В редакцию «Русской народной линии» поступило заявление Общественного комитета по правам человека от 19.01.2025 №1 на имя Председателя Следственного комитета РФ А.И. Бастрыкина по ситуации с публичной пропагандой сатанизма в Самаре. Заявление направлено в Следственный комитет, который, надеемся, всё-таки проведёт проверку в отношении самарских чиновников, тратящих бюджетные деньги на пропаганду сатанизма и оккультизма под видом поддержки «искусства». Публикуем текст этого заявления.
Русская народная линия» уже не раз обращалась к этой проблеме (см. наши публикации: «Антигосударственный манифест самарских архитекторов»; «Самара – город шишиг и кикимор?» и др.).
Уважаемый Александр Иванович! Прошу Вас возбудить уголовное дело по статьям 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств», 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» и 213 «Хулиганство» Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении должностных лиц органов публичной власти города Самары и Самарской области, причастных к организации и проведению в Самаре уже длительное время акции по размещению на улицах и объектах города Самары фигурок неких мифических персонажей «шишига», отображающих специфические образы, явно и однозначно позиционируемые в языковом и образном сознании православных и исповедующих ислам жителей Самары как обладающие семантикой религиозного сатанизма и бесовщины.
Согласно множеству словарей, шиши́га (если речь не идёт о просторечном названии грузового автомобиля ГАЗ-66, а об этом речь не идёт) – нечистая сила, аналог лешего, беса, то есть это явно выраженный и чётко прочитываемый мифический персонаж религиозного сатанизма.
Всё это властями города Самары произвольно и надуманно позиционируется как «арт-проект по созданию нового туристического кода города», в рамках которого «туристический маршрут по историческому центру Самары наполнят оригинальными деталями» (см. здесь).
По сообщениям СМИ (см., например, «АиФ» от 13.01.2025), глава города Самары Иван Носков принял решение оставить инсталляции «шишиг-летунов» на улицах Самары, мотивировав это грубейшим образом противоречащими конституционному императиву светскости государства и здравому смыслу утверждением о том, что, якобы, «летуны помогают хорошим людям и вредят плохим, поэтому никакого негативного чувства они не вызывают» (цитируется по указанному источнику). Какими тестированиями И. Носков проверял факт реального оказания «помощи» посредством фигур чертей-шишиг «хорошим людям» и нанесение ими же вреда (и в какой размерности вреда) «плохим людям», какими средствами конкретно определялись и выделялись «люди хорошие», которым Носков собрался «помогать» при помощи фигурок «чертей-шишиг», и «плохие люди», которым Носков собрался «вредить» при помощи фигурок «чертей-шишиг» (надо думать, на мотив вуду-церемоний), спрашивать просто бессмысленно.
Наличие в русском и других народов страны фольклоре отрицательных персонажей не может служить поводом тотального их навязывания в публичном пространстве. Гитлер и Гиммлер – тоже неотъемлемые негативные, преступные персонажи истории, но хватает же ума их не популяризировать.
Налицо театр абсурда в органах муниципальной власти Самары, явно чрезмерная, превысившая просто все мыслимые критические пределы патологическая мистифицированность сознания отдельных руководителей органов муниципального управления Самары. Ну, или их личная латентная финансовая заинтересованность в этом вопиющем безобразии.
Навязывание жителям города Самара образов персонажей, олицетворяющих, говоря богословским языком в восприятии верующих, мерзость, гадость, сатанизм, бесовщину, не может быть оправдано и обосновано ничем из регуляторных, концептуально-доктринальных и программных документов в сфере культуры и развития урбанистической среды. Указанные действия чиновников являются гипертрофированно-произвольной отсебятиной узкой группы лиц, выражающих таким образом свою культурную, религиозную и нравственную неадекватность, что грубо противоречит приоритетным направлениям государственной политики в сфере и защиты традиционных нравственных ценностей, оскорбляет чувства горожан и явным и грубейшим образом посягает на общественный порядок, представляя собой самое настоящее хулиганство, отягощённое деструктивной религиозно-идеологической составляющей и мотивацией. Ни одного правового основания для такого бездумного расходования бюджетных средств на подобную мерзость не существует. Это прямой и явный произвол самарских чиновников, просто открыто и откровенно издевающихся над законом.
Прошу Вас пресечь указанное длящееся преступление в г. Самаре.
С уважением, Квитковская Тамара Александровна, председатель Общественного комитета по правам человека
1.