itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Особый путь. Химера "исторической европейской Руси", или Откуда царь

Новости Москвы 
0
87
Время на чтение 8 минут

Что бы русские ни начали мастерить -- получится автомат Калашникова. Какую бы партию русские ни начали создавать -- выйдет КПСС. Как бы русские ни выстраивали свою государственную власть -- наверху всё равно появится царь.

Кому-то от этого плохо. Кому-то -- прикольно. Кто-то в это вообще не верит.

Но начнем мы исконно с тех, кому плохо.

"Новгород - это загубленная московщиной Возможность.

Возможность формирования нормальной буржуазной нации.

Возможность православной реформации, уже сквозившая в новгородских ересях.

Возможность демократии.

Россия, созданная Москвой, противоположна и первому, и второму, и третьему.

Россия ПО СУТИ антагонистична Европе.

Лишь только Россия сформировалась как феномен, она немедленно вступила в конфликт с Ближней Европой в лице Новгорода.

То, что эта Европа своя, русская, вызывало в Москве ОСОБУЮ ненависть.

Россия садистски убила Новгород и насилием сформировала свой, ОСОБЫЙ тип русскости. Московитский тип. Триединый тип служаки, империалиста и раба.

Если бы победил Новгород, мы не узнали бы опричнины, царизма, крепостничества, Ленина и Сталина. Мы были бы ДРУГИМИ. И страна у нас была бы совсем другая.

Да, мы вряд ли подарили бы миру Достоевского. А он так уж очень нужен миру??"

"Новгород в сослагательном наклонении", А. Широпаев

...Невооруженным взглядом видно, что, исполняя ритуал ненависти к "Москве" и воспевая "Новгород", поэт и питерский этнонационалист Широпаев решает проблемы глубоко личные -- проблемы самоидентификации ("Мы были бы ДРУГИМИ"). Почему нынешняя собственная национальная, культурная и гражданская самоидентификация не нравится националисту -- также ясно из самого текста ("тип служаки, империалиста и раба").

Мне понятна степень возмущения г-на Широпаева. Вред, нанесенный ему нашей идентификацией, трудно переоценить. Много мы лишили его. Вот он тут сам перечисляет:

"Русский - значит Европа, вольность,

Воля, Север, *******!"

Потеряв перечисленное, поневоле расстроишься и превратишься в мизантропа.

Однако попробуем утешить его и других «руссо-европейцев», разобравшись в вопросе противопоставления Новгорода с его "буржуазностью" и свободами и Москвой с её тиранией и империализмом -- все ли так, как они думают. То ли он потерял и то ли он приобрел? Ответа на этот вопрос требует не только обычная человеческая гуманность по отношению к Алексею Алексеевичу - нам необходимо самим понять, что мы приобрели когда-то, что потеряли, и почему все вот так как есть.

Для начала рассмотрим вопрос: Почему в головах наших европействующих интеллигентов засел Новгород? Причем именно в противовес Москве?

Дело в том, что Новгород принципиально отличался от Москвы тем, что в нём отсутствовала такая раздражающая российского интеллигента вещь, как Царь. Не просто там какой-то царь. А Царь. С Большой Буквы. Русский Царь.

Одновременно с этим считается, что в Новгороде было то, чего не было в Москве - вече и боярская республика.

На самом деле вече как нерегулярное народное собрание случалось и на Москве. Отличие заключалось в том, что московское вече не было инструментом управления государством и городом. Вече для Москвы -- чрезвычайная мера, к которой прибегали только в особых обстоятельствах, когда основные постоянные органы управления не работают. Как, например, в момент карательного похода на Москву Тохтамыша в 1382-м году.

И в Новгороде, и в Москве была своя элита -- бояре. Но в Москве они заседали в боярской думе -- совете при сначала князе Московском, а потом при царе, а в Новгороде они были полновластными хозяевами -- им принадлежали все самые важные должности, земля, деньги. Они имели собственные вооруженные дружины. Они создавали политическую повестку дня и проводили свою политическую волю через вече, которое было отнюдь не референдумом с подсчетом голосов и кабинками для голосования, а соревнованием по перекрикиванию друг друга заранее нанятых олигархами партий крикунов.

Разница в укладах действительно огромная.

В чем причина? Как эта разница образовалась?

Оппоненты наши, не особенно обременяя себя уважительным отношением к опыту московского царства, заявляют о неком духовном повреждении, полученным Москвой в результате ордынского ига. В их магическом мировосприятии Москва заразилась духом восточной деспотии, инфицировалась Ордой и так далее. Народ, короче, испортился и стал не тот. Всё как обычно.

Однако изучение языка, культурной жизни того времени в Москве и в Новгороде -- опровергает идеи о каком-либо принципиальном культурном отличии русского народа Новгорода от русского народа Москвы. Следовательно, дело в адаптации к внешним условиям -- именно в них разница, а не в мифических «мистическом повреждении» и «инфицировании ордынством».

Разница роли князя и в Москве и в Новогороде раскрывает нам суть дела.

