Владимир Махнач однажды в своей лекции сказал: «Одно из негативнейших идеологических явлений нашего времени, есть настойчивая пропагандистская кампания, доказывающая, убеждающая нас с вами, что политика есть грязное дело. Некоторые так поступают просто по инерции. Нас убеждают, что «политика есть грязное дело», для того чтобы мы, полагая себя людьми порядочными, не прикасались к этой «грязи» и отдали им занятие политикой, то есть отдали им наши с вами судьбы».
Не стоит думать, что данная мысль Махнача прямо указывает на то, чтобы каждый вступал в какую-либо партию и начинал заниматься политикой, пытаясь в дальнейшем попасть во власть и управлять жизнью страны. Речь, как вы сами понимаете, не об этом. Мы и так, худо-бедно, но участвуем в выборах разного уровня, полагая, что делаем свой вклад в политику. Однако, это наше хождение на избирательные участки, вовсе не отражает сути необходимого и полноценного участия в политической жизни страны.
Приведённое высказывание историка лишь показывает нам, что политичность есть нормальное состояние человека. Другое дело, как мы это понимаем и куда направлены наши устремления, наша воля, и каким идеалам мы служим. Если политика делается грязными руками и с грязной целью, она действительно будет грязной. Но, если учесть, что общественный организм, как целостность, все же, по большей части состоит из людей с чистыми руками и чистой совестью, то ситуацию все же можно исправить. Достаточно будет найти верное направление своим мыслям.
Не стану судить о мыслях своих соотечественниках, которые наверняка задумываются о присущей нашему государству, в данном историческом моменте, политике, а попробую разобраться в своих собственных размышлениях на тему того пути, который прокладывается в будущее сегодняшней государственной властью. Многие могут не согласиться, но по моим представлениям, это путь в пустоту.
Сразу замечу, что речь в данном случае не идёт о той военной операции, которую проводят наши вооруженные силы во главе с Верховным главнокомандующим. Правильность и необходимость поставленных властью задач о денацификации и демилитаризации Украинского государства не подлежит сомнению. Но войны, рано или поздно заканчиваются. И, конечно, каждого из нас волнует вопрос о том, что же будет после выполнения задач СВО и одержанной победы. Неужели всё то, что мы наблюдаем в относительно безопасном тылу, где общество существует как бы в параллельном (особенно в молодежной среде) от реальности мире, продолжится попрание духовно-нравственных ценностей, без которых не может существовать ни одна государственность. Ведь будущее нашей страны будут строить те, кого мы растим и воспитываем сейчас.
Решать нужно именно этот вопрос, поскольку политика должна быть направлена не только на развитие экономики и улучшение материального благополучия граждан, она имеет непосредственное отношение к формированию в государстве культуры и этики, оказывая самое непосредственное влияние на нравственное состояние человека наряду с Церковью.
Это непреложный факт истории. Подтверждением чему служат две основные мысли, высказанные нашим Президентом в отношении будущего России.
Во-первых, это мысль об исторической неразрывности и преемственности истории, а также национальной памяти, что, по словам В.В. Путина, является основой для нашего движения вперед.
Во-вторых, Путин очень понятно сказал о традиционных ценностях, как несомненной опоре для будущего страны.
«Традиционные ценности – это нравственные ориентиры, которые закладывались нашими предками в течение столетий. Они в основе нашей цивилизации и идентичности, служат опорой в жизни человека и семьи, формируют культуру, суверенное мировоззрение, устойчивое к попыткам навязать нам чужую волю» (В.В. Путин).
Вот только между словом Верховного и воплощением его мыслей в жизнь, лежит пропасть из человеческих судеб, каждая из которых содержит в себе огромный духовный мир, со свойственными только этой личности сознанием, ценностями и идеалами. К сожалению, раздробленность и разнонаправленность идеалов современного русского человека, не дают нам никакой возможности вывести политику нашего государства на тот уровень, когда целью политики будет не столько материальное благополучие человека, сколько его духовное-нравственное развитие. Эта задача с особой остротой возникла именно сейчас, когда чувство большой беды наползает на нашу страну, как огромное удушливое облако, перекрывающее нам дыхание жизни.
Но, раз уж Президент России сказал об исторической преемственности, которая должна быть нашей опорой для будущего развития страны, то начать нужно именно с неё, а вернее с того времени, когда стали закладываться основы русской традиции, скрепляющей поколение за поколением наш народ.
