Сказал Господь: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее. Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов. Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие.
Самое великое требование, какое может быть, самая высокая заповедь — следовать за Господом. И Господь говорит о трех обязательных условиях для тех, кто хочет следовать за Ним. Речь идет о посвящении Ему всей жизни, а не той или иной ее части. Те, кто не возводит свою жизнь на крест и не отвергается себя, потеряют смысл жизни, цель жизни, саму жизнь. Жизнь имеет смысл единственно тогда, когда человек, отвергаясь себя, следует за Христом. Страшные слова, которые мы будем без конца постигать, потому что нам будет трудно их принять.
К этим трем условиям Господь добавляет три решительных утверждения: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий». Иначе говоря, Христос утверждает, что когда речь идет о следовании за Ним, невозможны полумеры. Среди множества мыслей, открывающихся в этих словах, выделим, по крайней мере, четыре.
Во-первых, многие приходят в Церковь в поисках истины. Но они ни в коем случае не допускают, чтобы общение с Церковью было местом, где можно рисковать своей жизнью. Можно рисковать, когда речь идет о деньгах, о жилье, о здоровье, о других вещах, но не там, где наши отношения с Церковью.
Во-вторых, речь идет не только о тех, кто не знает тайны Христа. Но также о тех, кто, подобно Петру, убеждены, что знают Его, хотя на самом деле они не понимают Его в Его тайне.
В-третьих, чтобы понять Христа, надо страдать с Ним, следовать за Ним, платя за это своей жизнью. Тот, кто по-настоящему понимает Христа, — мученик. Он не только на словах, но на деле отдает свою жизнь до конца. Мы проникаем в тайну Христа по мере того как мы готовы страдать с Ним — когда мы не стыдимся Его и Его слов «в роде сем прелюбодейном и грешном».
В-четвертых, эта страшная истина не должна рождать в нас чувство уныния, но — сострадания. Ибо Бог исполнен сострадания к людям, которым трудно Его понять. Он исполнен сострадания к нам, которые еще далеки от Него, хотя утешены благодатью и бесчисленными дарами. В нас еще, может быть, нет решимости следовать за Господом жертвенным путем. Мы должны прежде всего узнать, что Евангелие — это милосердие Христа, видящего человеческое сердце и наши немощи, знающего из какой глины мы замешаны. Если Господь открывает нам Себя как Тот, Кто должен страдать, — Он Тот, Кто должен переносить нашу неспособность понять Его.
Будет время, когда Бог наш может показаться нам слишком суровым. Но Он требователен к нам, потому что Он любит нас. Он требует многого, но обещает нам бесконечно большее. В ответ на наши усилия Он дает нам все, в том числе Свою жизнь. Он дает нам эту Божественную жизнь не только после нашей смерти, но здесь и сейчас. «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как увидят Царство Божие, пришедшее в силе».
Бог для души, — говорят святые отцы, — как солнце для земли. В начале мы догадываемся, что этот свет существует, потом блеснет для нас один луч, но отраженный, чтобы мы не поранили наших глаз. Потом душа узнает несколько лучей: тайну Воплощения, Креста и Воскресения, Евхаристии. Но всякий раз она должна закрывать глаза перед этим светом — бесконечно более ослепительном, чем вспышка молнии для наших телесных глаз. Это восхождение к Богу не будет ровным. Однако Господь никогда не оставит нас.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России