Между небом и землей
Тем холодным октябрьским утром под сенью Святого Креста мы стояли в самом сердце Нового Зейтинлика, рядом с церковью Св. Петки (прп. Параскевы Сербской) в Соколаце – Литургия в день Св. Петки. Святыня была воздвигнута рядом с могилами сербских воинов, положивших свои жизни на алтарь Отечества.
Сейчас Республика Сербская еще становится на ноги, но они, не забытые, здесь уже покоятся. Народ построил храм, чтобы не забыть. Чтобы выполнить свой долг перед ними. Показать, насколько любима каждая пядь этой сербской земли. Наши взгляды скользят по осенним пейзажам, холмистым возвышенностям, по далеким темным сосновым и еловым лесам, кристальному небу и красноватым осенним склонам Романии.
Сербское военное мемориальное кладбище Малый Зейтинлик
Нас, гостей из сербской столицы во главе с организатором Зораном Вучичем из Патриархии СПЦ, ведет Святой Честной Крест. Встречают нас духовенство и жители города Соколац. Перед церковью тесными рядами стоят самые младшие. Школьники, учащиеся младших и средних классов. И они пришли поклониться подвигу воинам, отдавших все, что имели, за свою страну и свой народ.
Чувство, которое охватывает человека при встрече с Малым Зейтинликом, трудно выразить словами: восторг, печаль, глубокая благодарность. Это печальное и величественное место, где изящная белая церковь оберегает белые кресты. Пока идет богослужение и сербы Республики Сербской и сербы из Сербии молятся Богу, где-то в море беломраморных крестов Нового Зейтинлика мать оплакивает своего сына. Ее боль слышна далеко, ее голос полон безутешной печали, заглушающий все, включая птиц, пение в церкви и ветер... Время словно остановилось. Мы на мгновение подумали о Корфу, Салониках и Зейтинлике, задаваясь вопросом: неужели каждая пядь сербской земли должна снова и снова быть освящена кровью и отмечена новыми каменными крестами?
В храме и рядом с ним много людей, но нет суеты и шума. Чувствуется тихое единение, согласие и трогательная благодарность. Святой Честной Крест уже девятый год ведет паломников из Белграда по благословению блаженнопочившего патриарха Павла. Святой Крест словно невидимой рукой объединяет сербов. Сейчас он стоит перед алтарем в церкви Святой Петки. Его привезли из Иерусалима, он посетил многочисленные наши святыни в Сербии, Хорватии, Республике Сербской, Черногории... Честной Крест несли для укрепления сербов в их вере, там, где было особенно трудно выстоять, как и в средневековом Скадаре.
В недавно построенной церкви с белыми стенами, богатым иконостасом и роскошным паникадило находится много молодежи, а также священников из окрестных мест Республики Сербской.
Здесь, в этом святом месте, каждый серб чувствует потребность отдать долг чем-то хорошим и сказать что-то со сжавшимся сердцем. Зейтинлик в Соколаце врезался в душу, и вот мы собираемся с силами, чтобы объединиться ... хотя бы словом. Скажем им: «вы — часть нас, дышащих, и вы всегда будете с нами, пока есть Сербы».
Церковь Св Петки расположена среди тысячи надгробных крестов, размещенных ровными воинскими рядами в месте упокоения, сын рядом с отцом, брат рядом с братом. Шокирующее зрелище...
Священник Еремей Старовлах рассказал, сопровождая нас, что в дальних окрестностях Соколаца похоронено четыре с половиной тысячи сербских воинов, все молодые люди. Они отдали свои жизни за Республику Сербскую. Мы знаем о страданиях Братунца, но это еще страшнее..
О Малом Зейтинлику не пишут и не говорят за пределами Республики Сербской. С нами сербы из Велика-Хочи, мужской певческий ансамбль и детский хор «Метохийски жубори» под руководством профессора Гаврила Куюнджича. Здесь и детский хор церкви Св. Георгия из Бежании. Здесь же находится молодой священник Драган Гачеша из Кучанцы, родного села Патриарха Павла. И словно полностью исполняется благословение Патриарха Павла, что, пока Сербы есть, они стремятся друг к другу, посещая и восстанавливая свои святыни. И во всеединстве идут туда, где тяжело, в города и земли, где сербы забыты.
Мы посетили кафедральный собор Св. пророка Илии XIX века в Соколаце. Видели мы и памятник воинам Салоникского фронта. Соколац и его окрестности дали фронту более 400 героев. Среди них имена и 12 мусульманских патриотов. Стоим тихо, отдаем дань уважения героям, чьи имена уже давно написаны сияющими буквами в вечности.