В Новогороде князь призывался вече и изгонялся им же. Знаменитый Александр Ярославич Невский был призван Новгородом фактически для решения конкретного вопроса -- устранения угрозы. В дальнейшем историческая судьба Новгорода практически и не знала решительных и крупных военных столкновений. Удобное расположение поблизости от торговых путей, защищенность от Орды Москвою создали прекрасные условия для развития торговли, которую Новгород и вёл, сделавшись настоящей русской биржей, снабжавшей Европу всем, чем была богата русская земля. Герой новгородских сказок -- купец Садко.

Совершенно противоположный образ жизни вела Москва. В истории Московского княжества невозможно найти и пяти лет без крупной военной компании, усобицы, ордынского набега. Подобный образ исторической жизни требует сильного регулярного войска, отличного, постоянно технически совершенствующегося вооружения, постоянных фортификационных работ, создания специальных средств для восстановления разрушаемого войной -- домов, зерновых запасов, выкупа полона -- механизмов взаимопомощи, организации такой взаимопомощи и соответствующей концентрации средств в этих механизмах.

Функцию выкупа полона, кстати, взяла на себя Русская Православная Церковь.

Это принципиально разные точки накопления средств. В Новгороде средства служат делу торговли и концентрируются у торговой олигархии, а в Москве, решающей другие исторические задачи, средства концентрируются в руках в руках РПЦ и "силовиков". Потому, что они там нужнее. Герои Москвы -- воины и священники.

Важность военного вождя в Москве была в разы, на порядки выше нежели в живущем торговлей Новгороде. Поэтому московский князь не приходил и уходил по желанию города и местной олигархии, а был постоянным единоличным органом управления, не наемным менеджером, а "надежей государем" - символом защищенности.

Впрочем, нельзя сказать что поведение Московского и Новгородского боярства сильно различались. Боярство постоянно находилось в состоянии конкуренции друг с другом за власть и золото и в этой борьбе постоянно находилось в поисках дополнительного ресурса. Одна фракция опиралась на сильную княжескую волю, вторая на княжескую волю соседнего князя, в третьи водили дружбу с ордынцами. Кто-то с Литвой. В Москве над этой ареной столкновения интересов был арбитр -- князь, исключительная важность которого давала ему возможность контролировать этот процесс и пресекать попытки бояр решать личные вопросы в ущерб государству.

В Новгороде не было никого. Поэтому новгородское боярство делилось на партию промосковскую и партию пролитовскую. Проновгородской партии не было и не могло быть -- потому что в этой системе она была попросту не предусмотрена. Новгородский охлос же в основном симпатизировал Москве, поскольку понимал языковое и культурное единство -- раз, страдал от боярских усобиц, на которые не было никакой управы -- два.

Превращение московского князя в царя решало исторический русский вопрос об объединении нации. Присоединяя к единому русскому государству Новгород, Московский царь не проявлял империализм, а восстанавливал единство русского народа, что совершенно соответствовало ожиданиям этого народа. Это утверждение доказывается той болью разделения, которой пропитана древняя русская литература -- "Слово о погибели русской земли", "Слово Даниила Заточника", "Слово о полку" и так далее. Феодальная раздробленность, сопровождавшаяся феодальными усобицами, воспринималась русским национальным сознанием как грех, страшный грех, ставший причиной Ордынского Ига.

Возникновение русского Царя решало вопрос скверны княжеских усобиц, было искупление греха разделённости. Так же как московский князь смирял бояр, так русский царь смирял князей.

Если вы хотите понять и почувствовать как именно, как сильно, с какой страстью ждал русский народ русского царя-объединителя, то вспомните речь, которую вложил в уста своему герою Николай Васильевич Гоголь:

- Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: поднимается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!

Это могучая страсть к преодолению собственной слабости и разделения говорит в нас и сейчас, когда нас снова обвиняют в том, что ждем, де, мы Хозяина, как рабы и хамы упивающиеся своим рабством.

Лгут, разумеется. "Хозяин" - говорили, например, про известно кого тогдашние бояре.

В народе говорили "Вождь".

И по этой разнице и можно сразу же понять, кто холоп на самом деле.

Такова историческая трагедия России: народ -- воин, а бояре -- холопы.

Наша нынешняя историческая задача, кстати - помимо прочего ещё и в том, чтобы преодолеть эту трагедию, создав для нашего народа элиту, достойную его.

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Роман Носиков
Попал под Гузель
О вещах пострашнее обвинений Яхиной в плагиате
15.03.2021
«Армия России — уже в Белоруссии»
О главном страхе оппозиции
19.08.2020
Поп и оскорблённые женщины
О странностях в работе российских СМИ
01.03.2020
Все статьи Роман Носиков
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Глубокий аналитик – скромный, патриотичный и бесстрашный
Новый комментарий от Калужанин
05.12.2022 08:35
Ответ молодому романтику-коммунисту
Новый комментарий от Игорь Бондарев
05.12.2022 07:37
Ревизия государственной тайны
Новый комментарий от Центр судьба Династии
05.12.2022 03:27
Почему с русскими беда?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
05.12.2022 00:52
Только когда мы вместе, мы победим общего врага!
Новый комментарий от Тюменец
04.12.2022 12:29