Госдуму поступил законопроект о создании специализированных финансовых организаций. Согласно имеющейся информации, в указанном документе правительство предлагает создать специализированное финансовое учреждение в форме акционерного общества, которому будут переданы функции по управлению средствами Резервного Фонда, Фонда национального благосостояния, а также государственным долгом.
Насколько можно судить, речь идёт по сути дела о выведении части международных резервов России, принадлежащих Минфину и Правительству, из-под контроля органов исполнительной власти в пользу частной коммерческой структуры. Судя по всему, экономический блок правительства, оккупированный "гайдаровцами" и младореформаторами, планирует расширить программу приватизации бюджетной сферы и вслед за монетизацией льгот, приватизацией ЖКХ, погромом единой энергосистемы и внесением поправок в ФЗ-83, ознаменовавших легитимизацию роста платности социальных услуг, намерен отдать в частные руки управление стратегической областью государственных финансов - золотовалютными резервами и госдолгом.
Цена вопроса
Прежде всего, нужно чётко понимать, о каком порядке цифр идёт речь и какого масштаба активы будут выведены из-под контроля государства. Согласно официальным оценкам Банка России, размер средств Резервного Фонда за период с 1 января 2012 г. по 1 января 2013 г. подскочил в 2,32 раза и достиг отметки в 1,885 трлн рублей. Объем средств в Фонде национального благосостояния по состоянию на начало 2013 г. составляет порядка 2,690 трлн рублей. В совокупности в российской нефтегазовой "кубышке", в угоду которой Минфин ежегодно изымает из отечественной экономики свыше 3-5% ВВП (в лучшие годы 7-10% ВВП) и поддерживает хроническое недофинансирование экономики, ЖКХ, образования и здравоохранения, по состоянию на начало 2013 г. без дела лежит свыше 4,575 трлн рублей. Это эквивалентно 152,5 млрд долларов или 35% федерального бюджета России в 2012 г.
Всего же, согласно оценкам самого Банка России, по состоянию на 1 декабря 2013 г. совокупный размер неиспользуемого остатка средств Минфина на счетах в Центральном Банке России и в коммерческих банках составляет 8,823 трлн рублей. Из которых 7,436 трлн рублей приходится на средства, размещённые на счетах в Банке России, а 1,387 трлн рублей - на остаток средств в коммерческих банках.
Только за период с начала 2012 г. объём лежащих без дела средств Минфина, полученных в результате изъятия денег из экономики под антинаучные рассуждения о борьбе с инфляцией (инфляция в России носит немонетарный характер и обусловлена скачкообразным ростом цен на услуги ЖКХ, ГСМ, транспорт, продовольствие, а также высокими коррупционными поборами, монополизмом и дорогими кредитами), подскочил на 34,7% (с 6,547 трлн рублей). Тогда как ещё в начале 2011 г. размер временно свободных средств федеральных органов власти достигал 4,832 трлн рублей.
Другими словами, российские чиновники, судя по их заявлениям, готовы выделить практически 73,5% федерального бюджета России из под контроля государства (если с огромной натяжкой считать Банк России органом государственной власти) и отдать под контроль частного ОАО. Эта сумма эквивалентна практически 13,5% ВВП России - именно о таком порядке цифр может идти речь в случае, если все свободные средства Минфина будут переданы под контроль коммерческой структуры, которая получит право распоряжаться ими по своему усмотрению.
Что касается размера государственного долга, то по состоянию на начало 2013г. внутренний долг федерального правительства достигал 3,995 трлн рублей (133,2 млрд долларов), тогда как внешняя задолженность правительства перед иностранными кредиторами составляет порядка 40,9 млрд долларов. Итого совокупная долговая задолженность федерального правительства перед кредиторами достигает 174,1 млрд долларов.
Однако если учесть внешнюю задолженность российских компаний и банков, в которых государство владеет контрольным пакетом акций и, по сути дела, является основным акционером и гарантом возвратности выданных ресурсов, суммарная задолженность окажется многократно больше. По оценкам самого Банка России, по состоянию на первое января 2012 г. совокупная внешняя долговая нагрузка государственного сектора в расширенном определении (с учётом обязательств госкомпаний, госбанков, государственных гарантий и поручительств и т.д.) превышала 220,4 млрд долларов.
