В четверг первой седмицы Великого поста, 6 марта, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Донском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы, сообщает Патриархия.ru.
По окончании богослужения Первосвятитель произнес проповедь:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Преподобному Нилу Синайскому принадлежат такие слова: "Пост не для болезни тела (некоторые и в то время опасались, что пост может ослабить человеческий организм), а для здоровья души". Мы знаем, и современная медицина подтверждает, что ограничение человека в высококалорийной пище полезно и для тела. Современный человек понимает пользу поста и воздержания для организма. Но, конечно, нас в первую очередь должно интересовать то, как пост воздействует на душу.
Неужели от перехода к менее калорийному меню зависит состояние души? Известно, как светские люди объясняют, почему они не постятся: "Всё это вторично, главное дурного не делать". Может быть, отчасти правильно сказано, но воздействие на нашу плоть, на наш физический организм, несомненно, оказывает влияние и на состояние души. А иначе и быть не может: душа неотделима от тела. Мы единое человеческое естество, Богом зданное; только смерть отделяет душу от тела, и поэтому состояние тела влияет на человеческую душу.
Можно привести очевидные примеры. Когда человек объедается, он, конечно, вредит своему здоровью. Таких людей лечат и даже направляют в специальные клиники, чтобы они снизили вес. А влияет ли избыточный вес, тяжелое физическое состояние на душу человека? Конечно, влияет: нередко развивается комплекс неполноценности, человек стесняется своей внешности, боится общаться с другими людьми. Очевидно, что умеренное потребление пищи полезно для тела, но одновременно полезно и для души, и об этом свидетельствует вся аскетическая традиция Православной Церкви.
Почему подвиги святых сопровождались постом? Именно потому, что состояние тела небезразлично для состояния души. И все эти утверждения, что главное не то, что мы едим, — не более чем отговорки. Опыт Церкви, да и любого человека, который проходит через поприще святого поста вдумчиво, со вниманием к собственному духовному состоянию, подтверждает, что отказ от скоромной пищи, строгое следование церковному уставу влияет на состояние души.
Взаимосвязь очевидна, но непременно нужно сказать, что пост — дело добровольное. Мы можем исполнять предписания церковные, в том числе в отношении поста, или не исполнять, но Церковь очень рекомендует соблюдать пост, и не в силу какой-то отвлеченной идеи, а основываясь на реальном более чем тысячелетнем опыте человечества.
Вот читаешь житие Марии Египетской и поражаешься мужеству этой женщины, которая ушла в пустыню. Ведь это не сказки — всё это запечатлено современниками и до нас дошло именно так, как было на самом деле. А если нам, слушающим житие Марии Египетской, кажется, что это уже не имеет к нам отношения, — отнюдь! Мария жила в большом городе, наслаждалась жизнью, и вдруг происходит некое чудо, когда силой Господа она не могла войти в храм. Сам Господь остановил её, не допустил до святыни, и это настолько потрясло Марию, что она радикально меняет свою жизнь. Она уходит в пустыню, ничего не взяв с собой. А пустыня — это смерть, там нет воды, там нет жизни. Но она идёт, чтобы каяться и через покаяние приблизиться к Богу, получить оставление грехов. Эта молодая женщина обрекает себя на постепенное, но реальное умерщвление, и не боится этого, потому что считает, что подвиг, который она понесёт во имя Господа, очистит её от грехов. И память о Марии сохраняется до XXI века — и не просто память, а почитание её подвига. Мы каждый год вспоминаем преподобную Марию Египетскую, мы молимся ей, мы поражаемся её силе духа, её мужеству, её способности преодолеть тяготение человеческого естества, потребность в еде, в воде, в одежде. Она действительно победила человеческое естество и стала равноангельской.
Большинство людей не способны повторить то, что совершила преподобная Мария Египетская, да это и не требуется. Господь ждёт от нас куда меньшего. Он не требует, чтобы мы все уходили из мира, чтобы мы проводили жизнь в одиночестве. Он даёт нам возможность спастись и там, где мы живём, где мы работаем. Бог помещает нас в ту среду, в которой мы и должны обрести спасение. Это наша пустыня, это наш подвиг — пребывать в коллективе, на учёбе или на работе, сохраняя своё христианское призвание, не стесняясь своей веры и живя по Божиему закону. И, может быть, кто-то, взирая на эту жизнь, скажет: "А почему бы и мне не попробовать?".
