Вопрос о наличии Агиасмы (святой воды) и других таинств у тех христианских конфессий, которые не признаются частью Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви (в данном случае, подразумевается Православная Церковь, как идеальная точка отсчета для данного запроса), решён давно, но в современном богословии он опять является сложным и дискуссионным ввиду повсеместно нахлынувшей либерализации. Он затрагивает фундаментальные понятия о благодати, спасении, границах Церкви и действии Святого Духа.
Для нас правильным является только строгий экклезиологический подход (Православная перспектива):
С точки зрения строгого православного богословия, Церковь – это Тело Христово, и вне её нет спасения. Все таинства, включая освящение воды (Агиасма), совершаются Духом Святым, который действует так только в Православной Церкви через правильно рукоположенных священнослужителей, имеющих православное апостольское преемство (рукоположение в цепи от святых апостолов, без перерыва).
И так... Если Агиасма за Церковной оградой? Такой как в православии нет! А что у них есть? У них есть просто какая-то вода, в которую они верят, как в мы верим в Агиасму и они тоже называют её Агиасмой, однако же суть этой просто воды у них зависит только от Бога (от Его суверенного милосердия и от Его икономии), а то сколько там этой сути нам неизвестно, да и не надо нам об этом сильно знать, потому что мы знаем, что он Судья и суд у Него и не наше дело о Его суде судить. Но формально у них просто вода. Духовное основание для Агиасмы – это благодать Святого Духа, действующая в Церкви. Если конфессия находится вне Церкви, то, по этому подходу, она лишена этого основания. Любое «освящение» воды вне Церкви может рассматриваться как благочестивая практика, но не как истинная Агиасма, несущая в себе благодать, даруемую Церковью. Для нас это не Агиасма!
Вывод:
С точки зрения строгого православного богословия, истинная Агиасма, как таинство, дарующее благодать, может быть только в Православной Церкви. У других групп её нет.
С точки зрения икономии и милосердия Божия, возможно, что Бог может действовать и за пределами видимых границ Церкви, тайно и явно даруя благодать тем, кто искренне ищет Его.
Протоиерей Вячеслав Пушкарев г. Иркутск

