28 мая 2025 года в помещении Общероссийской общественной организации «Союз маркшейдеров России» состоялось заседание Президиума Федерального консультативного совета, сообщает пресс-служба Общероссийского общественного движения «Народный Собор».
На заседании были рассмотрены следующие вопросы повестки дня:
– О ключевой роли гражданского, солидарного общества в развитии России;
– о приеме в члены Федерального консультативного совета;
– о председателе Комиссии Федерального консультативного совета «Безопасность»;
– о создании Комиссии Федерального консультативного совета по вопросам славянской письменности, культуры и международного культурно-гуманитарного сотрудничества;
– о председателе Комиссии Федерального консультативного совета по вопросам по вопросам славянской письменности, культуры и международного культурно-гуманитарного сотрудничества;
– о создании Культурно-делового клуба при Федеральном консультативном совете;
– об уставе Культурно-делового клуба при Федеральном консультативном совете;
– о председателе Культурно-делового клуба при Федеральном консультативном совете.
С докладом по теме: «О ключевой роли гражданского, солидарного общества в развитии России» выступил О.Ю.Кассин, Сопредседатель Федерального консультативного совета, Председатель Общероссийского общественного движения «Народный собор», Член Координационного совета Президентского клуба «Доверия».
На заседании выступили:
В.А.Дегтярев, Сопредседатель Федерального консультативного совета;
М.Д. Зингер, Председатель Культурно-делового клуба при Федеральном консультативном совете им. А.С.Грибоедова, сопредседатель ГРП «Здравоохранение», Сопредседатель Группы реализации проектов в области здравоохранения НП ОЦДС БРИКС от Российской национальной части, Сопредседатель Координационного Совета Коалиции здоровья БРИКС. Вице- президент Ассоциации психологии и медицины БРИКС;
С.И.Кулибаба, Заведующий Отделом национальных культур Центра культуры народов России Государственного Российского Дома народного творчества имени В.Д. Поленова;
Ю.В.Московский, Секретарь Попечительского совета Московского педагогического государственного университета, Председатель Комиссии по вопросам миграции Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, директор ИАЦ «Прогноз» и проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство»;
В.М.Петухов, Председатель Комиссии Федерального консультативного совета «Безопасность», Заместителя директора Технико-внедренческого центра Международного общественного фонда «Фонд содействия экономическому развитию им.Н.К.Байбакова;
Л.Ю. Редкий, Председатель Комиссии Федерального консультативного совета по вопросам славянской письменности, культуры и международного культурно-гуманитарного сотрудничества, Президент Фонда славянской письменности и культуры;
В.Л.Севостьянов, Член Президиума Федерального консультативного совета, Председатель Экспертно-аналитического центра Федерального консультативного совета, Зам. председателя Научно-технического совета Научного центра правовой информации Министерства юстиции РФ, Сопредседатель Координационного совета общественного объединения «Общественный центр правозащитной деятельности в науке и технике»;
Г.Г. Силласте, Член Президиума Федерального консультативного совета, Председатель Комиссии Федерального консультативного совета «Социальная демография», Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Научный руководитель Департамента социологии и Научной школы «Гендерная и экономическая социология» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Председатель Исследовательского комитета «Гендерная социология» Российского общества социологов.
Обсудив вопрос «О ключевой роли гражданского, солидарного общества в развитии России» участники заседания Президиума Федерального консультативного совета отмечают следующее:
Основой гражданского общества являются общественные организации.
Одной из главных задач гражданского общества является обеспечение взаимодействия общественных организаций, бизнеса, средств массовой коммуникации, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Становление гражданского общества и его взаимодействие с государством в политической практике современной России считается одной из важнейших задач для достижения новых рубежей в социально-экономическом развитии страны.
Наличие институтов гражданского общества определяет степень демократического состояния общества, а там, где они отсутствуют, существует деспотизм государства, а общество страдает от разобщенности.
Благодаря внутренним источникам саморазвития, независимым от государства, гражданское общество способно конструктивно влиять на деятельность органов государственной власти.
Функционирование гражданского общества в стране зависит от социальной активности граждан и их инициативы. Если в стране граждане активны и проявляют инициативу, а государство поддерживает эту активность, при этом не вмешиваясь в процесс самоорганизации граждан, то можно говорить о развитом, функционирующем гражданском обществе.
«Современной России необходима широкая общественная дискуссия, причем с практическими результатами, когда общественные инициативы становятся частью государственной политики и общество контролирует их исполнение. Считаю, что все законопроекты, ключевые государственные решения, стратегические планы должны проходить гражданское, так называемое «нулевое», чтение с участием НКО, других институтов гражданского общества» (Президент Российской Федерации В.В.Путин).
Гражданское общество помогает решать государству различные задачи, социально-ориентированные некоммерческие организации, а к ним относятся те НКО, которые занимаются решением социальных проблем и развитием гражданского общества, берут на себя часть функций государства.
К сожалению, в нашей стране пока нет системного подхода в осуществлении общественно-государственного партнерства, путем привлечения институтов гражданского общества к выработке государственной политики в социально значимых сферах, с последующим общественным контролем за конкретной практикой реализации выработанных решений.
Русская цивилизация имеет неоценимый исторический опыт ассимиляции различных культур, в результате которой эти культуры не только сохранились, но и получили новый импульс к развитию. Именно русская цивилизация станет одной из основ нового миропорядка, нового Мира-организма, где каждое государство, каждая нация и народность найдут своё достойное место.
Основу Российского государства могут и должны образовывать солидарное общество, гармоничные и созидательные личности.