К сожалению, более свежих данных по детализированной разбивке внешних заимствований российских резидентов в настоящий момент не имеется. Однако, учитывая, что в целом размер внешнего долга России за период с 1 января 2012 г. по 1 января 2013 г. увеличился на 15,4% (с 540,5 до 623,9 млрд долларов), то логично предположить, что объём задолженности государства, а также государственных компаний и госбанков по состоянию на начало 2013 г. варьируется в диапазоне 250-255 млрд долларов.
Таким образом, получается, что по самым скромным оценкам чиновники Минфина, Банка России и некоторые особенно больные на голову либерализмом вице-премьеры намерены передать в руки частного акционерного общества порядка 326,6 млрд долларов (средства Резервного фонда, ФНБ и совокупный государственный долг России в узком определении).
Если к этой цифре прибавить внешнюю задолженность государственных банков и госкомпаний, то объём средств под управлением Росфинагентства увеличится на 210 млрд долларов (или на 64,4%) - до 536,6 млрд долларов. Если же в эту сумму включить прочие временно свободные средства федеральных органов власти, которые без дела лежат на счетах Минфина в Банке России и коммерческих банках, то размер активов, управлением над которыми получит частное акционерное общество, увеличится ещё на 143,3 млрд долл. и превысит 679,9 млрд долларов.
Для сравнения, эта сумма (20,4 трлн рублей) практически в 1,7 раза превышает совокупный размер федерального бюджета России в 2012 г. и эквивалентна 30% ВВП России.
Да, замминистра финансов Сергей Сторчак, известный широко публике благодаря тому, что, насколько можно судить, стал "разменной картой" в противостоянии "силовиков" и "либералов" и по этой причине провел в СИЗО "Лефортово" 11 месяцев, уже успел заявить, что на начальном этапе новое финансовое суперведомство получит в распоряжение 10% средств Фонда национального благосостояния. По его мнению, ни о какой полной передаче накопленных в резервных внебюджетных фондах средств не может быть и речи - якобы они и так вложены в наиболее высоколиквидные активы и управляются Банком России.
Однако, во-первых, в случае "политической целесообразности" мнение Сторчака никто и не спросит - он даже не министр и не вице-премьер. Во-вторых, репутация самого Сторчака, который успел сесть в СИЗО по обвинениям в махинациях при списании долгов иностранных государств перед Россией и, списав свыше 85 млрд долларов долгов третьих стран перед РФ, умудрился втянуть Россию в долговую кабалу (внутренний госдолг расширился до 4 трлн рублей), не вызывает никакого излишнего доверия. В-третьих, как показал опыт с госкорпорациями и прочими "институтами развития", ничто не помешает доморощенным либералам, делающим бизнес на коммерциализации бюджетной сферы и распродаже госимущества, после окончательного наполнения ресурсной базы за счёт средств налогоплательщиков затем провести приватизацию вновь образованного акционерного общества. В-четвёртых, даже если Сторчак окажется прав, то совершенно ничто не помешает другим чиновникам уже в скором времени пересмотреть планы инициаторов и внести существенные изменения в закон о Росфинагентстве.
Приватизация государственных финансов
Да, безусловно, практически наверняка будет составлена инвестиционная декларация, в которой будет содержаться описание функций, целей и задач Росфинагентства, а также обозначен список активов (ценных бумаг, депозитов, драгоценных металлов и камней и т.д.), в которые будет разрешено вкладывать международные резервы России. Однако дело не в этом - ещё никого в России (включая сам Банк России и Минфин) не останавливали прописанные в законах и нормативных актах положения.
Парадокс заключается в том, что совершенно невозможно с точки зрения здравого смысла оправдать необходимость создания не просто отдельно взятого ведомства, которое получить право распоряжаться золотовалютным запасом страны, но акционерного общества.
