Продолжается
эпопея с изменением курсов и приоритетов министерства обороны по
причине смены его руководства. В очередной раз военные чиновники
огласили новость, касающуюся спорной темы прошлых лет. На этот раз
объектом обсуждения стали броневики Iveco LMV, получившие в России
название «Рысь».
По
словам главкома сухопутных войск российской армии генерал-полковника В.
Чиркина, российское военное ведомство не намерено продлевать контракт
на покупку этих бронеавтомобилей. Численные последствия такого отказа
выглядят следующим образом: наши войска получат изначально заказанные
1775 машин. Еще 1200 единиц «Рыси», которые немного ранее планировалось
дополнительно купить, так и останутся в планах. Таким образом, сборка
броневиков на воронежском заводе продолжится в течение некоторого
времени, но только в соответствии с изначальными договоренностями. Такое
решение Минобороны, как отметил Чиркин, в первую очередь обусловлено
техническими характеристиками «Рысей»/LMV. По его словам, ранее
планировалось оснастить такими машинами все или почти все легкие
соединения, но в ходе эксплуатации выяснился ряд недостатков
эксплуатационного характера, которые делают «Рысь» менее пригодной для
использования в войсках по сравнению с отечественными автомобилями
«Тигр», «Волк», «Медведь» и т.д.
Главком
сухопутных войск особо отметил, что «Рысь» также имеет сомнительные
перспективы в плане оснащения различным целевым оборудованием. К
примеру, по словам генерал-полковника, в настоящее время разрабатывается
некий броневик, который превзойдет «Рысь» по полезной нагрузке.
Итальянский автомобиль может перевозить до четырех бойцов-пассажиров и
боевой модуль весом не более 150 килограмм, что, по мнению военных,
плохо влияет на его дальнейшие перспективы. В итоге командование не
видит смысла в дополнительных закупках иностранной техники, тем более
что отечественные производители вполне способны представить
конкурентоспособные машины. Тем не менее, заказанные 1775 машин все же
пойдут в войска, где будут использоваться до выработки ресурса и
постепенно заменяться аналогичной техникой отечественного производства.
Вместе
с отказом от продолжения уже начатых закупок генерал-полковник Чиркин
рассказал о планах по поводу другой импортной техники. В прошлом году в
Россию приехали итальянские бронемашины Centauro и Freccia. Пока еще
продолжаются их испытания на российских полигонах, но уже сейчас
командование вооруженных сил не собирается подписывать контракты на
крупномасштабные поставки такой техники. По словам Чиркина, итальянские
бронемашины, несомненно, имеют определенные плюсы, но и не лишены
минусов. Кроме того, итальянские производители слишком разрекламировали
свою продукцию и из-за этого фактические данные, полученные во время
испытаний, не всегда сходятся с заявленными. Поэтому поставки «Чентауро»
или «Фреччии» ограничатся лишь единичными экземплярами, которые уже
получены и тщательно изучаются.
Такие новости о закупках
зарубежной техники выглядят в некоторой мере ожидаемыми, но не совсем
однозначными. Кроме того, из оглашенных главкомом сухопутных войск можно
сделать некоторые интересные выводы. Но обо всем по порядку.
Неоднозначно в данной ситуации выглядит отказ от «Рысей»/LMV. Дело в
том, что когда эти броневики только-только рассматривались в качестве
перспективного транспортного средства для российской армии, одним из
главных доводов в их пользу был уровень защиты. Корпус итальянского
броневика обеспечивает защиту по шестому классу ГОСТ Р 50963-96 и
выдерживает попадание 7,62-мм винтовочных пуль. Агрегаты днища, в свою
очередь, ценой собственной работоспособности спасают экипаж от заряда
тротила массой до шести килограмм, что соответствует второму уровню
защиты по стандарту STANAG 4569. На момент начала эпопеи с Iveco LMV,
когда этот автомобиль еще не стал «Рысью», отечественные бронеавтомобили
не могли похвастать подобными показателями. В итоге уровень защиты стал
одним из главнейших доводов в пользу закупки импортной техники.
«Волк»
Скорпион-ЛТА
Однако
всего через год после начала сборки военные решили отказаться от новых
броневиков. Похоже, дело не только в грузоподъемности. Чиркин упомянул
желание министерства обороны ориентироваться на отечественного
производителя. История с «Рысью»/LMV подстегнула российских
разработчиков и сравнительно быстро появились два проекта броневиков, не
уступающих по защите итальянскому. Это «Волк» и «Скорпион-ЛТА».
