«Потрясающий пример верности золотой середине»

В Даниловой обители в Данилов день

0
184
Время на чтение 6 минут

Едешь в Данилов на престольный праздник мимо памятника святому князю Даниилу, взываешь: «Княже милостивый и щедрый, кроткий и мужественный, помоги Отечеству и воинству нашему, обители Даниловой, и нашему храму, ну и мне недостойному».

А вот благолепная часовня, посвящённая святому Даниилу у метро «Тульская» - здесь в течение ряда лет я совершаю молебны. Сколько мира и гармонии в облике Преподобного! Его уникальность в том, что в период междоусобного раздрая, предательства и погромов со стороны врагов Руси он сохранил миролюбие и готовность к разумным компромиссам, а там, где было нужно и неизбежно, с оружием в руках отстаивал правду Божию.

Потрясающий пример верности среднему пути, золотой середине во всех своих делах. Как это важно и актуально в наше время! Курс на «золотую середину» в больших и малых делах, в совершении Богослужений, в семейной жизни, в воинском служении и так далее.

Что касается Богослужений – того, что мне наиболее близко — например, такая деталь на предполагавшейся Патриаршей службе. Вот идёт торжественная церемония облачения Предстоятеля – каждая деталь его имеет глубокое символическое значение. Каждому из сослужащих Патриарху клириков иподиаконы вручают очередную деталь облачения, которая износится из алтаря на средину храма, где на кафедре стоит Патриарх. Если не удастся бочком в сторону, тебе вручат поднос – выходи с ним из алтаря, держась золотой середины – и не суетись скороговоркой в движении, но и не ползи еле-еле на ватных ногах. Представ перед Патриархом, испытаешь на себе его пронзительный взгляд, в котором чувствуется знание о тебе, о векторе твоей направленности, о том, чего ты сто́ишь на самом деле, и до чего, к большой досаде, не дотягиваешь.

Если после Причащения удастся подойти под благословение, не упусти уникальный шанс пообщаться с Патриархом, не отделывайся общими фразами на его традиционные вопросы: «Ну, как твои дела?» или «Не зачах ли ты, брат мой?» Заготовь заранее краткую тираду: «Готовимся к великому освящению южного придела, боремся вот уже десять лет за значительную часть церковной земли».

Ну и чуток личного: «Перед Новым годом сломал правую руку – перелом лучевой кости». Потом выдохни с удовлетворением – неформальное общение состоялось. Впоследствии будешь переживать этот особый момент – как Патриарх отреагировал, что сказал. Обязательно поделишься с прихожанами. А если ещё на трапезе тебе предложат сказать слово, не забудь поделиться опытом преодоления «бурчалово», сомнений и недоразумений.

Вот, например, ты написал прошение Патриарху, а ответ, которого уже не ждал, пришёл в последний момент. Или пишешь прошение на совершение очередного молебна по старому обряду, соответственно, у мощей святителя Алексия в Богоявленском кафедральном соборе и у мощей святителя Тихона в Донском, а получаешь резолюцию только на один из них.

Разгадка очень проста – ты писал прошение о молебне святителю Алексию всего лишь за две недели до его памяти – вполне вероятно, твоё прошение среди вала других документов могли не успеть вовремя рассмотреть. То есть причина чисто техническая. Значит, не ропщи – представь себе масштаб Патриаршей деятельности сравнительно с объёмом дел на твоём приходском микроуровне. Умножь на несколько тысяч, и будешь иметь отдаленное представление.

Отец благочинный сказал мне, что есть три варианта для меня: первый – возглавить раннюю Литургию – он отпал, как я понял, по причине моей приверженности к «уставной тяжеловесности», чтобы не затягивать службу.

Второй вариант – исповедь. Лет 25 я уже не исповедовал в Даниловом. Привык, что исповедники — это круг духовных чад, которых знаешь многие годы, а здесь, в Даниловом, придётся исповедовать совершенно незнакомых людей. Обязательно копнёшь, есть ли не исповеданные смертные грехи, каялись ли раньше в блудных грехах (только общими словами, без малейшей детализации)? Венчаны ли? Возможно, что не задумывался человек над этим вопросом, или никак не соберётся, или по причине упорного нежелания второй половины.

Возможно, кого-то придётся не допустить до Причастия. Нет, уж лучше служить с Патриархом, воспользоваться уникальной возможностью молитвенного и личностного общения с ним. Так я размышлял, и вдруг столкнулся с серьёзными препятствиями – обнаружил, что сломанная два с половиной месяца тому назад правая рука недостаточно разворачивается. Возникла проблема: а как тогда принять из рук Патриарха Святое Причастие? Есть опасность, что святыня скатится с ладони, что Патриарх заметит моё неестественно вытянутое расположение рук. Началась интенсивная терапия. Помощники меня ломали-топтали, подвешивали-вытягивали. Сам я выворачивал руку направо и налево. Кое-какие подвижки были, но осталась неуверенность, достаточны ли они? Так в сомнениях прошли дни и приблизилось время Даниловских торжеств.