Совершенно невразумительными выглядят попытки чиновников списать свои действия на мировой опыт и объяснить их попытками пойти по пути Норвегии, где управлением государственными резервами занимается специальное ведомство - Государственный пенсионный фонд Норвегии. Который в свою очередь делится на Глобальный фонд (Государственный нефтяной фонд) и Фонд Норвегия (Государственный страховой фонд). Под управлением которых по состоянию на 2012 г. находилось свыше 570 млрд долларов. Аналогичные фонды есть в ОАЭ (ADIA - 650 млрд долларов), Саудовской Аравии (SAMA - 470 млрд), Китае (SAFE - 400 млрд, CIC - 350 млрд, HKMA - 310 млрд), Сингапуре (GIC - 260 млрд) и т.д.
Однако практически ни в одной стране мира управлением ЗВР, и тем более государственным долгом, не занимается частная коммерческая организация в форме акционерного общества, пускай и принадлежащая государству и контролируемая Минфином! Обусловлено это тем, что международные резервы, так же как и государственный долг, относятся к стратегической области государственных финансов и напрямую связаны с обеспечением финансово-экономического суверенитета страны.
Отдавать эту сферу финансовых отношений в руки акционерного общества, которое является государственным только на бумаге и лишь до поры до времени, является принятием недопустимых рисков и проявлением преступной халатности.
Коррупционные мотивы создания Росфинагентства
Весьма вероятно, российские чиновники преследуют сразу несколько целей. С одной стороны, становится понятно, почему на протяжении 11 лет Минфин и Банк России столь усердно изымали из экономики триллионы рублей и вывозили за рубеж, финансируя модернизацию и научно-технический прогресс у стратегических конкурентов России: США, ЕС, Японии, Великобритании и т.д. Тем самым чиновники создавали за счёт кармана россиян финансовый актив, которым и намерены управлять после создания Росфинагентства.
В этом же ключе объясняется безудержный рост долговых заимствований государства на протяжении последних лет при отсутствии всякой необходимости в подобного рода деятельности. Несмотря на то, что на протяжении последних лет федеральный бюджет сводится либо с профицитом (1,4% по итогам января-ноября 2012 г. и 0% по итогам года), либо с незначительным дефицитом, а размер неиспользуемых средств Минфина разбух с 4-4,5 трлн рублей в 2009 г. до 8,8 трлн по итогам 2012 г., Минфин умудрился увеличить внутренний долг правительства с 1,423 в феврале 2009 г. до 3,977 трлн рублей по состоянию на декабрь 2012 г.
Судя по всему, имело место изначальное желание не только отчитаться перед "старшим братом" в Вашингтоне и получить свой откат за кредитование бюджетных дефицитов.
Складывается впечатление, что чиновники изначально нацеливались на приватизацию системы государственных финансов и, прежде всего, её наиболее лакомой после бюджетных ресурсов части - международных резервов и внешнего долга. Очень похоже на то, что на протяжении последних лет чиновники просто-напросто осознанно создавали финансовую базу, загоняя в ЗВР всё больше средств из бюджета, для того чтобы затем самим получить возможность поправлять ими по своему усмотрению.
Совершенно очевидно, что созданием частного акционерного общества дело не ограничится и на примере создаваемого Росфинагентства будет опробован опыт РАО ЕЭС и многочисленных госкорпораций. Которым также изначально выдавались бюджетные средства из кармана налогоплательщиков, а потом под бурные разговоры о необходимости модернизации, либерализации и создания конкурентной среды они переквалифицировались в акционерные общества и уходили в частные руки. Да, безусловно, изначально создаваемая правительством управляющая компания на первых порах будет принадлежать государству. Однако ничто не мешает ей завтра с лёгкостью сменить своего владельца и перейти в руки частного капитала.
По крайней мере, иного объяснения вдруг нечаянно возникшей необходимости передачи международных резервов и государственного долга в руки частной компании и не получается найти. Форма АО не имеет совершенно никаких преимуществ с точки зрения обеспечения возможности управления ЗВР и госдолгом перед федеральными органами власти и теми же самыми ГУПами кроме того, что существенно упрощает процедуру банкротства учреждения и осуществления смены владельца компании и тех активов, которые ей принадлежат.
Именно в этом и состоит основное преимущество акционерного общества - оставаясь де-юре под формальным контролем государства, оно де-факто выступает в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта, судебные преследования и арест имущества которого становятся весьма простой процедурой. Это автоматически понижает статус и правовой иммунитет учреждения как инвестора - одно дело, когда речь идёт о Банке России, пускай и зависимом от глобального бизнеса и ставшего филиалом ФРС США. Другое дело, когда речь идёт о частной коммерческой структуре, формально принадлежащей государству.