Мы не живём в пустыне, но вызовов нашему естеству, нашему сознанию, нашей плоти в мегаполисе куда больше, чем в пустыне, и потому нужно с осторожностью относиться ко всему, что нас окружает. С осторожностью выбирать друзей. С осторожностью входить в общение с незнакомыми людьми. Это не значит, что нужно вообще ни с кем не общаться, но бодрствование, то есть бдительность поможет нам избавиться от лишних искушений и всего того, что ведёт нас ко греху.
Каждый из нас, современных людей, живущих в мегаполисе, должен с огромным вниманием воспринять повествование о Марии Египетской и понять, что наш мегаполис, наше окружение — это среда, в которой мы должны не потерять надежду на спасение. У Марии Египетской были одни испытания — жарой, холодом, голодом, отсутствием воды, у нас — другие; но на финише результат должен быть тот же. Мы не должны, ссылаясь на обстоятельства жизни в мегаполисе, потерять возможность идти навстречу Богу, сохранять веру в сердце, жить по Божиему закону, ограждать себя от соблазнов и всякого воздействия тёмной силы. Другими словами, наше целеполагание не должно зависеть от того, окружает ли нас пустыня или мегаполис. Самое главное, чтобы это целеполагание было правильным. Если спасение, стремление к жизни вечной, любовь ко Христу есть главное измерение нашей жизни, то можно спастись в любом мегаполисе. У нас свои опасности, в том числе мощный информационный поток, в котором очень немногое имеет отношение к нашей духовной жизни, к достижению главной цели бытия — спасения. Но полностью отказаться от этого потока невозможно — современный человек питается информацией, кроме того, он получает сведения, необходимые для учебы или работы. Поэтому, хотим мы этого или не хотим, мы соприкасаемся и с хорошим, и с плохим в этой информационной среде. В пустыне таких искушений нет. Там нужно напрягать физические силы, чтобы выдержать голод, жару и стужу, а нам нужно напрягать духовные силы, чтобы отразить все эти искушения и соблазны. Но для этого необходимо иметь правильную систему ценностей.
Мы с вами имеем такую возможность, потому что мы православные люди, мы знаем Священное Писание, мы слышим церковную проповедь, мы молимся в храме и дома, мы, в конце концов, знаем, что такое Божий ответ на нашу молитву. Мы вооружены, и когда возникают особые соблазны, трудности, разного рода вопрошания, нужно в первую очередь просить Господа, чтобы Он дал силы отразить эти искушения, как молилась в жару или холод преподобная Мария: "Спаси, помоги, не дай погибнуть". Так и в этой среде, более опасной для духа, чем для плоти, мы должны постоянно обращать к Богу наши молитвы, чтобы Он сохранил нас от сетей вражеских, сохранил нашу веру, наши убеждения, чистоту нашей жизни. А если чистота эта нарушается, каяться и стремиться исправить свою жизнь.
Ведь если мы — христиане, то и жить должны по Божиему закону, и хотя даётся человеку возможность покаяния, но покаяние не может быть бесконечным. Иногда священники рассказывают, как приходит человек и всё в одном и том же кается. С одной стороны, правильно делает, что кается, раз грех его не оставляет. Но если постоянно каяться в одном и том же и никогда не исправиться, то что это значит? Значит, покаяние не пошло на пользу.
Перемена мыслей, укрепление в вере, способность сопротивляться искушениям и соблазнам, готовность сохранять верность Господу – вот что реально должно помочь каждому из нас. Многие из нас уже испытали эту радость осознания того, что Господь остановил от ошибки, Господь оградил от искушения, Господь дал силы раскаяться в каких-то грехах и Господь ведёт по жизни. Думаю, что большинство людей — тех, кто верит в Господа и в храм приходит, — могут так сказать. Ведь неслучайно люди идут в храм — они чувствуют руку Божию, чувствуют ответ на свои молитвы.
Вот очень важно, мои дорогие, чтобы мы никогда не теряли, во-первых, нашу веру, во-вторых, стремление быть с Богом через молитву, и чтобы мы никогда не останавливались в том, что называется работой над самими собой. Это работа, с которой нельзя выйти на пенсию, нельзя уйти в отпуск, от которой нельзя отдохнуть. Это работа, которая должна совершаться каждый день — от начала нашего сознательного бытия в детстве и до самой кончины. Мы должны верить в Господа, мы должны молиться Ему, мы должны чувствовать связь с небом, мы должны каяться в своих грехах — искренне, сердечно. Мы должны оставаться верными Христу и надеяться на Его милость и любовь. А если бы не было этой надежды, то, наверное, и веры бы не было. Зачем верить, если нет надежды? Но мы верим в Господа, потому что надеемся на Его милость, на Его спасение, на Его любовь, и верим, что эта надежда не посрамит нас. Аминь».