Гармоничное сочетание вертикали государственной власти и горизонтали народовластия в солидарном обществе обеспечит устойчивость власти в России и её функционирование в интересах народа. Такую власть можно назвать народоцентричной.
Основные принципы формирования власти в солидарном обществе:
– гармония народовластия и государственной власти;
– профессионально-сословное и поземельное представительство;
– многоуровневая выборность всех ветвей власти;
– пропорциональность территориального представительства;
– ответственность и подотчётность перед избирателями;
– открытость, гласность, прозрачность;
– наличие независимых институтов контроля;
– поддержание баланса между возможностями, полномочиями и ответственностью на всех уровнях власти;
– наличие системы постоянного кадрового обновления и их роста.
В этой связи, было бы целесообразным создание Государственной программы по развитию солидарного гражданского общества в России, основой которой мог бы стать Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
В состав данной Программы могли бы войти следующие ключевые положения:
– цели и формы развития гражданского солидарного общества в России и их нормативное закрепление в законодательстве Российской Федерации;
– определение гражданских институтов, их форм взаимодействия и сотрудничества с органами государственной власти в сфере гражданского общества, государственной национальной политики и общественной безопасности;
– развитие духовного потенциала народа, сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, повышение сплоченности российского общества;
– противодействие идеологическому и психологическому воздействию на граждан, насаждению чуждой российскому народу и разрушительной для российского общества деструктивной системы идей и ценностей;
– противодействие искажению исторической правды, разрушению исторической памяти; отрицанию российской самобытности, ослаблению общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа России, созданию условий для межнациональных и межрелигиозных конфликтов; подрыву доверия к институтам государства, дискредитации идеи служения Отечеству, формированию негативного отношения к воинской и государственной службе;
– совершенствование Общественных институтов, связанных с социальной справедливостью, создание для всех членов общества равных возможностей для реализации своих способностей и удовлетворения жизненных потребностей, решение проблемы расслоения общества, снижение уровня разделения общества на богатых и бедных.
Президент России В.В. Путин не раз в своих выступлениях отмечал, что считает важным наличие у общества нашей страны объединяющей национальной идеи – патриотизм, выраженный в служении развитию страны, и являющимся ключевой частью общенациональной культуры.
В целях формирования ориентиров мировоззрения граждан, мировоззренческих подходов общественных организаций и средств массовой информации, Президиум Федерального консультативного советаотмечает важность создания документа идеологического содержания общенационального характера.
Президиум Федерального консультативного советаотмечает важную роль Общественной палаты Российской федерации, которая стала одним из центральных институтов организованного гражданского общества в области общественно-государственного диалога, поддержки некоммерческого сектора и институтов общественного контроля.
В общественной жизни страны, в осуществлении стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, укреплении социальной стабильности общества, укреплении единства многонационального российского народа, патриотического и духовно-нравственного воспитания граждан особую роль играет информационная сфера, средства массовой информации.
Президиум Федерального консультативного советаотмечает важность совершенствования взаимодействия органов государственной власти, средств массовой информации и общественных объединений в информационной сфере, в целях обеспечения качества распространяемой информации, реализации в этой сфере Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г., № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Важным фактором взаимодействия общественных организаций с органами государственной власти, формирования и развитие гражданского правосознания; повышения уровня доверия граждан к деятельности государства, содействия предупреждению и разрешению социальных конфликтов, обеспечения прозрачности и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления является общественный контроль.
В соответствии с Федеральным законом «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21 июля 2014 года №212-ФЗ необходимо дальнейшее повышение действенности общественного контроля, использование всего широкого спектра контрольных инструментов, в т.ч., общественный мониторинг, общественная проверка, общественная экспертиза, общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания и иные формы.
Следует отметить, что деятельность общественных советов, созданных при федеральных органах исполнительной власти, их роль в осуществлении общественного контроля часто носит формальный характер, не способствует повышению ответственности их руководителей по осуществлению возложенных на них полномочий.
Одним из важнейших направлений общественного контроля является общественная экспертиза проектов социально значимых нормативных правовых актов и мониторинг правоприменительной практики в отношении действующего законодательства.
Необходимо повышать роль и значение экспертного сообщества в государственной и общественной деятельности, используя его большой потенциал, как в системе общественного контроля, так и в системе подготовки государственных решений.
Президиум Федерального консультативного советасчитает необходимым осуществить следующее:
– в целях укрепления взаимодействия между общественными организациями, непарламентскими политическими партиями, другими институтами гражданского общества и Президентом Российской Федерации обратиться к Президенту Российской Федерации В.В. Путину с просьбой рассмотреть вопрос о воссоздании Политического консультативного совета при Президенте Российской Федерации;
– обратиться в Администрацию Президента Российской Федерации с просьбой рассмотреть вопрос о подготовке проекта Государственной программы по развитию солидарного гражданского общества в России;
– обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением рассмотреть вопрос о создании Общероссийской газеты общественных организаций;
– организовать проведение заседания Круглого стола на тему: «О системном подходе в осуществлении общественно-государственного партнерства путем привлечения институтов гражданского общества к выработке и осуществлении государственной политики в социально значимых сферах»;
– Комиссии Федерального консультативного совета «Молодежная политика и волонтерство» рассмотреть вопрос об активизации вовлечения молодежи в гражданские инициативы и волонтерские проекты, а также о повышении их роли в развитии солидарного общества;
– поддержать предложение руководства Центра культуры народов России Государственного Российского Дома народного творчества имени В.Д. Поленова об участии членов Федерального консультативного совета в плановых мероприятиях Центра по вопросам укрепления российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей, сохранения преемственности национальных культур народов России в условиях полиэтнического пространства страны.