Идем знакомиться с монастырем Соколица, расположенным в Равной Романии. Святыня поразило нас своей монументальностью. В недавно построенном храме вместо фресок на мраморных стенах выгравированы имена 4,5 тысяч сербских воинов. Потрясением было читать эти имена и сознавать ужасную правду о том, что в некоторых родах погибли до 27 молодых сербских солдат, защитников Отечества. Их жизни оборвались. Никогда не родятся их дети. Не будет слышен их смех и смех их потомков. Навсегда угас очаг. Здесь нет ни одной сербской семьи, на которую бы не пролилась кровь из сосуда войны.
Священник Старовлах потерял 17 членов своей большой семьи во время войны в Боснии и Герцеговине с 1992 по 1995 годы. Он рассказывает нам об этом с дрожью в голосе.
Шагаем вокруг монастырской церкви Св. Георгия, построенной из мрамора. Мрамор доставляли из разных мест. Пол золотисто-коричневый, стены белые. Сам алтарь – настоящее произведение искусства. Узнаем, что больше всего в строительстве помогала Республика Сербская, родители и родственники погибших и наша Сербская Православная Церковь. Даже землю под храм подарил отец погибшего воина, который каждый день приходит сюда, зажигает свечи за всех погибших и за своего павшего младшего сына. Он показывает рукой нам место на мраморной стене, где написано его имя. Ему было всего 20 лет.
Строить храм начали в 1996 году, а завершили в 2003 году. Церковный колокол – подарок Генерального штаба Армии Республики Сербской. Эти герои не забыты своей страной. Списки имен погибших солдат - это в основном воины Сараевско-Романийского корпуса Армии Республики Сербской, всего 3800 человек. На мемориальных досках и добровольцы Салоникского фронта, а также имена сербских гайдуков из Сараевско-Романийского региона. Там высечено имя и Старины Новака. В церковном дворе находится мемориальная часовня, посвященная священномученику митрополиту Дабро-Боснийскому Петру (Зимоничу), замученному и убитому во время Второй мировой войны.
Богородица охраняет Чайниче
На вершине Чайниче, горного городка на дальнем востоке Республики Сербской, находится церковь Успения Пресвятой Богородице, широко известная своей чудотворной иконой Пресвятой Богородицы Чайничка. Непросто добраться до этого горного городка.
Чудотворная икона была написана святым апостолом и евангелистом Лукой, глаголят церковные книги. Апостол Лука написал три иконы Божьей Матери: одна находится в Иерусалиме, вторая – на Афоне, третья – в Чайниче. Написана на дереве. На одной стороне – образ Пресвятой Богородицы с младенцем Иисусом, а на другой – святой Иоанн Предтеча, правой рукой благословляющий.
Предание гласит, что икона была подарена Неманичам, когда они были в паломничестве на Святой Земле. Когда царь Стефан Дечанский заболел тяжелой болезнью, он молился о своем исцелении в монастыре св. Николая в Бане близ Прибоя. Выздоровев, он передал икону монастырю Баня в знак благодарности Богу и Богородице. Икона находилась там до сожжения мощей святителя Саввы. Когда монастырь горел, крестьянин, втайне от турок, унес икону на своей спине. Икону привезли в Чайниче более 370 лет назад. Сначала она находилась в старой церкви, пока в 1863 году не был построен новый храм, и тогда ее поместили в напольный резной киот, где она находится и сегодня. Чудотворная икона исцеляет или умиленно одаривает молящихся добром, миром, радостью... И лампада никогда не гаснет…
Проезжать вечером через полусонный Чайниче – особое удовольствие. Чайниче был построен на крутом холме. В городке суровой зимы с первыми сумерками местные жители стекаются в свои теплые дома. Дома красивые, обычно двухэтажные, дворы ухоженные. Городок милый, его поддерживают в хорошем состоянии, как будто о близком человеке заботятся. Переулки узкие и сливаются в верхнюю, ведущую к храму Богородицы.
Направляемся к крутой лестнице, которая нас ведет над городом. Дома тянутся по улице и лезут вверх, а над ними дымят трубы. Чайниче со всех сторон окружен высокими холмами и густым сосновым лесом. Рядом с лестницей, слева, переулок, где находится мусульманский храм.
