По мнению члена Совета Федерации Руслана Гаттарова, пользование интернетом учащимися до сих пор не безопасно. Будучи главой комиссии по развитию информационного общества Верхней палаты парламента, он заявил, что Минобрнауки до сих пор не обеспечило фильтрацию интернет-контента в российских школах, хотя истратило на создание соответствующих систем уже более 177 миллионов рублей бюджетных средств.
Беспокойство сенатора оправдано. Ещё Платон, обращаясь к своим современникам, говорил: «Мы не можем допустить, что бы кто угодно рассказывал нашим детям какие угодно басни и учил чему угодно».
Если вчера казалось, что по мощи воздействия на неокрепшие детские души телевидение - вне конкуренции. Теперешние возможности интернета не уступают, а всё чаще превосходят ТВ. Сетевое воздействие становится тем самым «кем угодно», которого так опасался древний философ. При этом мудрец вряд ли даже догадывался о «подробностях», которыми снабжают сомнительные сайты сознание современных школяров.
Как говорит Гаттаров, «со школьных компьютеров они без особого труда смогут выходить на порносайты, страницы с пиратским контентом, торрент-трекеры, другие противоправные информационные ресурсы, а также сайты, угрожающие их здоровью и развитию».
Согласно статистике, лишь около 40% запросов в школьных браузерах относятся к образовательной деятельности. Причём из числа запросов, не касающихся образовательной деятельности, около 30% - это порнография и секс, 20% - торренты, остальное - социальные сети или ресурсы с ненормативной лексикой.
Стоит заметить, что проблема обеспечения безопасности детей в интернете обсуждалась в январе на площадке упомянутой комиссии Совфеда с участием представителей Минобрнауки, операторов связи и экспертов в области технических решений по фильтрации сетевого контента. Тогда договорились о немедленном вводе министерством в эксплуатацию Единой системы мониторинга использования интернета в школах. Однако за прошедшие восемь месяцев этого так и не было сделано. По мнению Гаттарова, Минобрнауки потеряло «централизованный контроль над ситуацией» и возможность оперативного влияния на доступ школьников к противоправным ресурсам.
В этой связи сенатор просит министра Ливанова в кратчайшие сроки запустить в эксплуатацию систему централизованного мониторинга используемых в образовательных учреждениях средств контентной фильтрации, разработанную по госзаказу в 2011 году за счёт средств федерального бюджета.
Трудно сказать, насколько быстро откликнутся на этот призыв ливановские чиновники, азартно погружённые в реформирование Академии наук, высшей школы и других важнейших элементов российской системы образования. Что им, собственно говоря, до каких-то угроз детской безопасности? Интернет в школу провели - и ладно. А дальше пусть пользуется, кто как может - интерактивно, инновационно, культурно, развлекательно ...
Вопрос в том, кто будет отвечать за последствия? За то, что в школу вмести с сетями приходит растление, реклама наркотиков, проповедь суицида и прочая пагуба. Уж не учитель ли снова, которому поставят на вид «педагогическую неграмотность» и то, что, растяпа эдакий, «не уследил»?
Ведь, судя по всему, министр образования и его подчинённые настроены не некую свою особую «волну», когда все погружены в самоуспокоение. Как тот двоечник из киножурнала «Ералаш», который уверен, что его никогда не спросят заданный урок.