19 мая 2025 американский консервативный журнал «National Interest» опубликовал статью «От Киркенеса в районе Баренцева моря до Жешува на Юго-востоке Польши по всему континенту необходимо опустить железный занавес». Авторы – близкие к глобалистким структурам и НАТО польские историки, работающие в США – призывают администрацию Трампа опустить железный занавес от Норвегии до Польши. На фоне текущей повестки дня в целом, в том числе прихода к власти в Польше поколения русофобов, они призывают к превращению своей страны в плацдарм американского противостояния с Россией. Планы врагов надо знать, поэтому предлагаем вниманию читателя перевод статьи, выполненный профессиональным переводчиком Олегом Михайловичем Савкиным.
Когда в 1946 году Уинстон Черчилль произнес свою знаменитую речь «Узы мира» в Фултоне, штат Миссури, страны Центральной и Восточной Европы оказались в ловушке советской сферы влияния вопреки их воле. Но сегодня большинство из них являются либо членами НАТО, либо Европейского союза, либо и того, и другого. Между странами Северной Европы, Балтии и Польшей формируется новый альянс; государства, расположенные на восточном фланге альянса, наиболее уязвимы перед российской агрессией, но наиболее решительно настроены вооружаться против этой агрессии.
При поддержке в той или иной форме со стороны Соединенных Штатов эти страны способны выстроить железный занавес, который будет служить окончательным сдерживающим фактором против имперских замыслов Кремля. Сплоченное оборонительное содружество, включающее членов НАТО в Северной, Центральной и Восточной Европе, станет естественным центром консолидации, чтобы противостоять ничем не ограниченному партнерству между Москвой и Китаем в той части земного шара, где это обстоятельство представляет собой угрозу для Соединенных Штатов и их региональных союзников.
Русская трансатлантическая рулетка. Россия, приняв решение о вторжении на Украину, перешла Рубикон. В результате она вернулась к своей традиционной внешней политике, в основе которой лежит использование силы против своих соседей как средства расширения сферы влияния с тем, чтобы ее вновь признали в роли сверхдержавы. В столицах многих европейских государств, особенно тех, которые ближе к России, твердо убеждены, что Москва не остановит свою имперскую вооруженную агрессию против Украины. Поэтому заключение любого соглашения о прекращении огня или перемирии при посредничестве Соединенных Штатов будет для российского президента Владимира Путина не более чем передышкой. Точно так же Ленин относился к Брест-Литовскому мирному договору, подписанному в марте 1918 года, который позволил большевикам перегруппироваться и укрепить свои силы, прежде чем перейти в наступление, чтобы развязать коммунистическую революцию во всем мире силой.
Между тем угрозы для региона будут нарастать. Закалённые в боях русские войска из Украины отправятся обратно в районы, прилегающие к Центральной и Восточной Европе, например в Калининградскую область или Западный и Ленинградский военные округа, где они смогут восстановить свои наступательные оперативные возможности, как общевойсковые, так и комбинированные.
Путин настроен на быстрое заполнение вакуума, который образуется, в случае если Соединенные Штаты согласятся с его ключевым требованием о полном прекращении военного присутствия США в Центральной и Восточной Европе. Подобное радикальное решение со стороны администрации Трампа может быть воспринято наиболее дружественными и лояльными европейскими партнерами Америки как нечто сравнимое с беспорядочным выводом войск из Афганистана, предпринятым президентом Джо Байденом. Такое решение лишь укрепит ощущение измены прошлому, которое не дает покоя многим жителям региона, например в Польше, где до сих пор помнят, как она в одиночку защищала себя в 1939 году или как в Ялте были выторгованы ее послевоенный суверенитет и территориальная целостность. Это вовсе не означает, что все эти страны-союзницы откажутся от взаимодействия с Трампом и Соединенными Штатами. Тем не менее, в важнейшей части мира Вашингтон рискует потерять доверие и авторитет на многие поколения среди своих самых верных сторонников и партнёров.