Если речь идёт о политической преемственности в нашей истории и государственном строительстве, то здесь существует несколько вариантов, между которыми общим является только то, что каждый из них отрицает друг друга: Россия демократическая полностью отрицает опыт Советского Союза, Советский Союз уничтожил опыт Российской империи, хотя впитал в себя и полностью воспользовался всеми экономическими, политическими, и особенно, научными и культурными успехами, которые дала нашей стране Россия Православная.
Взять хотя бы небольшой этнографический пример. Сейчас идут бои на Украине за русскую землю и русский народ, который веками жил на землях этого нового искусственного государства. Освобождается город за городом, а вот дикторы новостных передач российского телевидения, рассказывая о боях, постоянно путаются в названии этих городов. Сначала был русский город Бахмут, который основан еще при Иване Грозном в 1571 году, но его упорно, с акцентом на то, что это украинское название, объявляют Артёмовском. Сейчас бои идут за Покровск (получивший это название при украинской власти). В царское время – пос. Гришино, который был основан Министерством путей сообщения Российской империи в качестве небольшой железнодорожной станцией Бахмутского уезда Екатеринославской губернии, где в 1881 году появилось паровозное депо. Но и этот город, который является важнейшим транспортным узлом, переходя из рук в руки постоянно менял свое название. Сейчас он Красноармейск – название, которое город получил в начале 60-х прошлого века. Оно, как бы призвано удерживать память о Советском Союзе, поэтому наши СМИ, в сводках боевых действий называют его Красноармейском.
То, что мы хотим помнить свою страну (СССР), в которой выросло несколько поколений русских людей, это очень хорошо. Мы должны быть благодарны этому периоду своей жизни, где получали такие блага, о которых наши дети даже и не подозревают. Но если мы говорим об исторической преемственности, то должны помнить и тот исторический период, когда Россия была мощной империей и стояла в ряду сильнейших государств мира.
Так с чего же начать, чтобы выстроить линию преемственности, если даже с городами не можем разобраться? Было бы правильно начать с самого начала, когда в России был написан первый политический трактат, автором которого стал Киевский митрополит Иларион. Именно его «Слово о законе и благодати» дало начало развитию русской политической мысли и на века заложило ту основу, которая была разрушена революционным Октябрём 17-го. Было упразднено самое главное, что необходимо для жизни – Правда.
«Иларион одним из первых в истории политической и правовой мысли утвердил определённую политико-юридическую традицию, согласно которой «правда» воспринимается и употребляется, как юридический термин, включающий в своё содержание и нравственную мотивацию… В распространении морально-этического идеала христианства Иларион усматривает единственный путь к совершенствованию человечества» (И.А. Исаев, Н.М. Золотухина).
Нужно заметить, что никто и никогда в России, в годы последующих преобразований, не включал в политическую концепцию вопрос об ИСТИНЕ, в результате чего фундамент традиционного государственного устройства треснул и стал размываться. Результат ожидаем: ни одна из новых политических конструкций российского государства не выдерживает испытание временем. Поэтому ценность «Слова», для нас сегодняшних, невозможно переоценить.
Важно отметить, что понятие «традиция» не должно и не может рассматриваться в хронологическом порядке (скорее всего, хронология присуща консерватизму, который пытается всё вернуть назад), поскольку это понятие вневременное и принадлежащее вечности, а вечность категория постоянная, всегда существующая в неизменном виде. Истина, будет истиной всегда, просто в каждое историческое время она может воплощаться по-разному.
В наше время, казалось бы, когда открылись православные храмы и монастыри, Истина, которая есть Христос – Бог наш, должна была открыто явить себя, но что-то пошло не так и мы вновь оказались в мире безумия бушующих страстей.
Участвуем ли мы в политике? – Участвуем, но только в политике постмодерна, где Истину окончательно смешали с грязью, пытаясь убедить русский народ, что истин много и у каждого она своя. Не откажемся от этого заблуждения, будем терять живых людей, места которых займут трансгуманисты, напичканные искусственным интеллектом. Поклоняться придётся именно ИИ, а не Богу живому. Здесь наш выбор и здесь политика будущего. Какой она будет, зависит только от нас самих.
Надежда Ивановна Юдина, главный редактор интернет-портала «Национальный медиа-союз»

