Едешь в Данилов на престольный праздник мимо памятника святому князю Даниилу, взываешь: «Княже милостивый и щедрый, кроткий и мужественный, помоги Отечеству и воинству нашему, обители Даниловой, и нашему храму, ну и мне недостойному».
А вот благолепная часовня, посвящённая святому Даниилу у метро «Тульская» - здесь в течение ряда лет я совершаю молебны. Сколько мира и гармонии в облике Преподобного! Его уникальность в том, что в период междоусобного раздрая, предательства и погромов со стороны врагов Руси он сохранил миролюбие и готовность к разумным компромиссам, а там, где было нужно и неизбежно, с оружием в руках отстаивал правду Божию.
Потрясающий пример верности среднему пути, золотой середине во всех своих делах. Как это важно и актуально в наше время! Курс на «золотую середину» в больших и малых делах, в совершении Богослужений, в семейной жизни, в воинском служении и так далее.
Что касается Богослужений – того, что мне наиболее близко — например, такая деталь на предполагавшейся Патриаршей службе. Вот идёт торжественная церемония облачения Предстоятеля – каждая деталь его имеет глубокое символическое значение. Каждому из сослужащих Патриарху клириков иподиаконы вручают очередную деталь облачения, которая износится из алтаря на средину храма, где на кафедре стоит Патриарх. Если не удастся бочком в сторону, тебе вручат поднос – выходи с ним из алтаря, держась золотой середины – и не суетись скороговоркой в движении, но и не ползи еле-еле на ватных ногах. Представ перед Патриархом, испытаешь на себе его пронзительный взгляд, в котором чувствуется знание о тебе, о векторе твоей направленности, о том, чего ты сто́ишь на самом деле, и до чего, к большой досаде, не дотягиваешь.
Если после Причащения удастся подойти под благословение, не упусти уникальный шанс пообщаться с Патриархом, не отделывайся общими фразами на его традиционные вопросы: «Ну, как твои дела?» или «Не зачах ли ты, брат мой?» Заготовь заранее краткую тираду: «Готовимся к великому освящению южного придела, боремся вот уже десять лет за значительную часть церковной земли».
Ну и чуток личного: «Перед Новым годом сломал правую руку – перелом лучевой кости». Потом выдохни с удовлетворением – неформальное общение состоялось. Впоследствии будешь переживать этот особый момент – как Патриарх отреагировал, что сказал. Обязательно поделишься с прихожанами. А если ещё на трапезе тебе предложат сказать слово, не забудь поделиться опытом преодоления «бурчалово», сомнений и недоразумений.
Вот, например, ты написал прошение Патриарху, а ответ, которого уже не ждал, пришёл в последний момент. Или пишешь прошение на совершение очередного молебна по старому обряду, соответственно, у мощей святителя Алексия в Богоявленском кафедральном соборе и у мощей святителя Тихона в Донском, а получаешь резолюцию только на один из них.
Разгадка очень проста – ты писал прошение о молебне святителю Алексию всего лишь за две недели до его памяти – вполне вероятно, твоё прошение среди вала других документов могли не успеть вовремя рассмотреть. То есть причина чисто техническая. Значит, не ропщи – представь себе масштаб Патриаршей деятельности сравнительно с объёмом дел на твоём приходском микроуровне. Умножь на несколько тысяч, и будешь иметь отдаленное представление.
Отец благочинный сказал мне, что есть три варианта для меня: первый – возглавить раннюю Литургию – он отпал, как я понял, по причине моей приверженности к «уставной тяжеловесности», чтобы не затягивать службу.
Второй вариант – исповедь. Лет 25 я уже не исповедовал в Даниловом. Привык, что исповедники — это круг духовных чад, которых знаешь многие годы, а здесь, в Даниловом, придётся исповедовать совершенно незнакомых людей. Обязательно копнёшь, есть ли не исповеданные смертные грехи, каялись ли раньше в блудных грехах (только общими словами, без малейшей детализации)? Венчаны ли? Возможно, что не задумывался человек над этим вопросом, или никак не соберётся, или по причине упорного нежелания второй половины.