Обретение сферы влияния в Европе не остановит Путина в его затяжной войне против Запада. В своих планах он намерен использовать прекращение огня как средство для того, чтобы вбить поглубже клин в сердце евроатлантического альянса. С его точки зрения, этого можно добиться, когда европейцы начнут воспринимать Трампа как угрозу для себя, а не для Путина, тем самым подтвердив, что более нельзя доверять Соединенным Штатам. Для Трампа целесообразно было бы противостоять опасному стереотипу об «отказе от Европы», ориентируясь на несколько стран, которые повышают планку расходов на оборону и готовят свои армии и население на случай войны.
Северо-балтийская восьмерка + Польша. В администрации Дональда Трампа дали ясно понять, что теперь Европа должна сама нести свою ношу. Принимая во внимание неопределённость перспектив обязательств США в будущем по отношению к Старому Свету, многим в Европе уже приходится это делать. На протяжении многих лет термин «финляндизация» вызывал у финнов неприятие, так как в нем уничижительно подразумевалось, что автономия их ограничена, особенно в области внешней политики, которая диктуется Москвой. Финляндия окончательно рассталась с подобным наследием холодной войны в апреле 2023 года, вступив в НАТО; вскоре за ней последовала соседка Швеция. Вступление этих стран в альянс стало одним из наиболее геополитически значимых последствий полномасштабного вторжения России в пределы Украины.
В результате последнего расширения альянса граница НАТО с Россией выросла более чем на 800 миль. В настоящее время Швеция и Финляндия выступают в роли ключевых партнёров в новой архитектуре безопасности, формирующейся на континенте. В ее основе лежит стратегия сдерживания России, простирающаяся от европейской Арктики до региона Балтийского моря и юго-восточной Польши в рамках регионального консорциума, включающего Северо-балтийскую восьмерку (NB8) и Польшу.
Северобалтийская восьмерка была образована с целью оказания помощи трем прибалтийским странам в переходный период на постсоветском пространстве, но сегодня этот блок уже окончательно десоветизирован и более не является заложником финляндизации и полон решимости сдерживать российскую агрессию, вкладывая свои средства в оборону.
Буквально через несколько дней после того, как Трамп сыграл с ним партию в гольф в Мар-а-Лаго, президент Финляндии объявил, что его страна будет выделять на оборону 3 процента ВВП к 2029 году. В свою очередь, Дания пообещала довести свои расходы на военные нужды до 3 процентов ВВП в 2025 году, что станет самым высоким показателем за последние десятилетия. В Швеции планируется увеличить расходы на оборону до 2,4 процента от ВВП в 2025 году, а в долгосрочной перспективе – до 2,8 процента к 2028 году. В настоящее время обсуждается вопрос о выходе из Оттавской конвенции, которая запрещает применение, накопление, производство и передачу противопехотных мин.
Польша и прибалты в настоящее время уже предпринимают конкретные шаги по выходу из этого договора, а в марте этого года министры обороны четырех стран единогласно рекомендовали выйти из Оттавской конвенции « в целях укрепления обороны уязвимого восточного фланга Альянса». Польша планирует выделять на свои вооруженные силы 5 процентов ВВП в 2026 году, но при этом она вливает миллиарды долларов в американские компании в сфере обороны, что способствует сохранению рабочих мест в Соединенных Штатах.
Кроме того, речь идёт о диверсификации энергоресурсов. Помимо осуществления новых масштабных закупок в сфере обороны, Польша и страны Балтии обратились к своим скандинавским партнёрам, чтобы они заменили Россию как поставщика энергоресурсов. Так, в 2023 году Польша импортировала 6,5 миллиарда кубометров норвежского газа по Балтийскому трубопроводу, который был запущен в эксплуатацию в предыдущем году, что составило около 38 процентов от общего объема импорта газа в том году. В 2022 году Литва прекратила импорт российского газа. Кроме того, она импортирует норвежский сжиженный природный газ через терминал в Клайпеде, который через региональную инфраструктуру экспортирует этот природный газ в Латвию и Эстонию. В условиях санкций против России Норвегия удовлетворяет спрос на газ. В 2024 году она экспортировала в Европу рекордные 117,6 миллиарда кубометров природного газа, что покрывает почти 30 процентов импорта газа на континенте и обеспечивает около 9 процентов общего энергопотребления.
