Сегодня Святая Церковь отмечает Предпразднство Богоявления и чтит память свт. Сильвестра, Папы Римского (335). Прав. Иулиании Лазаревской, Муромской (1604). Преставление (1833), второе обретение (1991) мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца.
Сщмч. Феогена, еп Парийского (ок. 320). Прп. Сильвестра Печерского (XII).
Мч. Василия (1942).
Преподобный Серафим Саровский – один из самых любимых и почитаемых в русском народе святых. Он родился 19 июля 1759 года в городе Курске в благочестивой купеческой семье. С юных лет Прохор (такое имя преподобный получил при рождении) отличался большой тягой к духовной жизни. В 17-ти летнем мать благословила его на монашеский подвиг, и Прохор обратился за советом к старцу Киево-Печерской лавры Досифею. Подвижник благословил его идти в Саровский монастырь, на границе Нижегородской и Тамбовской губерний. После двух лет монастырских трудов и подвигов послушания Прохор тяжело заболел и долгое время отказывался от помощи врачей. Через три года ему явилась Божия Матерь с апостолами Петром и Иоанном и исцелила его.
18 августа 1786 года послушник принял иноческий постриг с именем Серафим и в декабре 1787 года был посвящен в сан иеродиакона. Уже в то время молодой подвижник удостоился при богослужениях лицезреть святых Ангелов и Самого Господа Иисуса Христа.
В 1793 году святой Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и положил начало подвигу пустынножительства в лесной келье, на берегу реки Саровки. Вскоре преподобный возложил на себя подвиг столпничества – тысячу дней и ночей он с воздетыми руками молился на камне: «Боже, милостив буди мне, грешному». Бессильный духовно низложить подвижника, диавол наслал на преподобного разбойников, нанесших ему смертельные раны, но явилась Матерь Божия и в третий раз исцелила его.
По выздоровлении преподобный Серафим три года подвизался подвигом безмолвия, а в 1810 году, после 15-летнего пребывания в пустыни, затворился в монастырской келье. За любовь к Богу, смирение и подвиги преподобный Серафим сподобился духовных даров прозорливости и чудотворения. 25 ноября 1825 года Матерь Божия со святителями Климентом Римским и Петром Александрийским явилась подвижнику и разрешила окончить затвор. Преподобный старец стал принимать приходящих к нему за благословением, советом и духовным утешением, с любовью называя всех: «Радость моя, сокровище мое».
Преподобный Серафим опекал и руководил сестер Дивеевской обители и, по указанию Матери Божией, основал для девиц отдельную Серафимо-Дивеевскую мельничную общину. Царица Небесная заранее возвестила подвижнику о его кончине, и 2 января 1833 года преподобный Серафим предал душу Господу, во время коленопреклоненной молитвы пред иконой Богоматери.
19 июля 1903 года в царствование святого Царя-мученика Николая II через 70 лет после его кончины совершилось прославление угодника Божия. Обретение честных мощей святого сопровождалось многими чудесными исцелениями больных, в большом количестве прибывших в то время в Саров.
Сегодня мы также вспоминаем историка, академика Санкт-Петербургской Академии Наук К.Н.Бестужева-Рюмина (1829-1897).
Константин Николаевич Бестужев-Рюмин родился 14 мая 1829 г. в Нижегородской губернии. Происходил из старинного дворянского рода. В 1851 г. закончил историко-филологический факультет Московского университета. В 1859 г. переехал в Петербург для сотрудничества в «Энциклопедическом словаре», «Санкт-Петербургских ведомостях», а также в «Отечественных записках», где публиковал критические статьи.
В 1864-79 гг. Бестужев-Рюмин читал русскую историю будущему Императору Александру III и другим членам императорской фамилии. В 1865-84 гг. состоял профессором русской истории Петербургского университета. Главный обобщающий труд Бестужева-Рюмина «Русская история» в 2 т., изданный в 1872-85 гг.
Бестужев-Рюмин разделял концепцию сменяющихся культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского, чью книгу «Россия и Европа» восторженно приветствовал. К.Н.Бестужев-Рюмин симпатизировал славянофильским идеям. В статье «Славянофильское учение и его судьбы в русской литературе» он дал подробный анализ основных положений славянофильства. В 1878 г. учредил и возглавил петербургские Высшие женские курсы, неофициально называвшиеся «бестужевскими». В 1890 г. избран академиком Петербургской Академии наук. Скончался в 1897 г.
Также сегодня мы вспоминаем писателя и драматурга Е.Л.Шварца (1896-1958).
Евгений Львович Шварц родился 9 октября 1896 г. в Казани, в семье врача. В 1914-1916 гг. учился на юридическом факультете Московского университета. Затем Е.Л.Шварц увлекся театром, оставил университет и начал играть в театрах-студиях Ростова-на-Дону и Петрограда. Ему прочили большое актерское будущее, но его манила литература. В 1920-х гг. он сближается с литературной группой «Серапионовы братья» и начинает создавать собственные произведения. Тогда же Шварц стал секретарем писателя К.И.Чуковского, познакомился с известными петроградскими литераторами. С 1924 г. Е.Л.Шварц жил в Ленинграде, работал в детской редакции Госиздата, писал детские рассказы и стихи для журналов. В 1929-1930 гг. создал первые пьесы для Ленинградского ТЮЗа, используя сюжеты народных сказок и сказок Г.Х.Андерсена.
В годы Великой Отечественной войны Е.Л.Шварц пережил наиболее тяжелые месяцы ленинградской блокады. Жанр театральной сказки стал определяющим в драматургическом творчестве Е.Л.Шварца. Пьесы «Тень» (1940 г.), «Дракон» (1943 г.), «Обыкновенное чудо» (1956 г.) с неизменным успехом шли во многих театрах страны. По его сценариям сняты фильмы «Золушка» (1947 г.), «Первоклассница» (1948 г.), «Сказка о потерянном времени» (1964 г.) и др. Умер 15 января 1958 в Ленинграде. Похоронен на Богословском кладбище.