?
30 октября 1918 года в порту Мудрос (остров Лемнос) представителями Антанты и Турции было подписано Мудросское перемирие (тур. Mondros Ateşkes Anlaşması), которое завершило военные действия между Антантой и Османской империей. Тогда Стамбул вынужден был принять продиктованные от имени Антанты английским адмиралом Кальторпом тяжелые условия: сдача турецких гарнизонов, остававшихся ещё в арабских странах (Ирак, Сирия, Хиджаз и Йемен); эвакуация турецких войск из Ирана, из занятой ими части Закавказья и из Киликии, предоставление союзникам права оккупировать Батум и Баку, согласие на оккупацию союзниками 6 армянских вилайетов «в случае беспорядков в одном из них», а также вообще любого стратегического пункта в Турции, «если обстоятельства сделались бы угрожающими для безопасности союзников» и еще многое другое. Затем эти условия обсуждались на открывшейся 18 января 1919 Парижской мирной конференции. В конце же января того же года Верховный Совет Антанты принял решение, согласно которому Армения, Сирия, Палестина, Аравия и Месопотамия отделялись от Османской империи.
Конечно, исторические параллели всегда носят условный характер. Но они невольно напрашиваются, поскольку озвученный главой правительства Турции «Пакет демократических преобразований» в некоторых своих пунктах приобретает историческое звучание. В данном случае речь идет об изменениях политики в отношении национальных меньшинств в целом, и к курдам - в частности. Им, составляющим по некоторым данным, 18% населения страны, разрешат вернуть исторические названия своих городов, а в частных школах можно будет преподавать и изучать курдский язык. Кроме того, будет снят запрет на употребление курдского алфавита. Это означает, что Турция вступает в период перехода к существованию в условиях многонациональности, многоконфессиональности и многоязычия. Это - во-первых. И во-вторых: правящая партия в Турции будет вынуждена провести модернизацию своей политики и в отношении всех тюркских народов, покровителем которых она до сих пор себя считала.
Что взамен? Тюркизм в самой Турции - означал ассимиляцию, от чего правящая партия отказалась, потому, что в ее составе и в высших эшелонах власти немало курдов. Это - также отказ как от проекта огузианизма - объединение «стран Огуза» - Турции и двух Азербайджанов - иранского и «русского», так и от общей тюркской федерации или конфедерации, с включением в нее тюркских народов, проживающих в России и в Средней Азии. Вместо этого выдвигается так называемый «анатолийский проект» на основе идеологии оттоманизма - равноправия всех народов. По сути речь идет о реанимацию проектов младотурок 1908-1910-х годов, когда они ввели в действие упраздненную султаном Абдул-Гамидом либеральную конституцию 1876 года.
Сейчас правящая партия в Турции также готовит новую конституцию, а глава правительства Эрдоган пытается интегрировать, прежде всего, курдов в политический процесс с целью укрепить государственный организм. Так что на наших глазах рождается новая Турция, которая сворачивает старые знамена тюркизма.