Единомышленников Северобалтийской восьмерки и Польши объединяет решительная приверженность делу поддержки Украины. Совокупный ВВП этих стран (порядка 2,6 триллиона долларов) по состоянию на 2024 год на 1 триллион долларов превышает ВВП России (1,6 триллиона долларов). В семерке ведущих доноров Украины в процентном отношении к ВВП числятся страны Северобалтийской восьмерки (Эстония, Дания, Литва, Латвия, Финляндия, Швеция) и Польша. Но и другие страны тоже не остаются в стороне. Например, норвежская сторона в 2025 году нарастила общий объем помощи Украине до 7,8 миллиарда долларов в рамках Программы Нансена по долгосрочной поддержке. В военной сфере она передала критически важные средства обороны, такие как системы ПВО NASAMS, артиллерийские снаряды и другую технику, чтобы укрепить возможности Украины противостоять натиску России.
Но самое важное это то, что граждане этих стран в целом в большей степени склонны нести финансовые расходы на поддержание мира, так как они в большей степени готовы защищать свои страны от возможной российской агрессии. В недавнем социологическом исследовании, в ходе которого взрослым жителям разных стран мира задавался вопрос, готовы ли они сражаться за свою страну в случае войны, 78 процентов итальянцев и 57 процентов немцев ответили «нет», в то время как в Польше – только 32 процента, а в Швеции – 25 процентов. Хотя 41 процент американцев заявили, что готовы сражаться за свою страну, мощная система сдерживания в Северной и Центральной Европе будет способствовать тому, что им не придется этого делать.
Помогаем Европе прийти на помощь себе (и Америке). Если Вашингтон стремится к прочному миру в Европе, то он должен быть готов оказывать поддержку тем союзникам и партнёрам, которые сами уже помогают себе. Для начала размещение американских войск на постоянной основе в Польше стало бы серьёзным сдерживающим фактором для России. Это укрепит стратегическое положение страны, например, в качестве центра материально-технического обеспечения, который помогал вооружать Украину после 2022 года и может стать таковым в случае нападения России на своих соседей в будущем. Если переброска дополнительных сил США в Европу проблематична, то целесообразно рассмотреть вторичный вариант – перевод американских войск с авиабазы Рамштайн в Польшу. Таким образом, союзникам по НАТО будет подан убедительный сигнал о том, что те, кто вкладывает средства в собственную безопасность, будут вознаграждены усилением американского присутствия.
Более того, совершенно ясно, что цель администрации Трампа заключается в том, чтобы преобразовать НАТО, заставив европейских союзников увеличить свои силы и средства, необходимые для сдерживания России. Тем не менее, резкое сокращение численности американских сил в Европе приведёт к обратному результату. В рамках нового подхода к европейской безопасности Вашингтону следует поддерживать свою и без того зыбкую репутацию среди региональных союзников, опираясь на то, что, согласно «Проекту 2025», они по-прежнему могут рассчитывать на США: это ядерное сдерживание. Сохранение такого «зонтика» позволит странам Северобалтийской восьмерки и Польше упрочить свои собственные возможности по распределению бремени с Соединенными Штатами, которые все еще сохраняют некоторую долю участия в игре, но готовы в любой момент объявить отбой и изменить план игры.
Информация об авторах: Мацей Ольхава – научный сотрудник Фонда Костюшко в Университете Лойолы в Чикаго, где он преподает основы польской и восточноевропейской политики; Павел Маркевич – историк в области Центральной и Восточной Европы XX века. В настоящее время он занимает должность исполнительного директора вашингтонского представительства Польского института международных отношений (PISM) и является советником директора PISM по вопросам американской оперативной деятельности.