Речей разумного будут искать в собрании, и о словах его будут размышлять в сердце (Сир. 21:20)
В чем сила слова, его значение, его роль в нашей жизни? Замечательно сказал об этом святитель Филарет Московский: «Слово поставило человека на лестнице творений выше всего земного и выше луны и солнца. Слово соединило людей в общества, создало города и царства. В слове живет и движется знание, мудрость, закон. Словом образуется, поощряется и распространяется добродетель. Слово в молитве восходит к Богу, беседует с Ним и приемлет от Него просимое».
И в первую очередь сказанное относится к России. Что она без слова? Без «Повести временных лет» Нестора Летописца, «Слова о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, «Моления» Даниила Заточника, «Слова о вере христианской и латинской» Феодосия Киево-Печерского, «Слова о Полку Игореве», «Поучения» Владимира Мономаха?
Возможно ли представить её бессловесной, безголосой? Россию, великую, таинственную и непостижимую! О которой так прекрасно писал певец русского духа Иван Александрович Ильин: «Разве можно говорить о ней? Она — как живая тайна: ею можно жить, о ней можно вздыхать, ей можно молиться; и, не постигая её, блюсти её в себе; и благодарить Творца за это счастье; и молчать… Но о дарах её; о том, что она дала нам, что открыла; о том, что делает нас русскими; о том, что есть душа нашей души; о своеобразии нашего духа и опыта; о том, что смутно чуют в нас и не осмысливают другие народы… об отражении в нас нашей Родины — да будет сказано в благоговении и тишине» (Ильин И.А. О России // Собр. соч. в 10-ти тт. М.: «Русская книга», 1996, т. 6, кн. II, с. 8-9).
Лишь в благоговении и тишине можно думать и говорить о России — как о самом великом, самом дорогом. Она всегда перед нами, но кто может сказать, что понял, разгадал её? Она — вечно рождающаяся тайна! Как появление зари, как новый день…
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить
(Тютчев Ф.И. «Умом Россию не понять», 28 ноября 1866)
Без веры жизнь в России — мучительна и беспросветна. Лишь она, вера, исполняет душу восторгом от всё возрастающей тяжести «ноши крестной». Чем тяжелей — тем лучше! Как возможно это вместить? Только через веру. И через духовное, нравственное слово, которое всегда служило у нас пищей для души. Без этой пищи, как говорит святитель Иоанн Златоуст, «для души голод и пагуба».
В конце концов, что есть творчество? Это высший дар человеку от Творца. Но что оно для самого художника? «Служение и радость», — уверяет Ильин. — Он (художник) позван и призван, ибо «Аполлон» «потребовал» его «к священной жертве» (Пушкин). Позванный и призванный, он чувствует себя предстоящим…
Чему же предстоит и чему служит художник?.. Великие русские поэты давно уже высказались об этом … и выговорили, что «художник имеет пророческое призвание; не потому, что он “предсказывает будущее” (хотя и это возможно) и не потому, что он “обличает порочность людей”, а потому, что через него прорекает себя созданная Богом сущность мира и человека. Ей он и предстоит, как живой тайне Божией; ей он и служит, становясь ее “живым оргáном” (Тютчев Ф.И. Из стихотворения “29-е января 1837” (1837): “Велик и свят был жребий твой!..// Ты был богов орган живой...”)...» (Ильин И.А. Художник и художественность // Собр. соч. в 10-ти тт. М.: «Русская книга», 1996, т. 6, кн. II, с. 319-321).
С этим невозможно не согласиться! И по-прежнему свежи и актуальны строки бессмертного Тютчева:
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
(Тютчев Ф.И. «Эти бедные селенья», 1855)
Впрочем, есть ли нам дело до иноплеменных? Своих жалко, для которых наша Россия сегодня становится все более и более загадкой. Это их насильственно вырвали из контекста «исконного-родного», и имплантировали в биомассу «общечеловеческого». Не звучало ли еще недавно, что Россия — рассадник тоталитаризма, что у русских не было истории, русские всегда пресмыкаются перед сильной властью (расхожие фразы русофобов)? Или еще того хуже: «Русские — лишний народ» (известное утверждение главного ненавистника России 3. Бжезинского). Ничто не меняется в мире! Борьба идей, война смыслов продолжаются, как и сама битва за Россию.
Спорить с русофобией бессмысленно, на страже её интересов (кроме колоссальных финансовых средств) свой «корпус идей», вмещающий сотни, тысячи отработанных механизмов обмана и промывания мозгов. Всему этому надо противостоять высоким русским словом — искренним, талантливым, духовным, высоконравственным. Словом Федора Абрамова, Валентина Распутина, Василия Белова, Виктора Лихоносова, Владимира Крупина, Анатолия Байбородина, Алексея Солоницына... Чтобы новое, взрастающее поколение, сохранив от растления душу и тело, не затерялось в стране далече, но оберегало родные святыни, родимую пашню и отеческие гробы. Обязанность русского писателя — сделать неизвестное известным и неясное понятным — в этом заключались его «служение и радость».
