После падения человека и подчинения его злу и смерти, Господь говорит диаволу: «Я положу вражду между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее» (Быт. 3, 15). Так открылась связь Божией Матери со Христом Искупителем в сражении с сатаной и победе над ним. Таков Божественный Совет, уготованный Промыслом от вечности нашего ради спасения. И мы прославляем Божию Матерь в конце Ее жизни как Царицу неба и земли.
Апостол Иоанн Богослов, — тот, кому Господь вверил у Креста Свою Пречистую Матерь, кто, несомненно, был свидетелем Ее Успения, — ничего не говорит в своем Евангелии о последних мгновениях жизни Божией Матери на земле. С какой ясностью и силой говорит он о Крестной смерти Господа на Голгофе! Но хранит молчание о Матери Господа и его духовной Матери, и Матери всех христиан. Духом Святым нам дается прикоснуться к тайне этого молчания, в котором раскрывается одновременно Ее непостижимое смирение и величие. Вся жизнь Ее была сокровенной, сокрытой в Боге, и кончина Ее была подобна кроткому сну. Она оставила мир, исполненная любви к Богу и людям. Завершив течение земной жизни, Она отошла ко Господу. Ее Божественный Сын явился Ей в Своем прославленном теле — таким, каким Она видела Его после Его Воскресения. Своей Божественной властью Бог сохранил в неприкосновенности Ее пречистое тело, не попустил ему подвергнуться ни малейшему изменению. Пресвятая Богородица приняла — как высшее увенчание Божественных даров — свободу от смертного тления. Ей была дарована победа над смертью, которую одержал до этого Ее Божественный Сын. Она приобщилась в полноте Его славе.
Все небесные силы и весь сонм святых во всем своем великолепии встречают Ее. И мы, как чада Ее, хватаемся за край Ее голубой небесной ризы и со страхом и трепетом созерцаем великую тайну.
«Праведники просветятся как солнце», — свидетельствует Господь о жизни будущего века. Что сказать о Божией Матери, о Самом Господе? Неужели и мы когда-то сподобимся видеть их? Каким светом должна измеряться наша земная жизнь, наше покаяние?
Божия Матерь — наша великая Заступница пред Богом. Поистине, жизнь на земле представляется нам «юдолью плачевной». И нет ни у кого недостатка в скорбях, главная из которых — отсутствие неба. Но в то же время Господь дает нам бесчисленные радости, главная из которых — присутствие неба на земле. И нет нам, имеющим надежду славы вечной, дороги унывать. Среди особых причин нашей радости — Божия Матерь, во Успении нас не оставляющая. Она — наша жизнь, наша радость, наша надежда. Ее любовь ощущается в жизни каждого христианина. Взор Божией Матери, как и Ее Божественного Сына, исполнен милосердия и сострадания. Она не перестает помогать всем притекающим под Ее покров.
Все любящие Бога ведут сражение за верность Ему. И мы должны прибегать к помощи тех, кто уже достойно прошел этот путь. Но прежде всего — к заступничеству Пречистой. Она — прибежище грешных, и наша молитва: «Пресвятая Богородице, просвети нас светом Сына Твоего», — дарует нам то, в чем мы больше всего нуждаемся. Мир и спокойствие обретают сердца тех, кто во всех обстоятельствах обращается к Ней с детской простотой и доверчивостью, как к своей Матери. И это обращение должно быть постоянным и каждодневным в течение всей нашей жизни. Пока не откроется нам Ее любовью свет нашего собственного успения.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России