В сентябре 2021 г. в Москве произошла трагедия: 61-летняя бабушка и 15-летняя внучка скончались после того, как покушали арбуз. Арбуз был принесен из магазина, где накануне травили тараканов препаратом Цигатрин, работал профессиональный дезинсектор.
Было множество различных версий, проведено 40 экспертиз; врачи, химики и просто здравомыслящие люди долго спорили о произошедшем. Но следствие постановило: лямбда-цигалотрин (компонент Цигатрина), попал на арбуз, просочился вовнутрь, и это послужило причиной смертельного отравления.
Нестыковкам придумали объяснение. В телах погибших не обнаружено никакого яда вообще – ну так цигалотрин мог разложиться (за 2 дня!). Содержание цигалотрина в арбузе чрезвычайно мало (по моим подсчетам, его там в 4000 с лишним раз меньше, чем летальная доза!), – ну так он мог разложиться и в арбузе. Конечно, мог – но не во столько же раз! И никто не догадался поставить простой опыт: обработать арбуз лямбда-цигалотрином (или препаратом Цигатрин), потом положить его в холодильник и измерить концентрацию цигалотрина в арбузе через 1, через 2, через 5 дней. То есть проверить, насколько быстро разлагается яд. Это и было бы главным доказательством!
Но химические доказательства оказались никому не нужны, и Заключение было написано, опираясь только на медицинские симптомы: отравление деструктивным ядом с преимущественным поражением печени и почек. А следователи никаких ядов вокруг не нашли, кроме микроскопических следов лямбда-цигалотрина в недоеденном арбузе и этого хватило для обвинения. (Если мы чего-то не видим, значит этого нет!, – нет ядов, кроме цигалотрина. А если другой яд все-таки был, но тоже разложился, или вы просто не умеете его находить?).
Всё точь-в-точь, как и в Красноярском деле о предполагаемом отравлении Дихлофосом.
В Москве подозреваемый дезинсектор уже осужден и получил 5 лет, а в Красноярске отец семейства еще сидит на скамье подсудимых.
Возможно, если бы «арбузное дело» в Москве было раскрыто по-настоящему, не повторилось бы подобное в Красноярском крае в сентябре 2024-го. Там обвиняется Дихлофос – аналогичный Цигатрину яд. В телах погибших четырех детей найдены лишь ничтожные следы компонентов Дихлофоса: циперметрина и др. Поскольку никаких других ядов не нашли, экспертное заключение строится только на медицинских симптомах отравления. Но мог же быть и неизвестный яд!
Прослеживается один и тот же преступный почерк: кто-то добавляет какие-то яды прямо в инсектицидные препараты (Цигатрин, Дихлофос) и на этом фоне их не могут определить. В организме человека идет метаболизм – яды разлагаются. Но сложное вещество не может быстро разложиться на углекислый газ и воду – должны быть продукты распада и полураспада, их надо научиться находить. Нужна серьезная научная работа! Трагедия может повториться…
Сохранный Сергей Егорович, химик, г. Барнаул