О том, насколько это важно опять напоминает нам Иван Александрович Ильин; напоминает всякой «смущенной и вопрошающей русской душе, — пусть приникает и читает; и, читая, пусть разумеет и укрепляется; а укрепившись, пусть не малодушествует и не ропщет.
Пусть не думает, что мы “слабее или хуже всех народов”; пусть не судит легкомысленно или предательски о славянском племени; пусть не корит наших предков; пусть не тоскует и не трепещет за судьбы наших внуков. Но пусть в молитвенной уверенности борется за Россию и ожидает грядущих событий и свершений» (Ильин И.А. О России // Собр. соч. в 10-ти тт. М.: «Русская книга», 1996, т. 6, кн. II, с. 20).
Нет, мы не слабее и не хуже других народов! И способны любить свою Родину как никто другой. А если кто-то ослабеет в этой любви, то ему непременно напомнят:
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечной ей быть
Нашей правдой и силой, нашей гордой судьбой.
Берегите Россию, нет России другой.
(Евгений Синицын, 1932 — 1990)
Наша обязанность — беречь Россию, родную веру, хранить истину и избегать ошибок, которые чреваты пагубными последствиями. Ошибки отзываются трагедиями и кому, как ни художнику слова, читающему тайные письмена времён, возвышать свой голос, предупреждая соплеменников. Так, например писатель Дмитрий Михайлович Балашов считал это святым своим долгом:
«...В истории, как и в жизни, — говорил он, — ошибаются очень часто!.. И за ошибки платят головою иногда целые народы, и уже нет пути назад, нельзя повторить прошедшее, потому и помнить надо, что всегда могло бы быть иначе — хуже, лучше? От нас, живых, зависит судьба наших детей и нашего племени, от нас и наших решений. Да не скажем никогда, что история идет по путям, ей одной ведомым! История — это наша жизнь, и делаем ее мы. Все скопом, соборно. Всем народом творим, и каждый в особинку тоже, всею жизнью своею, постоянно и незаметно. Но бывает также у каждого и свой час выбора пути, от коего потом будут зависеть и его судьба малая и большая судьба России. Не пропустите час тот!..».
Не пропустим! Тем более сегодня, когда Россия расправляет могучие плечи, день ото дня крепнет, на зависть и страх врагам.
«Жизнь человеческая, — продолжает Дмитрий Балашов, — это жизнь листа на дереве. Отпадет и умрет лист, и нарастут новые в непрерывной череде и смене весен и осеней, умрет лист, но не престанет жить дерево, доколе и оно не исполнит назначения своего. Но и без кратких, с весны и до осени, жизней листьев не живет, умирает древо.
Без постоянных усилий, борений, труда граждан своих не живут, исчезают великие некогда народы, оставляя векам немые могилы да каменную скорлупу былых пристанищ творческого духа своего…» (Дмитрий Балашов «Святая Русь», роман, кн. первая).
Пусть же звучат прекрасные России голоса! Словом будем крепить нашу бесценную Родину! Просвещать ее мудростью горней и дольней. Ибо небесное движет земным, высшие смыслы определяют ход событий, и именно это делает Россию великой страной. С нами Бог! Но и мы должны быть с Богом, и мы должны бороться за свою Родину, за себя, свою веру, свою душу…
Игорь Александрович Смолькин (Изборцев), председатель Совета по духовно-просветительской литературе Союза писателей России, председатель Псковского регионального отделения СПР
Состав Совета по духовно-просветительской литературе Союза писателей России
Председатель: Игорь Смолькин (Изборцев) (Псков)
Владимир Крупин (Москва)
Геннадий (Гоголев), епископ Каскеленский, викарий Астанайской епархии
Макарий (Комогоров), епископ Тарусский, викарий Калужской епархии
Олеся Николаева (Москва)
Василий Дворцов (Москва)
Владимир Малягин (Москва)
Анатолий Степанов, главный редактор «Русской народной линии» (С.-Петербург)
Дмитрий Мизгулин, президент литературного фонда «Дорога жизни» (С.-Петербург)
Александр Орлов, директор Международного славянского литературного форума «Золотой Витязь» (Москва)
Протоиерей Геннадий Рязанцев-Седогин (Липецк)
Сергей Козлов (Тюмень)
Аркадий Елфимов, председатель благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» (Тобольск)
Андрей Ребров (С.-Петербург)
Валентина Ефимовская (С.-Петербург)
Александр Громов (Самара)
Алексей Солоницын (Самара)
Филипп Москвитин (Москва)
Юрий Перминов (Омск)
Николай Зиновьев (Краснодар)
Николай Переяслов (Москва)
Василий Киляков (Электросталь)