Спускаемся по серпантину ступенек, радуясь, что не заледенели, хотя термометр перед магазином показывал минус три градуса. Заходим в кафе, пекарни, небольшие магазинчики, в них чувствуется дыхание прошлого.
Здесь продают за динары. И здесь мы в нашем доме... Все реки в главную впадают.
Великая честь провести ночь под сводом Чайничкой Святыни, под Покровом Пресвятой Богородицы и защитой Св. Иоанна Крестителя.
Рано утром в центре Чайниче мы встретили около пятнадцати лесорубов. Горцы в спецодежде, румяные, с пилами в руках готовятся к тяжелой работе. В их глазах живость, любопытство, простодушность.
Проходит мимо прохожий. Мороз крепчает. В домах дымят трубы.
По густому туману мы спускаемся горной дорогой с крутыми поворотами от Чайниче на юго-восток Республики Сербской.
На склонах холмов виден снег. Наблюдаем горные пейзажи и овраги. Как будто именно здесь горы укрыли Богородицу Чайничку, чтобы она сохранилась в покое и чистоте, вдали от тлетворного дыхания этого времени. Она в сосновых горах, под самым небом, так что ничто суетное здесь не коснется Ее.
Долиной рек Рзавы и Добринска
Долина реки Рзав, славящаяся кристальной чистотой, шумит гулом волн и бурных водопадов. В монастыре Добрун нас приветливо встретили монахи и рассказали нам краткую историю этой святыни, построенной в 1343 году по образцу Хиландара. Посетили мы и музей Карагеоргия. Братия монастыря приводит его в порядок более трех лет. Музей занимает три этажа, но пока у нас была возможность рассмотреть сокровища на двух этажах: церковную утварь, иконы, старинные записки, художественные картины, географические карты, русские церковные книги, монашеские и архиерейские облачения. Большинство экспонатов являются оригиналами. Рядом с галереей находится Музей Дабро-Боснийской митрополии. Несмотря на то, что турки, немцы, австро-венгры и другие иностранные сапоги топтали, сжигали и уничтожали все, до чего дотягивались, однако много драгоценностей сохранилось.
Какими же тогда духовными и материальными богатствами и в каком количестве мы, сербы, обладали?!
Соседний новый монастырь Дражевина, который оберегают и приводят в порядок монах Йован с братией, был построен с 2004 по 2010 год. Дражевина расположена между Республикой Сербской и Сербией, Вишеградом и Добруном. Святыня возникла в местечке Добрунска-Риека, где коммунисты в марте 1946 года схватили Дражу Михайловича, убив почти всех офицеров, защищавших его. На этом месте установлен памятник генералу. В память об этом дне был построен монастырь во имя Св. Николая - Крестной Славой семьи Дража Михайловича. Сегодня в Дражевину съезжаются сербы со всего мира.
Прогуливаясь по Андрич-граду
Андрич-град превзошёл наши ожидания – красотой, архитектурным стилем и изысканностью. Если роскошь сербской истории и балканских обрывов над порывистой красавицей рекой увековечена великолепным мостом на Дрине с 11 совершенными арками, веками отражающимися в воде, то Андрич-град является символом искусства и художников. гармонии пластичности реки и монументальности камня, которые архитектор превратил в поэзию.
В этом мире реки, солнца и камня, с линиями арок моста, с тенью веков, которую несет Дрина, простыми средневековыми башнями и крепостями, мы открываем двери прошлого...
Проходим через ворота Города.
Здесь все каменное: и площади, Андричева и Негошева, и дома, Театр, Институт изучения творчества Андрича, чайханы, несущие дух Востока, элегантные дома, павильоны, оживленные трактиры, книжные магазины, салоны, галереи. Подобные здания лишь только строятся на правом берегу реки. С берега реки мы смотрим на Мост Мехмед-паши Соколовича. По Дрине, текущей неудержимо и мощно, плывут лодки и катера. Вверх по реке сидят рыбаки, прогуливаются с видом на бурлящую воду и Бикавац пешеходы, туристы и прохожие. Какой дорогой шагал Андрич? Какими тропами ходил молодой послушник Раде-Раица Соколович (Мехмед-паша) в монастырь Милешева, откуда турки похитили его? Наши мысли словно эти водовороты и пороги. Ищем Соколовича, вглядываемся в далекие горы.
Вышеград – город старой и новой жизни. Люди гуляют по базару. Несмотря на войну, оставившую болезненный шрам на городе и душах, дух милого, всегда любопытного торгового люда сохранился. Через улицы протекают века, ожившие в романе Андрича.
