«Сегодня наша особенная молитва – об Отечестве нашем»

Россия идет особым путем, где соединяются вера и знания

Слово архипастыря  Новости РПЦ 
0
2
Время на чтение 8 минут
Фото: patriarchia.ru

В воскресенье, 9 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее, праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Каховке г. Москвы, сообщает Патриархия.ru.

По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

«Ваши Высокопреосвященство и Преосвященство! Досточтимый настоятель отец Александр! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всегда с особым чувством – я уже об этом говорил, но, наверное, буду и далее говорить – совершаю богослужения во вновь открытых и освященных храмах. Это свидетельство о Божием чуде, которое совершилось над всеми нами, над нашим народом, над нашей страной.

Достаточно вспомнить, и сегодня об этом уже говорили, с каким энтузиазмом, с каким пафосом, с какой убежденностью в своей правоте многие способные, одаренные люди вступили на путь богоборчества, будучи очарованы совершенно страшной идеологией, которая предполагала возможность построения человеческого счастья без Бога. Даже более того – человеческого счастья при истреблении всякой веры в Бога! И ведь все это происходило не где-то вдали, в небольшой стране, населенной язычниками или инаковерующими, – все это происходило в нашей великой стране, в Российской империи, самой большой православной стране мира, с самым многочисленным православным населением, с самым большим количеством праведников, исповедников, святителей, угодников, с самым большим количеством храмов, монастырей и святынь.

Так что же произошло с нашим народом? Неужели какая-то горстка разночинцев могла так изменить его самосознание? Конечно, никакая пропаганда не смогла бы одержать такую победу, если бы у людей не было, помимо этой пропаганды, каких-то внутренних соображений, которые ослабляли их связь с Церковью. А если такое происходило, то не только по вине тех, кто стремился эту связь ослабить, – какую-то часть вины мы должны принять за своих предшественников. Не судить их, Боже упаси, а просто осознать, что и духовенство, которое было привилегированной прослойкой общества, и архиереи, которые были близки к руководству страны, почитаемы властями, народом, по всей вероятности, благодушествовали в этих условиях. Даже когда стали раздаваться тревожные звоночки о том, что и в рабочей среде что-то не так, и с интеллигенцией что-то не так, – ведь оставаться в своем уютном месте куда лучше, чем куда-то идти и набивать шишки в диалоге с людьми, пытаясь их переубедить! Конечно, были замечательные герои духа, которые вступали в открытую полемику – устную, письменную; среди них были представители и нашей русской интеллигенции, и нашего духовенства. Но общецерковного духовного подъема, с тем чтобы остановить приближающуюся опасность, не было. И только когда грянула революция, поняли все – и архиереи, и священники, и монашествующие, – что попали в беду», – отметил Предстоятель.

«Конечно, Церковь не была и никак не могла быть причиной этой беды, но я не перестаю думать о том, все ли было сделано со стороны Церкви. Так ли работали с молодежью? Так ли напрягали свои силы и вкладывали материальные средства, чтобы помочь тем, кто был действительно угнетен системой, – в первую очередь фабричным рабочим и обезземеленным крестьянам? Ведь Церковь об этом почти не задумывалась, говорили только отдельные люди, такие пламенные, как отец Иоанн Кронштадтский, предвидевший надвигавшуюся беду. А в общем все выглядело так, будто ничего и не меняется, будто всё так и будет всегда. Теплохладность – в первую очередь тех, кто должен был встать на духовную защиту Церкви, и не тогда, когда уже все грянуло, а тогда, когда смута в сознании людей только начиналась.

Где же были наши выдающиеся богословы? А эти темы как-то проходили мимо них. Замечательные исследования Ветхого Завета, Нового Завета, святоотеческой литературы, труды по догматическому богословию – мы ведь до сих пор читаем их творения, используем как учебные пособия! Но возникает вопрос: какой процент в творчестве этих высокоодаренных образованных богословов занимала реакция на то, что в стране происходит? Совсем небольшой! А это означает, что даже когда гром грянул, не все осознали свою личную ответственность за то, что ударила молния, способная разрушить и Церковь, и жизнь нашего народа», – прозвучало в проповеди.

«Поэтому определенная часть ответственности – и на тех, кто был тогда способен воздействовать на умы и сердца людей. Но будет неправдой, если мы скажем, что виноваты в первую очередь те, о ком я сейчас говорю. Нет! Это результат той системы церковно-государственных отношений, в которой, с одной стороны, для Церкви был создан благоприятный режим, но, с другой стороны, Церковь лишилась самостоятельного руководства, возможности осмыслить свое внутреннее положение, анализировать происходящее в стране. Всем этим занималось государственное ведомство во главе с обер-прокурором Святейшего Правительствующего Синода; там, в этом министерстве по делам Церкви, и рассматривались вопросы, имеющие отношение к церковно-государственным связям и к положению Церкви в стране.

Я уже говорил об этом с амвона и сейчас повторю. Когда Александр I пригласил князя Голицына на должность обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода, тот сказал: “Ваше Величество, какой я обер-прокурор? Во-первых, я масон, а во-вторых, я безбожник”. Ответ: “Иди, справишься. А если бы не было такой власти у этих обер-прокуроров, в том числе далеких от веры (хотя некоторые из них были очень благочестивыми)? Если бы Церковь сама несла за себя ответственность и перед государством, и перед народом? Наверное, иначе работал бы епископат, наверное, острие его зрения было бы направлено на проблемы, ставшие опасными для самого существования нашей страны. Но Церковь была в некоем гетто – очень комфортном, но изолированном; и лишь немногие, как Иоанн Кронштадтский, возвышали свой голос, пророчески осуждая тех, кто, пребывая во власти, не видел опасность, надвигавшуюся на страну.

