Не садись на первое место

Евангелие субботы (Лк, 74 зач., 14, 1—11)

Пастырская проповедь 
0
9
Время на чтение 4 минуты

Тогда пришел Иисус в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним. И вот, предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью. По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу? Они молчали. И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил. При сем сказал им: если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу? И не могли отвечать Ему на это. Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.

«Пришел Сын Человеческий: ест и пьет» (Лк. 7, 34), беседуя дружески со всякого рода людьми. Сегодня мы видим, как Он приходит в субботу в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба. Как милостив Бог к нам, дающий время, даже в день сугубой молитвы, для телесного отдохновения. И как внимательны мы должны быть, чтобы не злоупотребить этой свободой.

«И вот, предстал пред Ним человек, страждущий водяною болезнью». Господь приходит, благословляя страждущих, и прежде чем этот человек позвал Его, Он ответил ему. Благо человеку быть там, где Христос. Законники и фарисеи внимательно наблюдали за Ним. Когда Христос спросил их, позволительно ли врачевать в субботу, они молчали. Ибо их намерение было уловить Его, а не поучиться от Него. Они не хотели сказать: «позволительно», и стыдились сказать: «непозволительно». Благочестивые люди нередко бывают гонимы за то, что даже их гонители не могут не признать позволительным и добрым. Много добрых дел совершил Христос, за которые они хотели побить Его камнями.

Но никакое противостояние нечестивых не может помешать Господу творить добро. «И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил». В одно мгновение одним прикосновением Господь исцелил эту тяжелую болезнь. Он отпустил исцеленного, чтобы фарисеи не могли обвинить его. Хотя абсолютно непонятно, в чем могла быть его вина.

Наш Господь не делал ничего, что было бы против Закона. В ответ на их мысли Он обращается к их собственной жизни, снова заставляя их со стыдом замолчать. «Если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу», не откладывая это до окончания субботнего дня, чтобы он не погиб? Они делают это не столько из жалости к животному, сколько блюдя свои интересы. Это их вол, он стоит денег, ради которых можно поступиться и Законом. Увы, столь многие, ради собственной выгоды, с легкостью жертвуют тем, чем они не могут пожертвовать ради славы Божией и блага своих ближних! «И не могли Ему отвечать». Ибо безответны будут пред Господом уста льстивые.

«Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя». Обычаи Божии не похожи на наши. И нравы Божии отличаются от нравов людей. Требуется время и определенное познание Бога, чтобы мы начали научаться им. Однако совет не торопиться занимать первое место среди приглашенных можно найти в каком угодно учебнике правил хорошего тона. Это элементарная вежливость, и это может быть расчетливая осторожность, как замечает Сам Господь: какой стыд, если придет кто-то более достойный, и мы должны будем занять единственное оставшееся место — последнее! С точки зрения мирского благоразумия такой расчет оправдан: лучше второе или третье место среди первых, но только не последнее. Однако совет, который дает Господь в Евангелии, идет гораздо дальше элементарных правил приличного поведения. Ученик Христов более чем другие люди, предупрежден. Слова, которые Господь повторяет в заключение притчи, звучат как рефрен во всем Евангелии: «всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится».

В самом деле, речь идет не о том, чтобы из тактических соображений предпочесть второе или третье место, чтобы потом не пришлось со стыдом занять последнее. Речь идет о том, чтобы всегда и всюду, почти инстинктивно, искренне предпочитать последнее место. Чтобы достигнуть этого, никакого кодекса вежливости, никакого эгоистического расчета будет недостаточно. Господь зовет к совершенно другому.

«Унижающий себя возвысится». Не может быть никаких сомнений — Господь говорит прежде всего о Самом Себе. Это Он, будучи Богом, уничижил Себя среди людей до последнего места среди них. Но от этого последнего места, от Креста и от ада среди умерших, Он возвысился, воскрес и стал Перворожденным из мертвых и Спасителем многих. Избрать последнее место, чтобы таинственно явиться на первом, возвысившись любовью Отчей, — вот путь Сына Божия и спасение мира. Путь, который отныне открывается в Нем для всех людей, чтобы все, следуя за Ним, могли избрать его. Быть вместе с самыми нищими, обнищать ради них — значит последовать за Христом по единственному пути, ведущему к Небесному Отцу.

Именно в этом обычаи Божии нисколько не похожи на то, что принято у людей. Для верующего человека выбрать последнее место не есть благоразумный расчет, чтобы, невзирая ни на что и не подавая вида, достигнуть первого места, всегда самого желанного. Выбрать последнее место — значит, просто научиться нравам Божиим, оказаться под воздействием Его любви. Приобщая тайне Своей любви, Бог возносит смиренных, приемлет нищих и спасает грешников.

По этой же самой причине Церковь Христова так мало напоминает любые, самые лучшие общества этого мира, которые тщательно отбирают и отсеивают своих членов. Ибо Церковь в свою очередь сочетается с обычаями и нравами Божиими. Она — знамение Его милосердия. Она причастна щедрости Бога. Она не ждет никакого воздаяния, кроме одного только Бога.

За Божественной литургией каждый из нас занимает последнее место. Потому что Бог пришел спасти не праведников, а грешников, «от нихже первый есмь аз». «Никтоже да рыдает своего убожества», как говорит святой Иоанн Златоуст среди Пасхи. Каждый, кто сознает свою греховность и приходит с покаянием, оказывается достойным. И Сам Сын Божий сажает его рядом с Собой, и соединяется с тем, кто исполнен решимости следовать за Ним всюду, куда бы Он ни пошел.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Подлинное величие человека — суметь победить свое честолюбие
Евангелие пятницы (Мк, 41 зач., 9, 33—41)
27.12.2024
Искушение учеников Христовых всех времен
Евангелие четверга (Мк, 39 зач., 9, 10—16)
26.12.2024
Нововведения Второго Ватиканского Собора и его последствия
Перед нами мессианский гуманизм, где Бог растворяется в человечестве
25.12.2024
Есть слова, который может произносить только священник
Слово в день памяти святителя Спиридона Тримифунтского и священномученика Александра Иерусалимского
24.12.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
«Если вам скучно живется, значит, у вас нет веры»
Ревность к добрым делам, ревность зрячая и осмысленная, с рассуждением нужна человеку, как воздух
26.12.2024
«Мы – "расстроенное пианино"»
Человек – существо падшее, поэтому ему сложно делать добрые дела
24.12.2024
Промысл Божий действует, как бы приспосабливаясь к нашей вере
Евангелие вторника (Мк, 34 зач., 8, 22—26)
24.12.2024
Среди нынешних наших испытаний
Евангелие понедельника (Мк, 33 зач., 8, 11—21)
23.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Русский дух повержен на обе лопатки
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.12.2024 03:58
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от учитель
28.12.2024 03:30
Ханука становится главным праздником современной Украины
Новый комментарий от Наблюдатель
28.12.2024 01:54
Трагедия деревни
Новый комментарий от учитель
28.12.2024 00:02
Раздел «Важное» на РНЛ
Новый комментарий от Александр Миронов
27.12.2024 22:02
Имеет ли силу церковная анафема?
Новый комментарий от Апографъ
27.12.2024 20:07