Есть ли город красивее Камень-град? Если Андрич сделал дар роду сербскому, увековечив реку и ее могучую воду в притче о мосте, пережившего эпохи, то Камень-град в видениях Кустурицы воплотил все те времена в нынешнем столетии. Андрич пишет о мосте и Дрине, а Камень-град пишет песню о вечности. Вдыхая ладан в церкви Святого царя Лазаря, мы чувствуем, будто часть небесного алтаря спустилась именно здесь, на берег Дрины.
Мы бы желали в одном из переулков встретить Гаврило Принципа, Радо Соколовича, Дучича, Шантича, Карагергия, царя Лазаря... Памятник Андричу находится на одноименной площади. Владика Негош, отец Горнего венца, мудрый глава Спарты Сербской, похоже, нашел в долине Дрины долгожданный покой и каменное достоинство: «Черногорцы не целуют цепей»…
Но сегодня это не так.
Уютное тепло площадей, здания напоминают долину реки Требишница у подножья Леотара, улицу платана и кафе в Требине – похожи на те «Под платаном», которые Дучич носил с собой в сердце, на известняковые мосты Герцеговины, что камнем дышат и мечтают. Вышеград тоже любит поэтов, тонкие души, гонимые ветром и дождем...
Главная улица Андрич-града – улица Млада Босна. Проходят люди, в чьих глазах отражаются времена, которых уже нет: эпоха благоухающей джулы и шадравана, весенних паводков и потоков, любовного томления и ярмарочных печалей. Больших снегов и жаркого лета. Шелковых панталонов, ятаганов, крови и крестообразных мечей, раинского страха и беженцев, табора, касабских трактиров, еврейских ювелиров. Времена цыганских сумерек, турских господ и муэдзинов... как будто все нанизано рукой зодчего.
Пока шагаем по каменной площади, все блестит на солнце. Улицы Андрич-града напоминают нам полированные улицы Дубровника. Строитель словно знал, что Андрич связан с Дубровником, что он был рад уезжать в этот город и прогуливаться под палящим солнцем по Страдуну. Проходя по Андричу-граду, мы ждем встречи с Дучичем. Горит в нас желание спросить его: примет ли он в свое сердце Город в долине Дрины, также как и Требине?
Смотрим на статую писателя. Поэт стоит на берегу своей реки... между землей и небом.
Мы достигаем сердца Моста на Дрине. Нет деревянного домика, где раньше у ворот стояли сторожа. Каменный диван пуст.
А, на диване... сидели молодые люди... и тосковали.
На улице Юг Богдана продавцы предлагают иконы, художественные картины с мотивами Моста на Дрине, Бикаваца, базара и Андрич-града... Покупаем – на память. Да... зеленая река долго в нас течёт...
Комментарии
Посреди известнякового моста некогда стоял домик с деревянными воротами и стражей. Поэтому эта часть моста и получила название Ворота. Там есть две белых мраморные таблички со стихами поэта Нихадия на арабском языке. Они повествуют о строителе. Самая старая надпись – верхняя от 1571/1572 г., а запись же 1577г. Гласит:
«Высочайший благодетель Мехмед-паша, который был верным великим визирем трех правителей, сделал самый чудесный дар, да запишет Бог это для его блага». С чистым намерением он своим милосердным взором построил огромный мост через реку Дрину. Работа его была так прекрасна, что всякий, кто увидит ее, подумает, что это жемчужина в воде, а небесный свод для него ракушка!»
Переводчик: Евгения Васич
*Мехмед-паша Соколович, также известный как Мехмед Високи (осм. Tur سوکلو محمد پاشا, тур.Sokollu Mehmed Paşa ; Соколовичи, около 1506 г. — Стамбул, 11 октября 1579 г.) — османский государственный деятель. Соколович был могущественным и влиятельным человеком в свое время. Он был чрезвычайно близким соратником Михаила Кантакузина, прозванным Шейтаноглу. Он родился в деревне Соколовичи недалеко от современного города Рудо в сербской православной семье. Мехмеда взяли еще мальчиком в рамках османской системы девширме по сбору христианских мальчиков, которых собирались воспитывать в качестве янычар. Эти мальчики будут вынуждены принять ислам, воспитываться и получать образование как солдаты и верующие, но взамен им будет предоставлена возможность присоединиться к османской имперской системе и продвигаться по ней. Мехмед-паша Соколович был одним из многих, кто сделал завидную карьеру, достигнув должности великого визиря.