Все это дела минувших дней. А что сейчас? Сейчас государство предоставило Церкви полную свободу, и Церковь старается не замыкаться в себе. Многие из вас знают, как разнообразно развивается церковное служение – это и работа с молодежью, и работа в профессиональных сообществах, в Вооруженных силах, среди нашей интеллигенции. Все это имеет место, и я хотел бы поблагодарить наше духовенство, наших активистов из мирян, которые участвуют в этой важной работе. Тем самым мы создаем систему солидарности вокруг тех духовно-нравственных ценностей, которые провозглашает и утверждает Церковь, но которые могут реализоваться только в том случае, если не только духовенство, но и значительная часть нашего общества будет активно и сознательно участвовать в этом святом деле. Вот на что должны быть направлены труды нашего духовенства», – подчеркнул Первосвятитель.

«И сейчас скажу, дорогие владыки, отцы и братья: не замыкайтесь в узком и комфортном для вас пространстве! Помолился, послужил, встретился с единомышленниками, отдохнул – вот как бы и сделал все что надо. А вокруг нас уже сейчас бурлящий мир, и неизвестно, какой процент людей реально принадлежит к Православной Церкви, живя в православной стране. Поэтому миссионерство в широком смысле этого слова, работа с детьми, с молодежью, с нашей еще не вполне воцерковленной интеллигенцией и вообще с людьми, имеющими влияние на других, – вот что является пастырской задачей. Сегодня мои слова обращены не только к клиру этого храма – ко всей Церкви! Я бы просил, чтобы каждый священник задал себе вопрос: а что он делает на этом поле миссионерства, от которого реально зависит не только духовное благополучие страны, но и подлинно свободная церковная жизнь?

Еще и еще раз задумываясь обо всем этом, мы должны помнить, что в истории Церкви не может быть времен, которые мы бы назвали передышкой, отдохновением. И наше время, которое внешне представляется очень благополучным, – это не время отдыха и не время расслабления. Я хотел бы, чтобы меня услышали – и наш епископат, и наше духовенство, и наши монашествующие, и наш благочестивый народ, особенно актив в приходах, в епархиях, все те, кто поддерживает добрые начинания Церкви.

Сегодня наша особенная молитва – об Отечестве нашем, которое вошло в очень непростой период своей истории. Мы молимся, говоря: многие ополчишася на нас. Я уже говорил об этом неоднократно и еще раз подчеркну: ополчились не потому, что мы угрожаем кому-то войной или еще чем-то. Так почему же ополчились? Я иногда спрашиваю западных коллег: почему? Если бы мы были совсем другие – другая внешность, другая культура, другая история – но ведь мы часть “просвещенного мира”! В чем же дело? Мы ведь такие же! А нам говорят: “Нет, вы внешне такие же, а если вас копнуть, то совсем другие”. И они правы, потому что там от Бога отказались и строят благополучие свое без Бога, а Россия, будучи современным, развитым в научно-техническом отношении государством, идет особым путем, где соединяются вера и знания, современная культура – с религиозностью. И примером тому, конечно, наш Президент, наш премьер-министр, многие губернаторы, которые многое делают сегодня для того, чтобы активизировалась церковная жизнь.

Вознося благодарение Богу за тех, кто сегодня, будучи в руководстве страны, уделяет большое внимание духовному возрождению нашего народа, будем и сами, каждый на своем месте, трудиться и за себя, и за своего брата, за своего соседа, то есть умножать, удваивать, утраивать свои усилия. К этому я призываю всех вас, мои дорогие. А наши архиереи и настоятели должны ставить разумные задачи перед нашими приходами, конечно, советуясь с приходскими активами относительно того, что они видят важным с точки зрения свидетельства Церкви окружающему миру, какие вопросы и с кем Церковь должна обсуждать, куда и как она должна приходить. Но если будем наслаждаться благополучием переживаемого момента, то потеряем возможности, которые Господь всем нам сейчас дает. Поэтому нам нужно пробудиться, встать и идти вперед, помня, что от нашего движения вперед зависит будущее нашего Отечества», – заключил Патриарх Кирилл.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Слово архипастыря
«Главное в жизни – любить Бога»
По словам митрополита Варсонофия, наша задача – вернуть внимание детей и внуков, приводить их ко Христу
07.02.2025
«Приходите в храм, и здесь вы обязательно повстречаетесь со Христом»
По словам митрополита Варсонофия, нам нужно подумать о собственном возрождении
03.02.2025
«Нужна духовная весна»
По словам митрополита Варсонофия, нам всем нужно исправиться и преобразиться
27.01.2025
«Без изменения личности, без перемены к лучшему не может быть движения к Царствию Божиему»
Если мы стоим на месте, мы деградируем; тем более, если мы откатываемся назад, мы все дальше отступаем от Бога и от Божественной благодати
27.01.2025
«Кому больше дается, с того больше и спросится»
По словам Патриарха Кирилла, сегодня духовенство обязано делать всё для того, чтобы укреплялась вера в нашем народе
22.01.2025
Все статьи темы
Новости РПЦ
Все статьи темы
Последние комментарии
«Гражданская война» в Интернете и христианское отношение к истории
Новый комментарий от Александр Волков
10.02.2025 06:42
Необходимы превентивные меры
Новый комментарий от Александр Уфаев
10.02.2025 03:03
Ненависть к Григорию Ефимовичу мистического порядка
Новый комментарий от РомКа
09.02.2025 23:48
Это не безплатно
Новый комментарий от РомКа
09.02.2025 23:39
Нам не хватает победного русского духа
Новый комментарий от Русский Иван
09.02.2025 23:31