Буквально накануне получаю сообщение благочинного о том, что он мне не дозвонился, и необходимый анализ ПЦР участники службы уже сдали... Конечно, случайностей не бывает (потом оказалось, что служение Патриарха на сей раз не состоится).

Итак, меня бросили на исповедь – вхожу в полуподвальное помещение храма Рожества Иоанна Крестителя и теряюсь от обилия людей, развожу руками. Сколько раз исповедники ставили в тупик:

- «каюсь в лености»

- «ну, так надо же бороться с леностью»

- «лень, батюшка, бороться».

Или что не спросишь – «во всём грешен» - «и завидовал и осуждал» и т.д.

«А пост нарушал?» - «ну что вы, батюшка, как можно, что я нехристь какой?».

Когда прилив исповедников иссякал, я уединялся в алтаре, где погружался в благодатную атмосферу Святилища Божия.

Должен сказать, что нигде я не встречал более благодарную аудиторию слушателей, как даниловские прихожане. Исповедники оказались тоже на высоте – в них чувствовалась глубокая воцерковлённость.

Большое впечатление произвела вечерняя служба в канун престольного праздника. Я пытался что-то выделить, на чём-то акцентировать – сделать это было весьма нелегко – досточтимый Георгий и его певческий коллектив – это профессионалы высочайшей пробы, это так очевидно.

Большое впечатление произвели звонкие голоса диаконов и канонарха, густой бас большого колокола, пение на Литургии «Да исправится молитва моя», море счастливых лиц прихожан. На душе было тепло, когда кратко пообщался с нашим дорогим солнечным наместником владыкой Алексием, с интеллигентным, очень ответственным и искусным отцом благочинным архимандритом Лукой – моим одноклассником и по семинарии, и по академии.

Вообще вся братия была приветлива и предупредительна. Многие расспрашивали о моём здоровье – ну, какое может быть здоровье, когда за последний год было несколько операций под общим наркозом?

Одно лишь резкое снижение тестостерона чего стоит. Врачи говорили: «надо, мол, для проведения онкологической операции». Практически обнулили энергию.

Говорю им: «Милые, где же вы были раньше в период буйной молодости? И где же теперь простор для аскетического делания? Вы просто механически поступили, как делают с животными, но мы же люди!».

Трапеза в день памяти благоверного князя Даниила с неизменным монашеским рыбным утешением ещё с дореволюционных времен тоже была на высоте. На ней Секретарь Патриарха протопресвитер Владимир Диваков, как всегда спросил: «Где ты был? Что-то тебя не было видно!»

Недавно один архиерей сказал, что знает меня как стопроцентного старообрядца. В старом чине есть свои изюминки, в уставе о трапезах их поменьше – в будние дни сухоядение один раз.

Помню в Америке в монастыре на горе Платина, где подвизался знаменитый иеромонах Серафим (Роуз), на трапезу поставили какое-то варево, сухари, отрубя, зелень. Было трудновато. Однако в тот же день, вечером, побывал в женской обители у подножия горы, где были на трапезе сметана и молоко, вареники и прочее. Хотел бы пожелать дальнейшего процветания Даниловой обители. Непременно во главе с нашим дорогим владыкой Алексием – прирожденным монахом, опытным в духовном делании по царскому пути. Вчера он удивил своей бодростью, особенно, когда читал Евангелие. С отцом благочинным – старейшим на просторах СНГ, с прекрасным экономом, крепким хозяйственником – на многая и благая лета!

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
Человек Святой Руси в XXI веке
Отошёл ко Господу автор РНЛ, фотограф Владимир Иванович Саяпин
14.03.2025
С любовью о русинах
Выступление на Круглом столе в журнале «Международная жизнь»
14.03.2025
Легко ли быть настоятелем?
О приходском тягле
28.02.2025
«В Донбассе нужно крепить русскую составляющую»
В Москве прошли Общественные слушания «Луганчане Москвы: Вопросы консолидации»
20.02.2025
Ненависть к Григорию Ефимовичу мистического порядка
На вечере памяти Григория Ефимовича Распутина
05.02.2025
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Последние комментарии
Праздник русских женщин
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.03.2025 00:09
В 1945 году Бог показал, кто исполнил Правду Его
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
17.03.2025 23:51
«Кругом измена, и трусость, и обман»
Новый комментарий от Константин В.
17.03.2025 22:34
Россия исчерпала лимит на все обманы и самообманы
Новый комментарий от Калужанин
17.03.2025 21:37
Последнее путешествие Эдуарда Лимонова
Новый комментарий от Русский Иван
17.03.2025 21:10
Тайна Великой войны
Новый комментарий от С. Югов
17.03.2025 18:29