В воскресенье, 11 мая, в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве, сообщает Патриархия.ru.
По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В сегодняшнем Евангельском чтении (Ин. 5:1-15) нам повествуется об исцелении человека, который хотел погрузиться в воды Овчей купели. Это был безнадежный больной, никакие врачи не могли ему помочь, и он это прекрасно осознавал. И ведь так случается со многими, в том числе с нашими соотечественниками, людьми, живущими в этом просвещенном веке. Всякое бывает: диагнозы повергают человека в ужас, или душевные терзания лишают нас покоя, или некие внешние обстоятельства – мало ли что происходит с нами в этом неспокойном мире!
Эта мирская жизнь уже святыми отцами и даже Самим Спасителем связывалась с бурным морем. А что такое море во время бури? Море несет в себе опасность и может уничтожить тех, кто не умеет сопротивляться. Если кормчий не умеет водить судно по бурным волнам, то погибнет не только он, но и все, кто плывет вместе с ним. Вот точно так же и с нами: если мы перестаем быть способными сопротивляться всем трудным, опасным, греховным обстоятельствам нашей жизни, то весьма возможно наше духовное потопление в волнах житейского моря.
А духовное потопление нередко сопровождается болезнью, которая ведет к телесной смерти. Это “путь всея земли”: ни самые могущественные политики мира сего, ни самые богатые люди, которые в состоянии купить любые лекарства по любой цене, полететь в любую точку земного шара, чтобы получить исцеление, – никто не способен избежать смерти. Современный человек привык опираться на науку, технику, технологии, что правильно – всё то, чего достигло человечество в процессе своего развития, может служить его благу. Но это благо не должно превращаться в идола. Мы не можем уповать только на достижения науки и техники, только на материальные средства, потому что всё в руках Божиих, и даже самый просвещенный, самый богатый и самый могущественный человек не избежит смерти», – отметил Предстоятель.
«А теперь давайте вдумаемся: но если так, что же дальше? Неужели всё? Некоторые думают: да, всё; смерть – и всё. А зачем тогда жить? Некоторые говорят: нужно жить для того, чтобы жили следующие поколения. А разве следующие поколения непременно будут лучше предыдущих? История этого не доказывает. Ответ может быть только один: жизнь каждого человека имеет ценность в глазах Божиих, и эта ценность не зависит ни от того, какое место человек занимает в политике, ни от того, сколько денег у него в кошельке или на счету. Эта ценность зависит от всего того, что мы сами создаем, от нашего внутреннего мира, от нашей жизни, которая соответствует или не соответствует Божиим замыслам.
Это и есть самая главная ценность, давайте мы все поймем это! Всё остальное второстепенно, на втором, третьем, пятом или десятом месте после самого главного. Забота о внутренней жизни, о своей душе, с которой мы к Богу предстанем, – вот самая главная цель нашего бытия. А для того чтобы эта цель не приводила к некоему эгоизму – “я должен только о себе думать, о жизни вечной, но только о своей”, – Господь связывает нас обязанностью любить других людей, помогать другим людям. Без этой помощи и любви мы никогда не сможем достичь высшей цели человеческого бытия – Царствия Божиего.
И что можно сказать больше и лучше, чтобы определить подлинный смысл человеческой жизни? Мы живем ради жизни вечной. Мы должны прожить так, чтобы в вечности быть с Богом, и это не проявление эгоизма – это исполнение Божией заповеди. Но, живя так, мы непременно должны заботиться о других людях – вот так и смыкается воедино любовь к Богу и любовь к ближним. Это главная жизненная установка. Все остальное второстепенно, потому что касается лишь нашего земного бытия – шестьдесят, семьдесят, аще в силах восемьдесят лет (Пс. 89:10). А то, о чем мы сейчас говорим, касается нашей вечной жизни, а потому приуготовление человека к вечности есть главное, что он должен сделать во время жизни земной. И, опять-таки, это никакой не эгоизм, потому что главное, что мы должны сделать, чтобы обрести жизнь вечную, связано с любовью к Богу и любовью к ближним своим», – подчеркнул Первосвятитель.
«Вот и вся мудрость, и можно никаких философских книг не читать, потому что неизвестно, куда эти книги приводят. По опыту нашей страны, нашего народа знаем, куда в какой-то момент вся человеческая мудрость нас привела – на край гибели. А слова, которые Господь произнес, слова, которые Сам Бог передал людям, имеют вечную, непреходящую ценность, и мы, исполняя Божии слова, Божий закон, Божии заповеди, становимся действительно непобедимыми. Мы становимся счастливыми, и это счастье переходит границы нашей земной жизни и распространяется на вечность. Таков ответ многим, вопрошающим: “А зачем верить в Бога?” Ты хочешь быть счастливым? Верь в Бога! Ты хочешь, чтобы твое счастье было вечным? Верь в Бога! И не просто верь – исполняй его закон.
Всему этому, дорогие мои, мы научаемся в храме Божием. И удивительно, что наш народ, пройдя через самое страшное во всей человеческой истории искушение безбожием, сегодня в большинстве своем сознает непреходящую Божественную истину о том, что смысл жизни, который переходит в вечность, напрямую связан с верой в Бога.
Сегодня народ наш действительно богоносец, в каком-то смысле. Не в том смысле, что все святые и все благополучные в духовном смысле, но в том смысле, что вера православная крепко сохраняется в нашем народе, в условиях современного высокоразвитого с точки зрения науки и техники общества. Не хочется говорить громкие слова, но, может быть, неслучайно Господь избрал нас – народ, претерпевший столько страданий, сколько ни один европейский народ не претерпевал. Может быть, и прошли наши отцы и деды через все эти страдания, чтобы мы с вами хранили веру православную, научали этой вере детей и внуков и свидетельствовали об этой вере всему миру. И да помогает нам Господь именно так пройти свой жизненный путь, устремляясь навстречу невечернему дню Божественного Царства. Аминь», – заключил Патриарх Кирилл.