Возможно, кого-то придётся не допустить до Причастия. Нет, уж лучше служить с Патриархом, воспользоваться уникальной возможностью молитвенного и личностного общения с ним. Так я размышлял, и вдруг столкнулся с серьёзными препятствиями – обнаружил, что сломанная два с половиной месяца тому назад правая рука недостаточно разворачивается. Возникла проблема: а как тогда принять из рук Патриарха Святое Причастие? Есть опасность, что святыня скатится с ладони, что Патриарх заметит моё неестественно вытянутое расположение рук. Началась интенсивная терапия. Помощники меня ломали-топтали, подвешивали-вытягивали. Сам я выворачивал руку направо и налево. Кое-какие подвижки были, но осталась неуверенность, достаточны ли они? Так в сомнениях прошли дни и приблизилось время Даниловских торжеств.
Буквально накануне получаю сообщение благочинного о том, что он мне не дозвонился, и необходимый анализ ПЦР участники службы уже сдали... Конечно, случайностей не бывает (потом оказалось, что служение Патриарха на сей раз не состоится).
Итак, меня бросили на исповедь – вхожу в полуподвальное помещение храма Рожества Иоанна Крестителя и теряюсь от обилия людей, развожу руками. Сколько раз исповедники ставили в тупик:
- «каюсь в лености»
- «ну, так надо же бороться с леностью»
- «лень, батюшка, бороться».
Или что не спросишь – «во всём грешен» - «и завидовал и осуждал» и т.д.
«А пост нарушал?» - «ну что вы, батюшка, как можно, что я нехристь какой?».
Когда прилив исповедников иссякал, я уединялся в алтаре, где погружался в благодатную атмосферу Святилища Божия.
Должен сказать, что нигде я не встречал более благодарную аудиторию слушателей, как даниловские прихожане. Исповедники оказались тоже на высоте – в них чувствовалась глубокая воцерковлённость.
Большое впечатление произвела вечерняя служба в канун престольного праздника. Я пытался что-то выделить, на чём-то акцентировать – сделать это было весьма нелегко – досточтимый Георгий и его певческий коллектив – это профессионалы высочайшей пробы, это так очевидно.
Большое впечатление произвели звонкие голоса диаконов и канонарха, густой бас большого колокола, пение на Литургии «Да исправится молитва моя», море счастливых лиц прихожан. На душе было тепло, когда кратко пообщался с нашим дорогим солнечным наместником владыкой Алексием, с интеллигентным, очень ответственным и искусным отцом благочинным архимандритом Лукой – моим одноклассником и по семинарии, и по академии.
Вообще вся братия была приветлива и предупредительна. Многие расспрашивали о моём здоровье – ну, какое может быть здоровье, когда за последний год было несколько операций под общим наркозом?
Одно лишь резкое снижение тестостерона чего стоит. Врачи говорили: «надо, мол, для проведения онкологической операции». Практически обнулили энергию.
Говорю им: «Милые, где же вы были раньше в период буйной молодости? И где же теперь простор для аскетического делания? Вы просто механически поступили, как делают с животными, но мы же люди!».
Трапеза в день памяти благоверного князя Даниила с неизменным монашеским рыбным утешением ещё с дореволюционных времен тоже была на высоте. На ней Секретарь Патриарха протопресвитер Владимир Диваков, как всегда спросил: «Где ты был? Что-то тебя не было видно!»
Недавно один архиерей сказал, что знает меня как стопроцентного старообрядца. В старом чине есть свои изюминки, в уставе о трапезах их поменьше – в будние дни сухоядение один раз.
Помню в Америке в монастыре на горе Платина, где подвизался знаменитый иеромонах Серафим (Роуз), на трапезу поставили какое-то варево, сухари, отрубя, зелень. Было трудновато. Однако в тот же день, вечером, побывал в женской обители у подножия горы, где были на трапезе сметана и молоко, вареники и прочее. Хотел бы пожелать дальнейшего процветания Даниловой обители. Непременно во главе с нашим дорогим владыкой Алексием – прирожденным монахом, опытным в духовном делании по царскому пути. Вчера он удивил своей бодростью, особенно, когда читал Евангелие. С отцом благочинным – старейшим на просторах СНГ, с прекрасным экономом, крепким хозяйственником – на многая и благая лета!
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России