Бронированные корпуса обоих броневиков защищают экипаж от пуль в
соответствии с классом 6А отечественного стандарта и от мин по второму
уровню натовской классификации. Кроме того, существует проект «Тигр-6А» с
похожим уровнем защиты, однако, несмотря на некоторые заявления, такой
броневик пока не испытывался и есть все основания предполагать, что он
пока находится лишь на стадии проектирования. Имеются сведения о
возможном начале закупок бронеавтомобиля «Скорпион-ЛТА» уже в этом году.
В прошлом он успешно прошел государственные испытания и принятие на
вооружение, по-видимому, остается лишь делом времени. Этой весной
начнутся испытания «Волка». Так что есть все основания предполагать, что
военные намерены отказаться от «Рыси» по причине скорого начала
производства собственной техники аналогичного класса. Сами же
итальяно-российские броневики в таком случае окажутся временной мерой в
ходе переоснащения войск.
Что касается бронированных
машин Centauro и Freccia, то история с ними закончилась более чем
ожидаемо. Несмотря на массу высказываний и мнений на тему грядущего
продолжения закупок итальянских колесных танков и БМП, министерство
обороны решило ограничиться всего парой машин для проведения испытаний.
Этот отказ обусловлен одним простым фактом. Никто не спорит, что у нашей
стране не было и нет боевой машины, которую можно отнести к классу
колесных танков. Однако их нет не из-за отсталости оборонки или чего-то
подобного, а по причине отсутствия необходимости в такой технике. В
обсуждениях возможной массовой закупки итальянской машины «Чентауро»
многократно разбирались особенности конструкции, характеристики и т.п. В
итоге почти все такие обсуждения заканчивались признанием странности и
сомнительности самой концепции колесного танка. Такая боевая машина,
имея серьезное тяжелое вооружение, попросту не может нести
соответствующее бронирование. Как следствие, живучесть колесного танка
на поле боя вызывает большие сомнения.
Centauro
Freccia
Отказ
от «Фреччии», по-видимому, имеет под собой иные причины. При
внимательном изучении заявленных характеристик этой колесной боевой
машины пехоты можно заметить, что они не слишком отличаются от
параметров последних отечественных бронетранспортеров. По одним
характеристикам, например по максимальной скорости или наличию кормовой
двери десанта, выигрывает итальянская БМП, по другим (максимально
возможный калибр оружия, возможность плавания и т.п.) - российские
бронетранспортеры, например, БТР-82А. Таким образом, складывается
ситуация, при которой закупка новой техники за рубежом или производство
собственных машин выходят почти равнозначными в плане затрат денег и
времени. Ну а с учетом разработки собственной колесной бронеплатформы
покупка сравнительно большого количества импортных машин и вовсе
выглядит бессмысленной: пока итальянские Freccia поступят в наши войска в
нужном количестве, отечественные предприятия успеют развернуть
производство собственной продукции.
В общем, при должном желании
можно найти обоснование новым планам министерства обороны и при этом не
скатиться на уровень объяснения всего подковерными интригами, связанными
со сменой руководства. Поэтому вполне возможно, что сегодняшние
заявления главкома сухопутных войск относительно «Рыси»/LMV на самом
деле планировались еще несколько лет назад в ходе проработки плана по
оснащению вооруженных сил новыми бронеавтомобилями. В результате армия
получила некоторое количество новых броневиков мирового уровня, а
рабочие воронежского завода обзавелись опытом в их сборке. Все это,
несомненно, не пойдет во вред промышленности и армии.
Также с
закупкой Iveco LMV и более крупных колесных машин связан еще один
примечательный факт. Судя по имеющимся данным, российские военные сумели
провести элегантную комбинацию, результатом которой стал целый ряд
положительных последствий. Во-первых, при помощи закупок LMV удалось
частично закрыть потребности нашей армии в технике такого класса.
1700-1800 машин явно недостаточно для полного переоснащения армии и
создания резерва, но это гораздо лучше, чем ничего. Во-вторых, вместе со
всеми итальянскими машинами, очевидно, была передана определенная
документация. Ее анализ способен ощутимо помочь в понимании некоторых
вещей, связанных с особенностями современной колесной бронетехники
зарубежного производства. В-третьих, все три купленные итальянские
бронемашины были испытаны в наших условиях, что позволяет сделать выводы
о пригодности того или иного технического решения. Наконец, контракт на
«Рыси»/LMV послужил своеобразным намеком для отечественных предприятий.
Военные таким образом завуалировано сказали им, что нуждаются в хорошо
защищенных броневиках. Промышленность поняла этот намек и вскоре сделала
несколько проектов, которые уже могут конкурировать с иностранными.