Попытка правительства, а точнее сказать, Минфина и Банка России, которые уже давно, судя по их действиям, превратились в инструмент внешнего управления отечественной экономикой и ступор модернизации, вывести государственный долг, а также средства "нефтегазовых кубышек" из-под контроля федеральных властей иначе как диверсией против финансово-экономического суверенитета и не назовешь. Это напоминает желание создать узаконенную систему коммерциализации бюджетных ресурсов и выслужиться перед глобальным бизнесом.
Во главе стратегической области государственных финансов - нерезидент, гражданин страны-члена НАТО и проводник интересов европейской финансовой олигархии
Одновременно с появлением информации о скором создании Росфинагентсва в ряд крупных электронных и печатных СМИ (в том числе в принадлежащие государству информационные агентства) просочилась информация о том, что на пост руководителя создаваемого финансового суперведомства, ответственного сразу за несколько стратегически значимых направлений государственных финансов, планируется пригласить скандально известного экс-главу Дрезден банка Йозефа Аккермана. И этот факт вызывает гораздо больше вопросов и недоумения, чем даже само по себе создание очередной никому не нужной государственной структуры, в функционирование которой изначально заложен конфликт интересов.
Во-первых, если общая информация о составе валютных резервов и динамике государственного долга, по большому счёту, находится в открытом доступе и не является объектом государственной тайны, то даже более или менее подробная информация относительно валютной, страновой и временной структуре резервов, а также тех инструментах, в которых размещаются эти самые резервы, уже относится к объекту государственной тайны.
Это не говоря о вопросах управления валютными резервами страны - формирование структуры международных резервов России, выбор валют и инструментов для размещения временно свободных средств Минфина и Правительства России, принятие решений о внесении изменений в существующую структуру ЗВР, сопровождаемое приобретением и продажей тех или иных финансовых активов, безусловно, относится к стратегически значимой области государственных финансов, сопряжено с обеспечением национальной безопасности страны и должно охраняться государственной тайной.
Это становится очевидно, если отдавать себе отчёт в том, что принятие решений относительно внесения изменений в структуру валютных резервов неизбежным образом сопровождается продажей одних финансовых инструментов и приобретением других инструментов. Другими словами, внося изменения в валютную структуру ЗВР, правительство решает, какой стране, на каких условиях и по какой причине оно готово предоставить кредит и оказать финансовую поддержку (в случае, если речь идёт о приобретении государственных облигаций), а какой стране и чьей финансовой системе оно готово отказать в этой помощи. А это уже выходит за рамки национальной финансовой системы и достигает качественно более высокого уровня геоэкономики и геополитики.
Назначение нерезидента России и гражданина Германии, всю жизнь проработавшего в европейской финансовой системе в интересах крупного финансового капитала Старого Света, на управление всеми валютными резервами Банка России и Минфина, а также государственным долгом России, будет означать полную сдачу финансово-экономического, а значит и политического суверенитета.
Принимая во внимание, что Россия обладает крупнейшими после Китая (3,35 трлн долл.), Японии (1,3 трлн) и США (545 млрд) в мире золотовалютными резервами (свыше 530 млрд долларов по состоянию на конец 2012 г.), то становится очевидно, что многие представители международного финансового капитала и политические элиты экономически развитых стран (прежде всего США и ЕС) готовы сделать многое для того, чтобы получить возможность повлиять на процесс принятия решений относительно управления российскими ЗВР.
Добавим, что буквально на днях произошло очередное знаковое событие, которое нагляднее любой критики в адрес действующих экономических властей говорит об откровенно провальном характере проводимой в стране финансово-экономической политики и тех бенефициарах, в чьих интересах на протяжении последних 20 лет функционирует система государственной власти. Речь идёт о заявлениях Дмитрия Медведева на Гайдаровском форуме. Именно там Медведев провозгласил курс на продолжение "гайдаровской политики", что красноречиво подтверждает внесение законопроекта о Росфинагентстве.